Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:28, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе анализа действующей нормативно-правовой базы дать характеристику системы правового регулирования процедур обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Дать общую характеристику права на обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
Провести анализ нормативно-правовой базы процедуры обжалования.
Охарактеризовать механизм обжалования действий и решений таможенных органов, в частности:
выявить особенности внесудебного (административного) порядка обжалования.
определить характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.
Введение 4
1. Правовые основы обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации 9
1.1. Общая характеристика права на обжалование действий и решений таможенных органов 9
1.2. Анализ нормативно-правовой базы обжалования действий и решений таможенных органов 15
2. Механизм обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.1. Особенности административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.2. Характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 38
3. Актуальные вопросы правового регулирования обжалования действий и решений таможенных органов 50
3.1. Анализ практики рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела 50
3.2. Основные направления совершенствования административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 52
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение 73
Упрощенный порядок обжалования решения должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Жалоба
рассматривается
Решение также выносится в устной форме, а по просьбе лица, обратившегося с жалобой, составляется акт в упрощенном порядке.
Письменная форма акта состоит из: вводной части (сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, лице, обратившемся с жалобой); описательной части (краткое содержание жалобы); резолютивной части (краткое содержание принятого решения).
В случае отказа в рассмотрении жалобы в акте указываются причины такого отказа45.
Акт
подписывается должностным
Необходимо упомянуть, что ч. 5 ст. 57 ТК РФ оговаривает, что рассмотрение жалобы на решение должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.
Казалось бы, существование такого правового механизма как упрощенный порядок обжалования вполне оправдано, ведь он обладает неоспоримым преимуществом перед общим порядком подачи жалобы – оперативность. Но как показала практика широкого распространения он не получил.
За 2009 год таможнями региона в упрощенном порядке было рассмотрено всего 2 жалобы, обе были поданы физическими лицами, обе не были удовлетворены; таможенными постами региона ни одной жалобы в упрощенном порядке рассмотрено не было46.
В 2008 году таможенными постами региона было рассмотрено в упрощенном порядке 5 жалоб (4 поданы физическими лицами, 1 – юридическим лицом), все – оставлены без удовлетворения; таможнями региона ни одной жалобы в упрощенном порядке рассмотрено не было47.
Следует отметить, что, как видно из вышеуказанных статистических данных, ни одна из рассмотренных в упрощенном порядке жалоб не была удовлетворена. Возможно, что сложившаяся практика, являющаяся стопроцентно негативной для участников внешнеэкономической деятельности, является основной причиной того, что такой правовой механизм как упрощенный порядок рассмотрения жалоб не получает широкого распространения, хотя является оптимальным вариантом с точки зрения экономии участниками внешнеэкономической деятельности времени, материальных ресурсов.
Таким образом, в отличие от ранее действующего Таможенного кодекса 1993 года, в котором было предусмотрено обязательное первичное обжалование в вышестоящий таможенный орган, а только потом обращение в судебные органы, действующий ТК РФ право выбора органа для подачи жалобы оставляет за самим заявителем. Он самостоятельно решает: обратиться ему с жалобой в вышестоящий таможенный орган или пойти с ней сразу в суд. Как показывает практика, всё-таки на сегодняшний день предпочтение отдается последнему варианту.
Вместе с тем, у обжалования в ведомственном порядке в вышестоящие таможенные органы есть свои преимущества:
То есть, у лица появляется реальная возможность экономии временных и материальных ресурсов.
В 2009 году в СЗТУ и таможнях региона ситуация в части обжалования действий и решений была по отношению к друг к другу диаметрально противоположной.
В частности, в СЗТУ в 2009 году в административном (внесудебном) порядке подано 500 заявлений об обжаловании действий и решений таможенных органов и их должностных лиц; в судебном порядке – 17заявлений48.
В таможнях региона, как уже было указано, абсолютно иная ситуация. Здесь в 2009 году в административном (внесудебном) порядке подано 369 заявлений об обжаловании действий и решений таможенных органов и их должностных лиц; в судебном порядке – 2019 заявлений. То есть заявители в подавляющем большинстве случаев избирают судебный порядок при обжаловании.
Возможно, такие кардинальные различия в данных по таможням региона и СЗТУ связаны с особым статусом таможен, ведь именно ими осуществляется основной фронт работ по таможенному оформлению и таможенному контролю.
Возможно,
дело в том, что участники
И все же ответ на вопрос о том, почему участники внешнеэкономической деятельности не доверяют рассмотрение своих жалоб таможням региона, и обращаются прямиком в судебные органы остается открытым и представляется важным проведение анализа совокупности причин и условий, влияющих на данную ситуацию, с целью её корректировки.
Предусматривая возможность подачи жалобы не только в сами таможенные органы (пользуясь правилами ст. ст. 45-57), но и в судебном порядке в суд, арбитражный суд, ТК РФ императивно предписывает руководствоваться нормами гражданско-процессуального законодательства (нормами действующего ГПК РФ) и нормами законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах (нормами АПК РФ). Следовательно, необходимо последовательно рассмотреть тот порядок обжалования, который предусмотрен ГПК РФ, и тот, что предусмотрен АПК РФ.
Ст. 46 ТК РФ императивно предписывает руководствоваться нормами действующего ГПК РФ, если жалоба на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица подана в суд общей юрисдикции (например, если жалоба подана физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем и перемещающим товар для личных нужд).
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие, бездействие таможенного органа или его должностных лиц. (При этом заявление с жалобой подается в суд с учетом подсудности, установленной в ст. ст. 24-27 ГПК РФ.) Заявление может быть подано гражданином либо организацией по месту нахождения таможенного органа (должностного лица), решение, действие (бездействие) которого обжалуется.
Систематическое толкование ст. 46 ТК РФ и ст. 254 ГПК РФ показывает, что заявление об оспаривании решений, действий (бездействия), указанных выше, подается: либо лично, либо через представителя (полномочия последнего должны быть оформлены в соответствии со ст. 53 ГПК РФ).
Рассматривая заявление с жалобой, суд вправе, хотя и не обязан приостановить оспариваемое решение49.
Гражданин вправе обратиться в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о том, что его права и законные интересы нарушены. При этом:
Кроме того следует учитывать, что:
Заявление с жалобой на решения, таможенного органа (должностного лица) должно быть рассмотрено судом:
Суд вправе рассмотреть жалобу и при неявке - по неуважительной причине - как самого заявителя, так и руководителя таможенного органа, должностного лица (чьи решения обжалованы) либо их представителей.
Если суд признает явку этих лиц обязательной, то:
Установив, что таможенные органы реорганизованы либо ликвидированы, суд принимает меры к привлечению к участию в деле их правопреемников, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина. Это относится и к случаям рассмотрения жалоб, указанных в ст. 46 ТК РФ.
Если должностное лицо, действия которого обжалуются, не работает в прежней должности, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего таможенного органа, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина. В случае удовлетворения заявления суд возлагает на руководителя этого таможенного органа обязанность восстановить нарушенные права и свободы заявителя51.
Ни правила ст. 46 ТК РФ, ни ст. 257 ГПК РФ не препятствуют участию в рассмотрении жалобы должностным лицам вышестоящих таможенных органов.
Рассматривая жалобу на решения, действия (бездействие) таможенного органа, суд:
Информация о работе Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации