Деятельность таможенного брокера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:40, реферат

Описание работы

Интерес к выбранной теме связан с тем, что в настоящее время таможенное
брокерство является сравнительно новым явлением во внешнеэкономической
деятельности России. На эту тему еще не издано в достаточном количестве
литературы, существует множество недоделок и разночтений в законодательных
актах, регулирующих деятельность таможенных брокеров, но, тем не менее,
этот вопрос с каждым днем приобретает все большую актуальность. В условиях
активной интеграции России в мировую экономику, таможенные брокеры в России
привлекают к себе все возрастающее внимание предприятий и предпринимателей,
участвующих во внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Оглавление 1
Введение 3
1. Таможенный брокер за рубежом и в России 6
1.1 Становление таможенного брокерства 6
1.2 Понятие и функции таможенного брокерства 15
1.3 Лицензирование деятельности таможенного брокера 17
1.4 Взаимодействие таможенного брокера с таможней 32
2. Деятельность таможенного брокера на примере Государственного унитарного
предприятия «Желдорэкспедиция» 38
2.1 Структура предприятия и его деятельность 38
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия 50
3.Проблемы и перспективы таможенных брокеров 61
Заключение 68
Приложение 1 72

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 545.50 Кб (Скачать)


Экономическая теория

Деятельность таможенного брокера

 

                                 Оглавление

 

Оглавление  1

Введение    3

1. Таможенный брокер за рубежом и в России   6

  1.1 Становление таможенного брокерства      6

  1.2 Понятие и функции таможенного брокерства      15

  1.3 Лицензирование деятельности таможенного брокера    17

  1.4 Взаимодействие таможенного брокера с таможней 32

2. Деятельность таможенного брокера на примере Государственного унитарного

предприятия «Желдорэкспедиция»    38

  2.1 Структура предприятия и его деятельность      38

  2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия   50

3.Проблемы и перспективы таможенных брокеров 61

Заключение  68

Приложение 1     72

Приложение 2     73

Приложение 3     74

Приложение 4     75

Приложение 5     76

Приложение 6     77

Приложение 7     78

Приложение 8     79

Приложение 9     80

Приложение 10    81

Приложение 11    81

Приложение 12    82

Приложение 13    83

Приложение 14    84

Приложение 15    85

Приложение 16    86

Приложение 17    87

Список литературы      71

                                  Введение

 

    Интерес к выбранной теме связан с тем, что в настоящее время таможенное

брокерство  является  сравнительно  новым  явлением  во  внешнеэкономической

деятельности России. На эту тему еще  не  издано  в  достаточном  количестве

литературы, существует множество недоделок и разночтений  в  законодательных

актах, регулирующих деятельность таможенных  брокеров,  но,  тем  не  менее,

этот вопрос с каждым днем приобретает все большую актуальность.  В  условиях

активной интеграции России в мировую экономику, таможенные брокеры в  России

привлекают к себе все возрастающее внимание предприятий и  предпринимателей,

участвующих во внешнеэкономической деятельности.

    Целью работы является изучение деятельности таможенного брокера, причин

его появления на рынке услуг, функций, выполняемых  таможенным  брокером,  а

так же перспектив его дальнейшего развития.

    Задачи, стоящие передо мной в работе следующие:

     - изучение деятельности таможенного брокера;

     -  рассмотрение  таможенного  брокера  на   примере   Государственного

       унитарного предприятия (ГУП) «Желдорэкспедиция»

     - выявление проблем и перспектив таможенного брокерства в России.

    Работа состоит из двух глав, в первой главе рассматривается становление

    таможенного брокерства, понятие и функции таможенного брокера,  порядок

    лицензирования  брокерской  деятельности,  а  так   же   взаимодействие

    таможенного брокера с таможенными органами.

    Во  второй  главе  рассмотрена   деятельность  таможенного  брокера  на

    примере ГУП «елдорэкспедиция», определена роль  таможенного  брокера  в

    структуре   предприятия,   проведен   анализ    финансово-хозяйственной

    деятельности предприятия и определены основные проблемы как предприятия

    в частности, так и  таможенного  брокерства  в  целом  в  России,  даны

    рекомендации по преодолению этих проблем.

    В  работе  мною  использованы   источники   периодической   литературы,

законодательные  акты,  а  также  собственные   наблюдения   и   заключения,

сделанные в процессе изучения данного вопроса.

 

 

 

                 1. Таможенный брокер за рубежом и в России

 

 

                   1.1 Становление таможенного брокерства

 

    Понятие  «таможенный  брокер»  знакомо  за  рубежом  многим  участникам

внешнеэкономической деятельности (ВЭД) уже более 100 лет. Во многих  странах

мира таможенное оформление товаров и транспортных средств производится,  как

правило, только при участии таможенных брокеров.

Отношение к  таможне  во  всех  странах,  в  разное  время  изначально  было

сложным,  это  постоянно  подтверждали   и   участники   внешнеэкономической

деятельности и транспортники - те, кто лицом к лицу  сталкивается  ежедневно

с таможней. Чтобы исправить это положение в Европе в начале  ХIХ  века  было

принято решение  создать  структуру,  имеющую  перед  собой  цель  упростить

отношения таможни с  участниками  внешнеэкономической  деятельности.   В  то

время, как в России о таможенном брокере еще и не  слышали,  в  Германии  он

был главной фигурой всего транспортного процесса  -  его  доходы  составляли

70% от всей стоимости услуг  по  грузообработке  и  только  30%  доставались

транспорту.

    История  российских  таможенных  брокеров  не  столь  продолжительна  и

начиналась она с того,  что  в  целях  обеспечения  эффективного  управления

внешнеэкономической   деятельностью   государства   Постановлением    Совета

Министров  СССР  от  7  марта  1989  г.  №  203  «О  мерах  государственного

регулирования  внешнеэкономической  деятельности»   была   введена   система

государственного регулирования ВЭД, которая предусматривала:

    регистрацию участников внешнеэкономических связей;

    декларирование  товаров   и   иного   имущества,   перемещаемых   через

государственную границу СССР.

    Настоящим постановлением  впервые  в  Российской  Федерации  и  СССР  в

процедуру таможенного оформления товаров  и  иного  имущества,  перемещаемых

через государственную  границу  СССР,  вводилось  понятие  «декларирование»,

которое  осуществлялось  путем  представления  таможенным  органам  грузовой

таможенной  декларации  (ГТД)  установленного  образца,  который   полностью

соответствовал аналогичному документу, принятому в  зарубежной  практике,  -

Единому административному документу ЕС.

    С введением ГТД в процедуру таможенного контроля в нашей  стране,  были

созданы предпосылки для зарождения нового института – таможенного брокера.

    Возникновение потребности в появлении  организаций,  осуществляющих  на

профессиональном уровне деятельность по декларированию ввозимых и  вывозимых

грузов, возникла по следующим причинам:

    Во-первых, именно тогда государство отказалось от монополизма в области

внешнеторговой   деятельности    и    разрешило    частнопредпринимательским

структурам свободный, самостоятельный выход на внешние рынки;

    Во-вторых, тогда же в деятельность  таможенных  органов  стали  активно

внедряться современные способы и методы таможенного оформления  и  контроля,

что  потребовало  специальных  знаний  от  лиц,  перемещающих  товары  через

таможенную границу.

      В начале  90-х  годов  ситуация  на  рынке  железнодорожных  перевозок

характеризовалась  двумя  разнонаправленными  тенденциями:   потребность   в

перевозках со  стороны  нарождающегося  торгового  бизнеса  резко  росла,  а

обеспечить ее транспортная  система  разваливающегося  Советского  Союза  не

могла.  Собственно  железнодорожное  ведомство  проблемы  клиентов  в   силу

инертности решать оказалось не в состоянии.  Грузовладельцы  вынуждены  были

вести сложные переговоры с представителями других государств СНГ,  заключать

договоры с исполнителями разных видов транспортных услуг. Тогда и  появились

структуры,  которые  обеспечивали   оплату   стоимости   экспортно-импортных

перевозок для клиента  на  различных  участках  железных  дорог,  оплачивали

услуги портов, проводили таможенные платежи, размещали грузы  на  складах  и

так далее.

      Среди этих фирм были как государственные, так и частные,  вышедшие  из

тех   же   государственных   экспедиторских   компаний   в    процессе    их

реструктуризации. Так, "Союзвнештранс", проведя акционирование,  превратился

в холдинговую компанию, которая  выстроила  сеть  представительств  во  всех

портах. Ряд специализированных фирм  выделился  из  "Союзтранзита".  В  свою

очередь  Министерство  Путей  Сообщения  (МПС)  тоже  учредило  компанию   -

фрахтового агента Трансрейл. Аналогичные  процессы  шли  и  на  региональном

уровне. В Свердловской  области  первые  экспедиторские  компании  вышли  из

состава бывших спецэкспортеров: компаний ЕКО, УралТЭК, УВОМС.

      Параллельно с этим железные дороги создавали свои  структуры.  В  1992

году  в  системе  Свердловской  железной  дороги  появилось  государственное

унитарное предприятие "Желдорэкспедиция". При Уральском  электромеханическом

институте  железнодорожного  транспорта  (ныне   Уральский   государственный

институт  путей  сообщения)   появилась   частная   Уральская   транспортная

компания. Экспедиторские  услуги  начали  оказывать  и  страховые  компании,

такие как "Экспресс-гарант", "Уралсоцтрансстрах".

      Тем не менее, многие грузоотправители продолжали работать  напрямую  с

железной дорогой. Поэтому в рамках МПС начали создаваться сервисные  центры,

которые  позже  выросли   в   дорожные   центры   фирменного   транспортного

обслуживания. Таким образом, в начале 90-х годов рынок экспедиторских  услуг

был фактически сформирован.

      На развитие рынка на Урале, безусловно,  повлияла  специфика  региона.

Основной   объем    грузоперевозок    изначально    составляла    экспортно-

ориентированная  продукция  цветной  и   черной   металлургии,   химической,

деревообрабатывающей   и   целлюлозно-бумажной   промышленности,   а   также

нефтепродукты. Поэтому потребность в качественном и быстром  сервисе  всегда

была высокой.  Становление   таможенного  брокерства  в  Уральском  регионе,

особенно актуально еще и потому, что Урал – один  из  наиболее  экономически

развитых регионов Российской Федерации, с  широко  развитыми  экономическими

связями. Около 6000 уральских предприятий  в  настоящее  время  участвуют  в

международной торговле. Взаимодействие участника внешнеэкономических  связей

с таможенным брокером, профессионально работающем  на  данном  рынке  услуг,

позволяет  значительно  сократить  время  таможенного  оформления,  избежать

простоев и других  лишних  трат,  оперативно  ориентироваться  в  достаточно

динамичном таможенном  законодательстве.  Сегодня  в  Уральском  регионе  30

предприятий осуществляют деятельность в  качестве  таможенных  брокеров,  из

них – 7 на общероссийском уровне.

        С  развитием  рыночных  отношений  Екатеринбург  становится   мощным

транспортным узлом, вторым после Москвы распределительным  центром  на  пути

товаров из Европы в  восточные  регионы  России.  К  примеру,  именно  здесь

происходит  перераспределение  товарных  потоков  таких   крупных   западных

торговых компаний,  как  "Procter  &  Gamble",  "Сосa-Cola".  Экспедиторские

компании  в  этих  условиях  сумели  сыграть  роль  в  реформировании  рынка

транспортных услуг.

      После  распада  СССР  на  железной  дороге  произошел   разрыв   между

взаимодействующими звеньями единой системы  железных  дорог.  Каждая  дорога

стала самостоятельным и отдельно  действующим  механизмом,  в  осуществлении

процесса перевозок. Такое  разделение  резко  повлияло  на  снижение  объема

перевозок   и   способствовало   разрушению   хозяйственных    связей.    На

железнодорожном  транспорте  оказались   неиспользованные   производственные

мощности, огромные людские ресурсы  стали  неадекватны  выполняемым  объемам

перевозок.

      У  предприятий  железнодорожного  транспорта   появилась   возможность

оказывать для железной дороги  работу  и,  в  первую  очередь,  ту,  которую

грузоотправитель-грузополучатель должны  выполнять  до  или  после  процесса

перевозки. На рынке по оказанию транспортно-экспедиционных  услуг  появилась

ниша,  которую  могли  занять  как   сторонние   организации,   не   имеющие

материально-технической базы и подготовленных квалифицированных кадров,  так

и железная  дорога,  имеющая  и  базу  и  специалистов.  Поскольку  операции

предшествующие  договору  перевозки  и  выполняющие  его   являются   единой

технологической  цепью,  экономически  целесообразно  оказание  транспортно-

экспедиционных  услуг  и  таможенного  оформления  доверять  специалистам  и

подразделениям предприятий, имеющих непосредственное  отношение  к  железной

дороге, так как процедура  осуществления  и  оформления  процесса  перевозки

экспортно-импортных грузов, и таможенного оформления очень сложна и  требует

высокой квалификации  специалистов  (декларантов),  знающих  технологический

процесс работы железной дороги и таможенных органов. Такие предприятия  чаще

всего   являются   государственными,   поэтому   доходы,    получаемые    от

предпринимательской деятельности поступают  в  государственный  бюджет,  что

способствует развитию железной дороги и экономики России в целом.

      Во времена СССР заниматься экспортно-импортной торговлей  имело  право

только государство в лице Министерства  Внешней  торговли.  С  переходом  на

рыночные  отношения,  субъекты  федерации,  предприятия  и   предприниматели

получили право в пределах  выделяемых  квот  заниматься  внешнеэкономической

деятельностью. На этом  этапе  возникла  необходимость  в  сотрудничестве  с

экспедиторами - таможенными брокерами.

       Для успешного завершения процесса  перевозки,  отправки  и  получения

товаров,  как  импортных  так  и  экспортных,  у  предпринимателей  возникли

большие  сложности,  такие  как  отсутствие  обеспеченности  в   погрузочно-

Информация о работе Деятельность таможенного брокера