Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:40, реферат
Интерес к выбранной теме связан с тем, что в настоящее время таможенное
брокерство является сравнительно новым явлением во внешнеэкономической
деятельности России. На эту тему еще не издано в достаточном количестве
литературы, существует множество недоделок и разночтений в законодательных
актах, регулирующих деятельность таможенных брокеров, но, тем не менее,
этот вопрос с каждым днем приобретает все большую актуальность. В условиях
активной интеграции России в мировую экономику, таможенные брокеры в России
привлекают к себе все возрастающее внимание предприятий и предпринимателей,
участвующих во внешнеэкономической деятельности.
Оглавление 1
Введение 3
1. Таможенный брокер за рубежом и в России 6
1.1 Становление таможенного брокерства 6
1.2 Понятие и функции таможенного брокерства 15
1.3 Лицензирование деятельности таможенного брокера 17
1.4 Взаимодействие таможенного брокера с таможней 32
2. Деятельность таможенного брокера на примере Государственного унитарного
предприятия «Желдорэкспедиция» 38
2.1 Структура предприятия и его деятельность 38
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия 50
3.Проблемы и перспективы таможенных брокеров 61
Заключение 68
Приложение 1 72
финансового положения является его финансовая устойчивость. Она оценивается
по системе относительных показателей, рассчитываемых по данным пассива
баланса и отражающих структуру капитала.
Показатели финансовой устойчивости характеризуют степень риска,
связанного со способом формирования структуры собственных и заемных
средств, которые используются предприятием для финансовых активов. Они дают
возможность измерить степень устойчивости предприятия в финансовом
отношении, его возможности продолжать бесперебойно работать.
Анализ финансовой устойчивости предприятия охватывает следующие
аспекты:
1. Анализ структуры источников средств и их использование
2. Анализ наличия собственных оборотных средств и оценка их
достаточности для формирования оборотных активов.
Оценка финансовой устойчивости предприятия проводится всеми внешними и
внутренними пользователями бухгалтерской отчетности. Основными
показателями, характеризующими структуру капитала, являются следующие:
Коэффициент финансовой независимости, то есть доля собственного
капитала в общем капитале предприятия.
Кн = Собственный капитал /Итог баланса * 100%
Коэффициент финансовой зависимости – обратный показатель
Кз = 100 – Кн
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств называют также
коэффициентом финансовой устойчивости. Он рассчитывается по формуле:
Кфу = Общая сумма обязательств/Собственные средства
Коэффициент мобильности собственных источников средств показывает,
какая часть собственного капитала направляется предприятием на
формирование оборотного капитала, то есть на поддержание непрерывности
производственного процесса, и определяется по формуле:
Км = Собственные оборотные средства / Собственный капитал
предприятия
Наличие собственных оборотных средств должно покрывать необходимость
предприятия в создании запасов и затрат, поэтому определяют обеспеченность
предприятия собственными оборотными средствами, прежде всего, рассчитывают
долю покрытия запасов и затрат собственными оборотными средствами
(коэффициент обеспеченности материальных запасов - Ко) по формуле:
Ко = Собственные оборотные средства/Запасы и затраты * 100%.
Оценка финансовой устойчивости ГУП «Желдорэкспедиция» за 1999 год дана
в приложении 13.
За анализируемый год практически все коэффициенты находились в
рекомендуемых пределах, что положительно характеризует состояние
предприятия, однако наметилась тенденция их приближения к критическим
значениям, а значит руководству предприятия необходимо вовремя предпринять
меры по улучшения финансовой устойчивости.
Платежеспособность предприятия является определяющим моментом при
принятии решения о сотрудничестве и кредитовании. Она определяется наличием
необходимых платежных средств для своевременных расчетов с поставщиками,
рабочими и служащими по заработной плате, финансовыми органами, налоговой
системой, банками, по платежным и другим обязательствам перед
контрагентами.
Платежеспособными средствами для покрытия краткосрочных обязательств
являются текущие активы (денежные средства, дебиторская задолженность), и
для обеспечения ликвидности возникает необходимость в течении короткого
времени превратить оборотные активы в денежную наличность.
Одним из способов оценки ликвидности предприятия является
перегруппировка средств предприятия по скорости из реализуемости
(ликвидности), и обязательств по степени их срочности (погашаемости).
Средства предприятия подразделяются на:
. Быстрореализуемые - это денежные средства и краткосрочные
финансовые вложения;
. Средней скорости реализации - дебиторская задолженность и прочие
оборотные средства;
. Медленно реализуемые - запасы и затраты;
. Труднореализуемые - основные средства и прочие внеоборотные
активы.
Обязательства предприятия подразделяются на:
. наиболее срочные обязательства, срок оплаты которых наступает в
текущем месяце;
. обязательства со сроком погашения до одного года;
. долгосрочные обязательства со сроком погашения более одного
года;
. источники собственных средств (собственный капитал).
В практике аналитической работы наиболее широкое применение имеет
оценка ликвидности по системе финансовых коэффициентов, построенных на
использовании классификации средств по степени ликвидности и обязательств
по степени срочности.
Как правило, рассчитывают три важнейших показателя ликвидности:
1. Коэффициент абсолютной ликвидности определяют как отношение
легкореализуемых средств к текущим обязательствам
Наиболее мобильная часть всех оборотных средств - это денежные
средства и краткосрочные финансовые вложения. Они всегда готовы к платежу,
на их основе рассчитывается и проверяется абсолютная ликвидность
предприятия.
2. Коэффициент критической оценки или промежуточный (уточненный)
коэффициент ликвидности определяется как отношение денежных средств,
краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к
текущим обязательствам:
Этот коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств
должна покрываться за счет ликвидных активов.
3 Коэффициент текущей ликвидности - это обобщающий показатель,
который определяется как отношение всех оборотных средств к текущим
обязательствам:
В общем случае коэффициент текущей ликвидности означает сколько раз
можно покрыть краткосрочные обязательства, если ликвидировать все мобильные
активы.
К числу критериев для оценки ликвидности можно отнести и показатель
собственного оборотного капитала или, как его еще называют, работающего
капитала. Он определяется как разность между текущими активами и текущими
пассивами предприятия.
Предприятие ликвидно до тех пор, пока текущие активы превышают
текущие пассивы, иными словами, пока оно обладает собственным оборотным
капиталом. При этом минимальная величина собственного оборотного капитала
должна быть не меньше величины краткосрочных обязательств.
Оценка ликвидности ГУП «Желдорэкспедиция» за 1999 год представлена в
приложении 14.
По данным таблицы коэффициент абсолютной ликвидности = 0, что не
соответствует нормативному значению, то есть предприятие не способно
погасить свои срочные обязательства за счет денежных средств и других
краткосрочных финансовых вложений.
По данным таблицы следует вывод, что предприятие можно считать условно
ликвидным при условии активного погашения дебиторской задолженности,
замедляющей оборачиваемость средств и снижающей коэффициенты ликвидности до
уровня ниже нормативного.
В финансовые результаты «Желдорэкспедиции» свой вклад вносит и
организованный в ее структуре отдел таможенных услуг, т.е. таможенный
брокер. Как показано в приложении 15, каждый из четырех декларантов,
работающих в отделе, за год увеличил объемы прибыли, приносимой
предприятию. Этот рост обусловлен тем, что предприятия-участники
внешнеэкономической деятельности, которые ранее пользовались услугами
декларантов, числящихся в штате, или прибегали к услугам других таможенных
брокеров, стали обращаться за помощью в декларировании и прохождении
таможенных процедур к декларантам таможенного брокера «Желдорэкспедиция».
Произошло это потому, что данное предприятие обладает значительным
преимуществом перед конкурентами, а именно: имеет собственный склад
временного хранения, что значительно снижает стоимость услуг по размещению
груза на период таможенного оформления.
Обобщая результаты проведенного анализа можно сказать, что в 1999 году
финансовое состояние предприятия «Желдорэкспедиция» было относительно
устойчиво. Несмотря на близкие к критическим показатели, предприятию
удалось сохранить стабильность и даже достичь некоторого роста. В течение
года наблюдался прирост чистых активов, говорящий о том, что предприятие
имеет надежную базу для привлечения инвестиций. Кроме того, произошел
прирост ликвидных активов, и, несмотря на то, что обусловлено это, отчасти
увеличением дебиторской задолженности, этот факт так же свидетельствует об
увеличении ликвидности предприятия. В основном, обязательства предприятия
обеспечиваются за счет собственных средств, о чем говорит коэффициент
автономии, значение которого находится в допустимых пределах, но привлекает
внимание рост кредиторской задолженности в течение анализируемого периода,
что ослабляет финансовую устойчивость предприятия. Не следует упускать из
внимания и наличие задолженности по отгруженным товарам и услугам,
говорящей о нарушении финансовых взаимоотношений с контрагентами, наличие
дебиторской задолженности тормозит развитие предприятия, так как средства,
которые могли бы быть использованы для получения прибыли изъяты из оборота.
Кроме того, настораживает уровень коэффициента текущей ликвидности, который
ниже нормативного значения, чтобы не оказаться в кризисном состоянии
предприятию необходимо разработать меры по повышению ликвидности. Для
укрепления своего финансового состояния предприятию, в первую очередь,
необходимо разработать меры по устранению дебиторской задолженности и по
ускорению оборачиваемости оборотных средств.
2.3 Проблемы и перспективы деятельности таможенных брокеров
Деятельность современных таможенных брокеров должна, в скором будущем,
произвести своего рода революцию на рынке таможенных услуг. На смену
тысячам старых декларантов придут лишь несколько сотен новых брокерских
структур. На первоначальном этапе в некоторых районах может даже возникнуть
некий вакуум, когда не брокер ищет для себя клиентов, а клиенты сами
становятся в очередь к брокеру.
Однако такой вакуум достаточно быстро заполнится, поскольку многие
солидные предпринимательские структуры в принципе готовы получить лицензии,
даже с учетом больших финансовых затрат.
Главная же проблема заключается в том, что старые декларанты, так
называемые «черные брокеры», не спешат сдавать свои позиции. Возникает
противоестественная конкуренция, в которой легальные брокеры пока
проигрывают. Преимущество действующих уже фактически нелегально декларантов
на договорной основе заключается в том, что хотя они и перекладывают всю
ответственность за свои действия на лицо, перемещающее товары, при этом их
услуги стоят значительно дешевле.
Национальная ассоциация таможенных брокеров, представляя интересы
легальных предпринимательских структур в сфере таможенного дела, даже
направляла обращение на имя председателя Государственного Таможенного
Комитета РФ с просьбой принять самые жесткие административные меры, в том
числе и правоохранительного характера, направленные на «отсечение» от
таможенного оформления «черных брокеров».
ГТК России, также понимая необходимость наведения строгого порядка в
сфере брокерских услуг, издал ряд правовых актов по данному вопросу.
В распоряжении ГТК России от 17.08.99 № 01-14/994 «Об упорядочении
работы таможенного органа с декларантами товаров и транспортных средств»[6]
содержится предписание таможенным органам при приеме ГТД и иных документов
устанавливать и фиксировать сведения о физических лицах – представителях
декларанта, об их полномочиях по таможенному оформлению, а также определять
существующие между такими лицами и организацией, ввозящей-вывозящей товары,
отношения трудового или гражданско-правового характера.
Дело в том, что помимо таможенных брокеров полномочиями по
декларированию товаров, несомненно, обладает и сама организация,
перемещающая товары и транспортные средства через таможенную границу, в
связи с чем, представители «черных брокеров» стали выдавать себя за
сотрудников таких организаций.
Приказом ГТК России от 1 октября 1999 г. № 665 «О мерах по упорядочению
деятельности в сфере оказания услуг по таможенному делу»[7] предусмотрено:
1. Организации, имеющие свидетельства таможенных органов РФ или бывшего
СССР о признании в качестве декларанта, и их работники неправомочны
осуществлять декларирование товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу РФ, а также совершать иные
операции по таможенному оформлению в качестве декларанта на основе