Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:40, реферат
Интерес к выбранной теме связан с тем, что в настоящее время таможенное
брокерство является сравнительно новым явлением во внешнеэкономической
деятельности России. На эту тему еще не издано в достаточном количестве
литературы, существует множество недоделок и разночтений в законодательных
актах, регулирующих деятельность таможенных брокеров, но, тем не менее,
этот вопрос с каждым днем приобретает все большую актуальность. В условиях
активной интеграции России в мировую экономику, таможенные брокеры в России
привлекают к себе все возрастающее внимание предприятий и предпринимателей,
участвующих во внешнеэкономической деятельности.
Оглавление 1
Введение 3
1. Таможенный брокер за рубежом и в России 6
1.1 Становление таможенного брокерства 6
1.2 Понятие и функции таможенного брокерства 15
1.3 Лицензирование деятельности таможенного брокера 17
1.4 Взаимодействие таможенного брокера с таможней 32
2. Деятельность таможенного брокера на примере Государственного унитарного
предприятия «Желдорэкспедиция» 38
2.1 Структура предприятия и его деятельность 38
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия 50
3.Проблемы и перспективы таможенных брокеров 61
Заключение 68
Приложение 1 72
Экономическая теория
Оглавление 1
Введение 3
1. Таможенный брокер за рубежом и в России 6
1.1 Становление таможенного брокерства 6
1.2 Понятие и функции таможенного брокерства 15
1.3 Лицензирование деятельности таможенного брокера 17
1.4 Взаимодействие таможенного брокера с таможней 32
2. Деятельность таможенного брокера на примере Государственного унитарного
предприятия «Желдорэкспедиция» 38
2.1 Структура предприятия и его деятельность 38
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия 50
3.Проблемы и перспективы таможенных брокеров 61
Заключение 68
Приложение 1 72
Приложение 2 73
Приложение 3 74
Приложение 4 75
Приложение 5 76
Приложение 6 77
Приложение 7 78
Приложение 8 79
Приложение 9 80
Приложение 10 81
Приложение 11 81
Приложение 12 82
Приложение 13 83
Приложение 14 84
Приложение 15 85
Приложение 16 86
Приложение 17 87
Список литературы 71
Интерес к выбранной теме связан с тем, что в настоящее время таможенное
брокерство является сравнительно новым явлением во внешнеэкономической
деятельности России. На эту тему еще не издано в достаточном количестве
литературы, существует множество недоделок и разночтений в законодательных
актах, регулирующих деятельность таможенных брокеров, но, тем не менее,
этот вопрос с каждым днем приобретает все большую актуальность. В условиях
активной интеграции России в мировую экономику, таможенные брокеры в России
привлекают к себе все возрастающее внимание предприятий и предпринимателей,
участвующих во внешнеэкономической деятельности.
Целью работы является изучение деятельности таможенного брокера, причин
его появления на рынке услуг, функций, выполняемых таможенным брокером, а
так же перспектив его дальнейшего развития.
Задачи, стоящие передо мной в работе следующие:
- изучение деятельности таможенного брокера;
- рассмотрение таможенного брокера на примере Государственного
унитарного предприятия (ГУП) «Желдорэкспедиция»
- выявление проблем и перспектив таможенного брокерства в России.
Работа состоит из двух глав, в первой главе рассматривается становление
таможенного брокерства, понятие и функции таможенного брокера, порядок
лицензирования брокерской деятельности, а так же взаимодействие
таможенного брокера с таможенными органами.
Во второй главе рассмотрена деятельность таможенного брокера на
примере ГУП «елдорэкспедиция», определена роль таможенного брокера в
структуре предприятия, проведен анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия и определены основные проблемы как предприятия
в частности, так и таможенного брокерства в целом в России, даны
рекомендации по преодолению этих проблем.
В работе мною использованы источники периодической литературы,
законодательные акты, а также собственные наблюдения и заключения,
сделанные в процессе изучения данного вопроса.
1. Таможенный брокер за рубежом и в России
1.1 Становление таможенного брокерства
Понятие «таможенный брокер» знакомо за рубежом многим участникам
внешнеэкономической деятельности (ВЭД) уже более 100 лет. Во многих странах
мира таможенное оформление товаров и транспортных средств производится, как
правило, только при участии таможенных брокеров.
Отношение к таможне во всех странах, в разное время изначально было
сложным, это постоянно подтверждали и участники внешнеэкономической
деятельности и транспортники - те, кто лицом к лицу сталкивается ежедневно
с таможней. Чтобы исправить это положение в Европе в начале ХIХ века было
принято решение создать структуру, имеющую перед собой цель упростить
отношения таможни с участниками внешнеэкономической деятельности. В то
время, как в России о таможенном брокере еще и не слышали, в Германии он
был главной фигурой всего транспортного процесса - его доходы составляли
70% от всей стоимости услуг по грузообработке и только 30% доставались
транспорту.
История российских таможенных брокеров не столь продолжительна и
начиналась она с того, что в целях обеспечения эффективного управления
внешнеэкономической деятельностью государства Постановлением Совета
Министров СССР от 7 марта 1989 г. № 203 «О мерах государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности» была введена система
государственного регулирования ВЭД, которая предусматривала:
регистрацию участников внешнеэкономических связей;
декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через
государственную границу СССР.
Настоящим постановлением впервые в Российской Федерации и СССР в
процедуру таможенного оформления товаров и иного имущества, перемещаемых
через государственную границу СССР, вводилось понятие «декларирование»,
которое осуществлялось путем представления таможенным органам грузовой
таможенной декларации (ГТД) установленного образца, который полностью
соответствовал аналогичному документу, принятому в зарубежной практике, -
Единому административному документу ЕС.
С введением ГТД в процедуру таможенного контроля в нашей стране, были
созданы предпосылки для зарождения нового института – таможенного брокера.
Возникновение потребности в появлении организаций, осуществляющих на
профессиональном уровне деятельность по декларированию ввозимых и вывозимых
грузов, возникла по следующим причинам:
Во-первых, именно тогда государство отказалось от монополизма в области
внешнеторговой деятельности и разрешило частнопредпринимательским
структурам свободный, самостоятельный выход на внешние рынки;
Во-вторых, тогда же в деятельность таможенных органов стали активно
внедряться современные способы и методы таможенного оформления и контроля,
что потребовало специальных знаний от лиц, перемещающих товары через
таможенную границу.
В начале 90-х годов ситуация на рынке железнодорожных перевозок
характеризовалась двумя разнонаправленными тенденциями: потребность в
перевозках со стороны нарождающегося торгового бизнеса резко росла, а
обеспечить ее транспортная система разваливающегося Советского Союза не
могла. Собственно железнодорожное ведомство проблемы клиентов в силу
инертности решать оказалось не в состоянии. Грузовладельцы вынуждены были
вести сложные переговоры с представителями других государств СНГ, заключать
договоры с исполнителями разных видов транспортных услуг. Тогда и появились
структуры, которые обеспечивали оплату стоимости экспортно-импортных
перевозок для клиента на различных участках железных дорог, оплачивали
услуги портов, проводили таможенные платежи, размещали грузы на складах и
так далее.
Среди этих фирм были как государственные, так и частные, вышедшие из
тех же государственных экспедиторских компаний в процессе их
реструктуризации. Так, "Союзвнештранс", проведя акционирование, превратился
в холдинговую компанию, которая выстроила сеть представительств во всех
портах. Ряд специализированных фирм выделился из "Союзтранзита". В свою
очередь Министерство Путей Сообщения (МПС) тоже учредило компанию -
фрахтового агента Трансрейл. Аналогичные процессы шли и на региональном
уровне. В Свердловской области первые экспедиторские компании вышли из
состава бывших спецэкспортеров: компаний ЕКО, УралТЭК, УВОМС.
Параллельно с этим железные дороги создавали свои структуры. В 1992
году в системе Свердловской железной дороги появилось государственное
унитарное предприятие "Желдорэкспедиция". При Уральском электромеханическом
институте железнодорожного транспорта (ныне Уральский государственный
институт путей сообщения) появилась частная Уральская транспортная
компания. Экспедиторские услуги начали оказывать и страховые компании,
такие как "Экспресс-гарант", "Уралсоцтрансстрах".
Тем не менее, многие грузоотправители продолжали работать напрямую с
железной дорогой. Поэтому в рамках МПС начали создаваться сервисные центры,
которые позже выросли в дорожные центры фирменного транспортного
обслуживания. Таким образом, в начале 90-х годов рынок экспедиторских услуг
был фактически сформирован.
На развитие рынка на Урале, безусловно, повлияла специфика региона.
Основной объем грузоперевозок изначально составляла экспортно-
ориентированная продукция цветной и черной металлургии, химической,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также
нефтепродукты. Поэтому потребность в качественном и быстром сервисе всегда
была высокой. Становление таможенного брокерства в Уральском регионе,
особенно актуально еще и потому, что Урал – один из наиболее экономически
развитых регионов Российской Федерации, с широко развитыми экономическими
связями. Около 6000 уральских предприятий в настоящее время участвуют в
международной торговле. Взаимодействие участника внешнеэкономических связей
с таможенным брокером, профессионально работающем на данном рынке услуг,
позволяет значительно сократить время таможенного оформления, избежать
простоев и других лишних трат, оперативно ориентироваться в достаточно
динамичном таможенном законодательстве. Сегодня в Уральском регионе 30
предприятий осуществляют деятельность в качестве таможенных брокеров, из
них – 7 на общероссийском уровне.
С развитием рыночных отношений Екатеринбург становится мощным
транспортным узлом, вторым после Москвы распределительным центром на пути
товаров из Европы в восточные регионы России. К примеру, именно здесь
происходит перераспределение товарных потоков таких крупных западных
торговых компаний, как "Procter & Gamble", "Сосa-Cola". Экспедиторские
компании в этих условиях сумели сыграть роль в реформировании рынка
транспортных услуг.
После распада СССР на железной дороге произошел разрыв между
взаимодействующими звеньями единой системы железных дорог. Каждая дорога
стала самостоятельным и отдельно действующим механизмом, в осуществлении
процесса перевозок. Такое разделение резко повлияло на снижение объема
перевозок и способствовало разрушению хозяйственных связей. На
железнодорожном транспорте оказались неиспользованные производственные
мощности, огромные людские ресурсы стали неадекватны выполняемым объемам
перевозок.
У предприятий железнодорожного транспорта появилась возможность
оказывать для железной дороги работу и, в первую очередь, ту, которую
грузоотправитель-
перевозки. На рынке по оказанию транспортно-экспедиционных услуг появилась
ниша, которую могли занять как сторонние организации, не имеющие
материально-технической базы и подготовленных квалифицированных кадров, так
и железная дорога, имеющая и базу и специалистов. Поскольку операции
предшествующие договору перевозки и выполняющие его являются единой
технологической цепью, экономически целесообразно оказание транспортно-
экспедиционных услуг и таможенного оформления доверять специалистам и
подразделениям предприятий, имеющих непосредственное отношение к железной
дороге, так как процедура осуществления и оформления процесса перевозки
экспортно-импортных грузов, и таможенного оформления очень сложна и требует
высокой квалификации специалистов (декларантов), знающих технологический
процесс работы железной дороги и таможенных органов. Такие предприятия чаще
всего являются государственными, поэтому доходы, получаемые от
предпринимательской деятельности поступают в государственный бюджет, что
способствует развитию железной дороги и экономики России в целом.
Во времена СССР заниматься экспортно-импортной торговлей имело право
только государство в лице Министерства Внешней торговли. С переходом на
рыночные отношения, субъекты федерации, предприятия и предприниматели
получили право в пределах выделяемых квот заниматься внешнеэкономической
деятельностью. На этом этапе возникла необходимость в сотрудничестве с
экспедиторами - таможенными брокерами.
Для успешного завершения процесса перевозки, отправки и получения
товаров, как импортных так и экспортных, у предпринимателей возникли
большие сложности, такие как отсутствие обеспеченности в погрузочно-