Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:48, реферат
Около десяти лет назад в нашей стране начались процессы, связанные с переходом от административно- командной системы управления к рыночной экономике. На данном этапе рыночные отношения набирают силу. Такова объективная реальность, и в связи с этим необходимо пересматривать по-новому значение ряда экономических категорий, к числу которых относится и заработная плата.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и значение оплаты труда……………….………………….4
1.1 Экономическое содержание заработной платы………………..……4
1.2 Заработная плата в современной России……………………..…….11
Глава 2. Анализ систем оплаты труда в бюджетных организациях…………14
2.1 Новая система оплаты труда………………………….……………14
2.2 Формирование и распределение фонда оплаты труда в бюджетных организациях………………………………………………………..…….16
2.3 Доплаты и надбавки, предусмотренные работникам бюджетной сферы.....…………………………………………………………………...18
Глава 3.Направления совершенствование оплаты труда в бюджетных организациях………………………….…………………………………...23
3.1 Порядок начисления заработной платы, доплат и надбавок………….......................................................................................23
3.2 Начисление отпускных, учебных отпусков и компенсаций при увольнении……………………………………….……………….….……25
3.3 Начисление пособий по временной нетрудоспособности…………………………..……………..……….......31
3.4 Сравнение новой оплаты труда с единой тарифной сеткой………………….………………………………………………......36
Заключение……………………………………………………………………….4
Дополнительные соглашения к трудовым договорам педагогических работников, рекомендуется заключать на каждый учебный год. Рекомендуемый образец дополнительного соглашения к трудовому договору с работником в связи с введением новых систем оплаты труда приведен в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
6. Следует учитывать, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения этих новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
7. При распределении фонда оплаты труда между категориями персонала необходимо по мере возможности обеспечить соотношение между фондом оплаты труда учителей и фондом оплаты труда всех прочих работников как 70:30.
8. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Томской области.
9. В связи с введением новых систем оплаты работников Учреждение может рассмотреть вопросы об оптимизации штатной численности Учреждения с направлением высвобожденных средств на стимулирование труда работников.
10. При формировании Учреждением штатного расписания и направлении его на согласование с распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится Учреждение, рекомендуется исходить из принципа достаточности численного состава работников Учреждения для гарантированного выполнения ими функций, задач и объемов работ.
11. Формы штатного расписания и тарификации приведены в приложениях 4 и 5 к Методическим рекомендациям
2.2 Формирование фонда оплаты труда учреждения
2.1 Формирование общего фонда оплаты труда школы осуществляется в пределах объема средств на текущий финансовый год.
Фонд оплаты труда формируется из следующих источников:
– основной фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения из средств субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общего образования;
– фонд оплаты труда на выплату надбавок педагогическим работникам, имеющим квалификационные категории, специальные звания, начинающиеся со слова «Народный», «Заслуженный», молодым специалистам, предусмотренных Законом Томской области от 12 ноября 2001 года № 119-ОЗ «Об образовании в Томской области»;
– фонд оплаты труда на выплату вознаграждения за осуществление функций классного руководства за счет средств федерального бюджета в размерах, установленных постановлением Правительства РФ;
– фонд оплаты труда на выплату вознаграждения за осуществление функций классного руководства за счет областного бюджета, в размерах, установленных Законом Томской области от 27 января 2006 года № 3-ОЗ «Об условиях и порядке выплаты педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области вознаграждения за выполнение функции классного руководителя».
3. Распределение фонда оплаты труда учреждения
3.1. Составляющими частями фонда оплаты труда учреждения являются тарифный (базовый) фонд оплаты труда и стимулирующий фонд оплаты труда.
3.2. В тарифный (базовый) фонд оплаты труда включаются выплаты по окладам, выплаты компенсационного характера, в том числе за дополнительные виды работ.
3.3. В стимулирующий фонд оплаты труда включается часть основного фонда оплаты труда, а также фонд оплаты труда на выплату надбавок педагогическим работникам, имеющим квалификационные категории, специальные звания, начинающиеся со слова «Народный», «Заслуженный», молодым специалистам, предусмотренных Законом Томской области от 12 ноября 2001 года № 119-ОЗ «Об образовании в Томской области»; фонд оплаты труда на выплату вознаграждения за осуществление функций классного руководства за счет средств федерального бюджета в размерах, установленных постановлением Правительства РФ; фонд оплаты труда на выплату вознаграждения за осуществление функций классного руководства за счет областного бюджета, в размерах, установленных Законом Томской области от 27 января 2006 года № 3-ОЗ «Об условиях и порядке выплаты педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области вознаграждения за выполнение функции классного руководителя».
3.4. При распределении фонда оплаты труда стимулирующий фонд должен составлять не менее 20% от общего фонда оплаты труда учреждения.
3.5. При распределении фонда оплаты труда между категориями персонала необходимо по мере возможности обеспечить соотношение между фондом оплаты труда учителей и фондом оплаты труда всех прочих работников как 70:30.
2.3 Доплаты и надбавки, предусмотренные работникам
бюджетной сферы
Глава 3. Направления совершенствования оплаты труда в бюджетных организациях
3.1 Порядок начисления заработной платы, доплат и надбавок
Расчеты по оплате труда обусловлены обязанностью работодателя оплатить выполненные работы в рамках трудовых отношений. Трудовыми называют отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством.
Учет труда и заработной платы – один из важнейших и сложнейших участков учетной работы. Основными задачами учета труда и его оплаты в бюджетных учреждениях являются:
- правильное исчисление сумм оплаты в соответствии с количеством и качеством затраченного труда и точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема работ;
- своевременное и правильное осуществление всех расчетов с работниками учреждения по заработной плате;
- правильное удержание из заработной платы налогов и иных сумм;
- учет расчетов по единому социальному налогу (ЕСН), налогу на доходы физических лиц (НДФЛ);
- контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов и бюджетных средств, предусмотренных для оплаты труда, соблюдение трудового законодательства по использованию труда и его оплаты.
Оплата труда работников бюджетных учреждений является важнейшей составной частью сметы расходов. В современных условиях совершенствование заработной платы должно происходить на основе и в пределах средств, выделяемых из бюджета и заработанных коллективом, за счет повышения эффективности хозяйственной деятельности и рационального использования фондов оплаты труда. Оплата труда работников сферы образования является повременной и регулируется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Ставки и оклады каждому работнику устанавливаются на основе аттестации и тарификации. За основу принимаются конкретные функции, трудовые обязанности, образовательный уровень работника, степень ответственности, руководство подчиненными и т.д.
Заработная плата рассчитывается один раз в месяц. Исчисление заработной платы при повременной оплате труда включает в себя следующее: если работник отработал все рабочие дни месяца, то оплатой явится установленный для него оклад, если же в данном месяце отработано неполное число рабочих дней, то заработок определяется путем деления установленного для него оклада на количество рабочих дней в текущем месяце (определяется по календарю для пятидневной или шестидневной рабочей неделе) и умножением на количество фактически отработанных рабочих дней. За отработанную первую половину месяца работнику выплачивается аванс в размере от 40-50% начисленной заработной платы.
Расчета заработной платы приведена ниже:
- оклад, предусмотренный по тарифному разряду (расчет оклада делается на основании среднедневного заработка, умноженного на число отработанных дней);
- доплаты и надбавки, рассчитываемые либо пропорционально окладу, либо устанавливаемые в виде определенной суммы (откорректированной при неполном рабочем месяце);
- премии, предусмотренные трудовым соглашением и приказом руководителя
3.2 Начисление отпускных, компенсаций при увольнении.
Основные правила предоставления, расчета и оплаты отпуска закреплены в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ).
В соответствии со статьей 114 ТК РФ работникам гарантируется предоставление ежегодных отпусков с сохранением места работы и оплаты среднего заработка.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 115, 116 ТК РФ).
Расчет продолжительности отпуска (ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого) производится в календарных днях и максимальным пределом оплата отпуска не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.
Очередность предоставления отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее чем за две недели до его начала. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Расчет и оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до начала отпуска. Об этом говорится в статье 136 ТК РФ.
Остановимся подробнее на правилах расчета оплаты отпуска.
Порядок расчета среднего заработка для отпускных содержится в Постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников этих выплат.
Перечень выплат, учитываемых при расчете среднего заработка, установлен пунктом 2 Положения об особенностях исчисления среднего заработка.
Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).
В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников (ст. 139 ТК РФ).
Средний дневной заработок для расчета отпускных определяется по формуле:
В случае если расчетный период отработан полностью:
Сумма выплат за расчетный период /( 29,4*12)
В случае если расчетный период отработан не полностью:
Сумма выплат за расчетный период /Кол-во календарных дней в периоде
Количество календарных дней в периоде рассчитывается как
29,4 за каждый полностью отработанный месяц и
кол-во отработанных календарных дней в месяце*29,4/кол-во календарных дней в месяце за каждый не полностью отработанный месяц.
Расчет отпускных определяется по формуле:
Средний дневной заработок * Количество дней отпуска
Конкретный пример расчета среднего заработка Вы можете составить в рамках любой программы серии БухСофт.
Организация, в которой работник получил доход, обязана рассчитать, начислить и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц (п. 1 ст. 226 НК РФ). Доход в виде отпускных облагается НДФЛ по ставке 13 % (ст. 224 НК РФ). Организация обязана удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов работника при их фактической выплате, а перечислить налог не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату отпускных (п. 6 ст. 226 НК РФ).
На суммы отпускных также начисляется единый социальный налог (ЕСН), платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отпускные уменьшают базу, облагаемую налогом на прибыль на основании п.7 ст.255 НК. Соответственно, если начислить на отпускные ЕСН и прочие начисления, то они уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Информация о работе Заработная плата в бюджетных учреждениях и пути ее совершенствования