Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:28, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе анализа действующей нормативно-правовой базы дать характеристику системы правового регулирования процедур обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Дать общую характеристику права на обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
Провести анализ нормативно-правовой базы процедуры обжалования.
Охарактеризовать механизм обжалования действий и решений таможенных органов, в частности:
выявить особенности внесудебного (административного) порядка обжалования.
определить характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.

Содержание

Введение 4
1. Правовые основы обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации 9
1.1. Общая характеристика права на обжалование действий и решений таможенных органов 9
1.2. Анализ нормативно-правовой базы обжалования действий и решений таможенных органов 15
2. Механизм обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.1. Особенности административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.2. Характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 38
3. Актуальные вопросы правового регулирования обжалования действий и решений таможенных органов 50
3.1. Анализ практики рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела 50
3.2. Основные направления совершенствования административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 52
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение 73

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 421.50 Кб (Скачать)
lign="justify">     Пропущенный срок обжалования решения, действия (бездействия) в сфере таможенного  дела может быть восстановлен в соответствии со ст. 49 ТК РФ, которая предусматривает, что в случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования, он по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать данную жалобу. Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии к рассмотрению жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.

     Подача  жалобы с нарушением установленных  сроков, если лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока  либо причины пропуска срока не были признаны лицом, рассматривающим жалобу, уважительными, влечет отказ в рассмотрении жалобы по существу (ст. 54 ТК РФ)27.

     По  данным статистики за 2009 год в 29% случаев поводом к отказу в рассмотрении жалобы по существу являлось именно несоблюдение установленных сроков обжалования28.

     Предъявление  требований к форме и содержанию жалобы соответствует порядку, существующему в гражданском и арбитражном судопроизводстве (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ). Вместе с тем по сравнению с процессуальным законодательством, ст. 50 ТК РФ содержит более узкий перечень требований к содержанию жалобы, устанавливая в качестве обязательных реквизитов лишь те, которые позволяют определить предмет обжалования, а также уведомить заявителя о принятом решении29.

     Жалоба  на решение таможенного органа или  его должностного лица подается в  письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой (ч. 1 ст. 50 ТК РФ).

     Жалоба  на решение таможенного органа или  его должностного лица должна содержать:

  1. Наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;
  2. Фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение;
  3. Существо обжалуемых решения, действия (бездействия) (ч. 2 ст. 50 ТК РФ).

     Статьей 52 ТК РФ предусмотрено, что несоблюдение требований к форме и содержанию жалобы, установленных ч. 1 и 2 ст. 50 ТК РФ, влекут отказ в рассмотрении жалобы по существу.

     В 2009 году в СЗТУ и таможнях региона лишь в 12% случаев заявителям было отказано в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоблюдением требований, предъявляемых к форме и содержанию жалобы30. То есть, вследствие того, что законодательно установлены в принципе минимально возможные требования к жалобе, с целью максимально упростить её подачу, участники внешнеэкономической деятельности в подавляющем числе случаев с поставленной задачей справляются и эти требования выполняют.

     Помимо  того, что на таможенный орган возложена обязанность принять жалобу, ему предоставлено право запросить у подавшего жалобу лица документы, подтверждающие указанные в жалобе обстоятельства, если они отсутствуют в таможенном органе и имеют существенное значение для рассмотрения жалобы. В таком случае установленный общий месячный срок для рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрашиваемых документов, но не более чем на три месяца. Если по истечении установленного срока документы не поступили, жалоба рассматривается по существу и таможенным органом принимается решение без учета тех доводов жалобы, в подтверждение которых не были представлены запрашиваемые документы31.

     Подача  жалобы, как правило, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения таможенного органа или его должностного лица (это правило установлено ч. 1 ст. 51 ТК РФ).

     Вместе  с тем в законе регламентирована возможность полного или частичного приостановления исполнения в двух конкретных случаях. Во-первых, когда  у таможенного органа наличествуют достаточные основания полагать, что обжалуемое решение или действие (бездействие) не соответствует законодательству, то есть является неправомерным (ч. 2 ст. 51 ТК РФ). В связи с этим следует отметить, что формулировка «при наличии достаточных оснований полагать» относится к числу оценочных категорий и уяснение ее конкретного содержания представляет собой вопрос факта, зависящий от обстоятельств дела, специфики обжалуемого решения или действия (бездействия). Во-вторых, когда исполнение обжалуемого решения, действия (бездействия) может иметь необратимый характер. Это обуславливает возможность полного или частичного приостановления обжалуемого решения (действия) до принятия решения по существу жалобы32.

     Таможенный  орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случае, если:

  • не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;
  • не соблюдены требования, предъявляемые к жалобам;
  • лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;
  • предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица иного государственного органа33.

     Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня поступления указанной жалобы, а в случае обращения с жалобой аналогичного содержания - со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, определения суда, арбитражного суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения. Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд34.

     По  статистике в 2009 году из 500 поданных в СЗТУ жалоб 435 были рассмотрены, а в оставшихся 65 случаях по различным причинам в рассмотрении жалобы по существу было отказано35 (см. Приложение 1, рис. 1.1).

     На  основе статистических данных можно  выделить причины, лежавшие в основании принятия решения об отказе в рассмотрении той или иной жалобы (см. Приложение 1, рис. 1.2).

     До  рассмотрения жалобы по существу она  может быть отозвана обратившимся лицом на основании письменного заявления. Это, однако, не исключает возможность подачи повторной жалобы по тому же поводу с соблюдением рассмотренных выше сроков36.

     За 2009 год из 500 поданных жалоб отозвана была всего одна. В 2008 году подано жалоб – 300, отозвано – 2. В 2007 году подано – 229 жалоб, отозвано – 8 жалоб37.

     Таким образом, отзыв жалобы как правовой механизм существует, но на практике встречается нечасто, а из года в год всё реже и реже. Это свидетельствует о том, что правовая регламентация отзыва жалобы находится на достаточном уровне и дальнейшее совершенствование этого правового механизма не требуется.

     Жалоба  на решение, действие (бездействие) таможенного  органа рассматривается вышестоящим  таможенным органом, на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа - таможенным органом, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа - вышестоящим таможенным органом. От имени таможенного органа решение по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимает начальник этого таможенного органа или должностное лицо, им уполномоченное38.

     При этом ч. 3 ст. 54 ТК РФ устанавливает, что рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица не может производиться должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемое действие (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом.

  По  общему правилу жалоба на решение  таможенного органа рассматривается в течение 1 месяца. Помимо общего месячного срока для рассмотрения жалобы, определенного ч. 1 ст. 55 ТК РФ, ч. 2 ст. 55 ТК РФ предусмотрено и основание для его продления. Оно возникает в случае, когда рассматривающий жалобу таможенный орган признает необходимым продлить этот срок (например, для проведения дополнительной проверки, получения отсутствующих, но необходимых сведений, опроса тех или иных лиц). Продление осуществляется начальником таможенного органа на срок не более еще одного месяца с обязанностью уведомления заявителя в письменной форме с указанием его причин39.

     Принятое  в соответствии с положениями  ст. 56 ТК РФ решение для подавшего жалобу лица может быть различным: как менее благоприятным, чем уже вынесенное и обжалуемое в случае признания правомерности решения таможенного органа - вследствие отказа в удовлетворении поданной им жалобы; так и благоприятным,  в случае признания неправомерным полностью либо частично решения, таможенного органа и удовлетворения жалобы. В любом случае заявителю должна быть направлена копия решения, принятого по результатам рассмотрения его жалобы40.

     При благоприятном для лица, подавшего жалобу, решении вышестоящего таможенного органа, т.е. удовлетворении его жалобы, последствия могут выражаться в следующем:

  • полностью или частично отменено обжалуемое решение и, следовательно, предмет жалобы признан исчерпанным (например, отменена наложенная должностным лицом на гражданина, осуществляющего предпринимательство в таможенной сфере, какая-либо обязанность, что признано неправомерным);
  • отменено вынесенное таможенным органом или его должностным лицом решение с возложением на этот таможенный орган или его должностное лицо обязанности принять новое решение в соответствии с законодательством;
  • рассматривающий жалобу таможенный орган самостоятельно принимает новое решение, если это входит в его компетенцию41.

     Обязанность выполнения действий по реализации решения, которым удовлетворена жалоба, возлагается  на таможенный орган, решение которого  признано неправомерным. Срок для выполнения этой обязанности установлен в 10 дней со дня поступления в этот таможенный орган вынесенного по жалобе решения, если в нем не определен иной срок42.

     Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с жалобой в пределах установленных сроков.

     В отличие от рассмотренного выше первичного рассмотрения жалобы предусматриваемое законом вторичное обжалование осуществляется в случае несогласия подавшего ее лица с результатами первичного обжалования (ч. 7 ст. 56 ТК РФ), Оно осуществляется не только в вышестоящий таможенный орган, но и в суд по месту нахождения таможенного органа либо по месту работы должностного лица, чьи решения, действия или бездействие обжалуются, а также в арбитражный суд. Будучи судом по рассмотрению экономических споров, арбитражный суд принимает к своему производству вторичные жалобы юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Рассмотрение таких вторичных жалоб осуществляется в соответствии с нормами гражданско-процессуального и арбитражного процессуального законодательства43.

     Предлагаемый  в ст. 57 ТК РФ упрощенный порядок (форма) обжалования решений таможенных органов является новеллой не только для таможенного законодательства, но и для системы административного обжалования в целом.

     Упрощенный  порядок обжалования призван  облегчить процедуру обжалования  в определенных случаях, не требующих долгого разбирательства, и предполагает подачу устной жалобы вышестоящему должностному лицу и ее безотлагательное рассмотрение непосредственно на месте возникновения спорной ситуации.

     Упрощенный  порядок обжалования может быть применен только при соблюдении следующих условий в совокупности:

  • предметом обжалования является решение должностного лица таможенного поста (включая начальника таможенного поста) или таможни. Обжалование решений региональных таможенных управлений, а также ФТС России и их должностных лиц в упрощенном порядке не предусмотрено;
  • обжалуемое решение, действие (бездействие) принято в связи с перемещением через таможенную границу одного транспортного средства и/или товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. рублей44.

Информация о работе Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации