Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:40, реферат
Интерес к выбранной теме связан с тем, что в настоящее время таможенное
брокерство является сравнительно новым явлением во внешнеэкономической
деятельности России. На эту тему еще не издано в достаточном количестве
литературы, существует множество недоделок и разночтений в законодательных
актах, регулирующих деятельность таможенных брокеров, но, тем не менее,
этот вопрос с каждым днем приобретает все большую актуальность. В условиях
активной интеграции России в мировую экономику, таможенные брокеры в России
привлекают к себе все возрастающее внимание предприятий и предпринимателей,
участвующих во внешнеэкономической деятельности.
Оглавление 1
Введение 3
1. Таможенный брокер за рубежом и в России 6
1.1 Становление таможенного брокерства 6
1.2 Понятие и функции таможенного брокерства 15
1.3 Лицензирование деятельности таможенного брокера 17
1.4 Взаимодействие таможенного брокера с таможней 32
2. Деятельность таможенного брокера на примере Государственного унитарного
предприятия «Желдорэкспедиция» 38
2.1 Структура предприятия и его деятельность 38
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия 50
3.Проблемы и перспективы таможенных брокеров 61
Заключение 68
Приложение 1 72
договора;
2. Таможенные органы в соответствии со ст. 181 ТК РФ должны запретить
организациям, не являющимся таможенными брокерами и их работникам
осуществлять коммерческую деятельность, связанную с оказанием услуг
по проведению операций по основному таможенному оформлению в зонах
таможенного контроля;
3. Владельцам складов временного хранения (СВХ) и таможенных складов
(ТС) следовало до 1 января 2000 года расторгнуть договоры о сдаче в
аренду либо передаче в пользование или владение иным способом
помещений декларантам на договорной основе.
Наряду с этим руководство ГТК РФ продолжает ужесточать требования к
легальным предпринимательским структурам, стремясь, с одной стороны,
повысить уровень и качество предоставляемых ими услуг, а с другой – сделать
их деятельность совершенно прозрачной и управляемой.
Существует необходимость в наведении порядка в другом коммерческом
секторе таможенной инфраструктуры – в сфере деятельности складов временного
хранения (СВХ) и таможенных складов (ТС). Правом осуществления деятельности
в качестве таможенного брокера должны обладать только те организации,
которые имеют на своем балансе склад временного хранения, и наоборот, все
владельцы складов временного хранения должны получить лицензию таможенного
брокера. Таким образом система размещения товара и его декларирования будет
«закольцована». Председателем ГТК России уже предпринимаются конкретные
шаги к решению этого вопроса.
Существует также проблема, связанная с тем, что в силу различных
причин, организации не очень охотно, на данном этапе приобретают лицензии
таможенного брокера. Слишком большие деньги нужно заплатить, чтобы стать
таможенным брокером. Чтобы решить этот вопрос таможенные органы разработали
предложение по снижению размеров обеспечения деятельности таможенного
брокера с 50% (по ныне действующему положению) среднеквартальной суммы
таможенных платежей, содержащейся в его бизнес-плане, т.е. портфеле
заказов, с которыми брокер работает в течение определенного времени,
например года, до 25%.
Вообще, вопрос о проблемах таможенных брокеров и таможенных органов,
связанных с деятельностью таможенных брокеров, вставал уже неоднократно.
Три стороны, участвующие в процессе таможенного оформления, а именно:
таможенные органы, таможенный брокер и участник внешнеэкономической
деятельности, заинтересованы каждый в своем:
а) таможенный брокер заинтересован в простых упорядоченных процедурах
таможенного оформления и контроля, стабильности таможенных порядков и
правил, их предсказуемости, приоритетности оформления и, на этой основе, в
процветании своего бизнеса;
б) таможенные органы заинтересованы в сужении круга некомпетентных
декларантов, в проведении операций по таможенному оформлению и контролю при
взаимодействии с грамотными, специально подготовленными профессионалами, в
повышении достоверности декларирования и в возможности маневра имеющимися
штатными силами и средствами за счет передачи ряда функций таможенным
брокерам.
в) участники внешнеэкономических связей заинтересованы в скорости
оформления и выпуска без лишних затрат в их распоряжение перемещаемых ими
товаров.
Существующая нормативная база носит двухуровневый характер для
удовлетворения этих интересов:
а) Государственным таможенным комитетом определяются:
- порядок получения таможенными брокерами информации и консультаций
таможенных органов;
- процедура подключения и допуска таможенных брокеров к определенным
разделам информационных сетей таможенных органов для автоматической
обработки информации и электронной передачи данных, необходимых для
осуществления таможенными брокерами своей деятельности;
- порядок упрощенного таможенного оформления товаров и транспортных
средств, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами;
- порядок выполнения под контролем таможенных органов действий,
относящихся к компетенции этих органов;
- предел суммы сделки, при котором не требуется нотариальное
удостоверение договора таможенного брокера с представляемым лицом.
б) не требуют нормативного акта ГТК России, т.е. решаются на местах
следующие вопросы:
- обеспечение приоритетного порядка таможенного оформления товаров и
транспортных средств декларируемых и предъявляемых таможенными
брокерами;
- учет и порядок использования сумм обеспечения ответственности
таможенного брокера перед таможенными органами в процессе
таможенного оформления;
- порядок внесения таможенных платежей за представляемых физических
лиц;
- порядок доступа сотрудников таможенного брокера в зоны таможенного
контроля в целях реализации ими своих прав, предоставленных
действующими документами.
К сожалению, положение о нотариальном удостоверении договора брокера с
представляемым лицом установленное ст. 157 ТК РФ, имеющего силу
федерального закона, дискредитирует идею сокращения расходов
представляемого лица за счет скорости таможенного оформления. Ставка за
нотариальное удостоверение достигает 1,5% от суммы контракта
представляемого лица. То есть за удостоверение договора, предусматривающего
оказание услуг по контракту на $ 500 000, нотариусу следует заплатить $ 7
500. Это слишком большая и неоправданная сумма, и многие участники
внешнеэкономической деятельности не готовы платить такие деньги за
ускорение процесса таможенной очистки. В итоге, пока действует это
положение, таможенные брокеры теряют огромный доход, а вместе с ними теряет
доход и государство в части налогов и сборов.
Очередным шагом к созданию унифицированной нормативно-правовой базы,
регламентирующей деятельность таможенного брокера, можно считать изданный
31.08.2000 г. Приказ ГТК РФ № 784, утверждающий Порядок организации
проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера. Порядок
определяет комплекс контрольно-инспекционных мероприятий, проводимых в
целях проверки деятельности брокера, виды, процедуру и сроки проверки,
предоставляемую для проверки документацию, а также возможные санкции в
случае выявления фактов нарушения брокером таможенного и иного
законодательства.
Вместе с тем новый документ, по предварительной оценке, содержит ряд
положений, допускающих двойное, если не тройное толкование. В частности,
пункт 6 раздела I допускает привлечение к проверке деятельности таможенного
брокера, помимо сотрудников таможенного органа, также специалистов других
организаций, независимо от форм собственности и подчиненности. Потенциально
это может означать, что проверка деятельности брокера может осуществляться
и ООО и ЗАО и т.д. Поэтому рассчитывать на то, что новый Порядок сразу
позволит решить накопившиеся противоречия, не стоит.
Отсутствие четкого описания основ деятельности таможенного брокера
создает сложности в работе и самих брокеров и таможни, препятствуя
выработке цивилизованных правил игры на рынке таможенных услуг.
Действующий на сегодня Таможенный Кодекс не обеспечивает в достаточной
мере механизмов, которые, поощряя конкуренцию между лицензированными
брокерами, работающими на законных основаниях и, своими отчислениями,
пополняющими казну, одновременно закрывали бы дорогу на рынок таможенных
услуг нелегальным и полулегальным посредникам. В результате в проигрыше
оказывается как государство, так и брокеры: первое теряет бюджетные
поступления, вторые – клиентов, которые соблазняются низкими ставками
нелегалов. Поэтому в выработке единой нормативно-правовой базы, которая
способствовала бы созданию благоприятного климата на рынке таможенных
услуг, заинтересованы и сами профессиональные брокеры и государство.
Еще одной проблемой, стоящей сегодня перед таможенными брокерами,
является недоверчивое, а в ряде случаев негативное отношение к брокерству
сотрудников таможенных органов, вызванное недоверием к относительно новым
участникам рынка таможенных услуг.
В пределах предприятия «Желдорэкспедиция» существует проблема
внутреннего контроля за деятельностью декларантов, т.к. до конца не
определена система отчетности декларанта по проведенным через таможню
декларациям. За декларирование предприятие получает оплату как по
безналичному расчету, так и в наличной форме, при которой деньги платятся
непосредственно декларанту, который, несмотря на то, что он обязан сдать их
в кассу предприятия, может, по своему желанию, этого не делать. Со дня
введения в действие Положения о таможенном брокере прошло уже достаточно
времени, допущен ряд ошибок и недоработок. В целях эффективного их
устранения, на мой взгляд, необходимо воплотить в жизнь ряд мер,
направленных на усовершенствование взаимоотношений таможенного брокера с
участниками внешнеэкономической деятельности и с таможенными органами, а
именно:
- разработать систему информирования таможенным органом таможенного
брокера о количестве проведенных за определенный период деклараций;
- разработать и утвердить приказ, регламентирующий порядок выдачи
лицензий на учреждение складов временного хранения предприятиям
железнодорожного транспорта;
- разработать порядок предъявления железным дорогам претензий
таможенными органами по делам о нарушении таможенных правил;
- поддержать инициативу создания рабочей группы МПС РФ и ГТК России по
выработке новых и совершению совместных нормативно-правовых
документов по взаимодействию железных дорог и таможенных органов при
перевозках внешнеторговых грузов.
Выполнение этих мероприятий позволит таможне и железной дороге работать
без взаимных претензий и увеличить тем самым количество внешнеторговых
перевозок.
В условиях активной интеграции России в мировое хозяйство, активизации
внешнеэкономической деятельности, возникновение таможенного брокерства –
необходимый шаг к цивилизованному развитию внешнеэкономических связей, а
так же к значительному упрощению взаимодействия таможенных органов и
участников внешнеэкономических связей, снижению уровня нарушений и
преступлений на таможне.
Введение в действие института таможенных брокеров – крупномасштабная
общероссийская акция, затрагивающая как участников ВЭД, так и таможенные
органы, и Государственный Таможенный Комитет РФ очень серьезно подошел к
проработке поэтапного механизма интеграции создаваемых субъектов в общую
систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Механизм получения
лицензии на деятельность таможенного брокера, довольно сложен, и процедуру
эту по силам пройти только надежной организации, зарекомендовавшей себя
как надежного участника рынка, с устойчивым финансовым положением, имеющей
в штате грамотных, аттестованных специалистов, способных максимально
ускорить и рационализировать процесс прохождения таможенных формальностей.
Кроме того, деятельность таможенного брокера по таможенному оформлению
товаров и транспортных средств строго регламентирована и подлежит
обязательному контролю со стороны таможенных органов. Это снижает
вероятность правонарушений при декларировании грузов и риск участников
внешнеэкономических связей пострадать от некачественно оказанных услуг.
Рассматривая деятельность таможенного брокера на примере ГУП
«Желдорэкспедиция» видно, что работа с таможенным брокером позволит
участникам внешнеэкономической деятельности добиться стабильного успеха.
Учитывая прогрессивное развитие «Желдорэкспедиции», ее филиалов,
видна реальная возможность дальнейшего увеличения объемов деятельности
экспедиторской структуры.
На мой взгляд, этот вид бизнеса помогает клиенту получить полный
комплекс услуг, чувствовать себя уверенно в условиях рыночной
экономики.
По результатам финансового анализа можно сказать, что финансовое
состояние предприятия на данном этапе его развития удовлетворительно,
несмотря на некоторые сложности, оно не теряет платежеспособности и
продолжает развиваться. В настоящее время многие государственные
предприятия находятся в критическом состоянии, «Желдорэкспедиция» же
успешно преодолела кризис 1998 года и в настоящее время наращивает объемы
прибыли, несмотря на растущую конкуренцию.
Основными проблемами предприятия являются наличие дебиторской