Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:45, реферат
Основным объектом исследования в реферате будут выступать взаимоотношения человека и компьютера. Для начала мне хотелось бы выделить основные аспекты, которые я собираюсь изучить:
предпосылки и историю появления компьютера на службе человека;
основные философские вопросы, связанные с взаимодействием человека и электронных устройств, в частности, это вопросы наличия сознания у компьютеров, проблемы виртуальной реальности, проблема искусственного интеллекта;
плюсы и минусы этих взаимоотношений, а так же влияние компьютера на психику человека.
Введение 3
1. История и причины появления компьютеров на службе человека 4
2. Философские аспекты взаимоотношения человека и компьютера 6
3. Влияние компьютера на психику человека 12
Заключение 15
Список литературы 17
В серьезном осмыслении подобного поворота во взглядах на бытие и судьбу человека сделаны первые шаги. Преобладают восторги и бездумное описание возможностей замены материального виртуальным.
Конечно, глобальный компьютерный разум это очень хорошо, но ведь в экзистенциальном смысле для конкретной личности такое слияние будет означать отнюдь не переход в новое качество, а именно смерть. Кроме того, как заявляют некоторые философы, пока не ясно, чем вообще может обернуться построение единого разума.
В настоящее время, благодаря значительным успехам в разработке компьютерной техники и программного обеспечения для нее, в центре внимания так же оказалась и проблема искусственного интеллекта. Хотя при этом все еще нет общепринятого определения "искусственного интеллекта", будем исходить из описательного определения и считать, что данное понятие характеризует всякий результат работы компьютера, который можно было бы счесть разумным, если бы он был произведен человеком. При этом можно выделить две позиции: "жесткую", которая предполагает, что соответствующим образом запрограммированный компьютер обладает разумом и способен к пониманию и "мягкую", которая рассматривает искусственный интеллект как эвристический инструмент в исследованиях человеческого интеллекта и познания.
Для того чтобы просто почувствовать принципиальное отличие между созданным природой мозгом и произведенным человеком компьютером, достаточно обратиться к рассмотрению вопроса о восприятии объектов окружающего мира, что представляет собой необходимую основу любого когнитивного процесса.
Мозг обладает значительными способностями к перцепции мира. Посмотрим по сторонам – взгляд немедленно охватывает огромное количество объектов: книги, телефон, столы, картины, здания – причем каждый из этих объектов человек в состоянии распознать и классифицировать. Не менее очевидна наша способность видеть, слышать, обонять и осязать бесчисленное количество вещей. Для компьютера же подобный перцептивный процесс обработки информации представляет крайне сложную проблему.
Какие
когнитивные способности
Как создать машину, способную справляться с подобным потоком информации? Один из способов создания соответствующих программ для компьютера состоит в использовании принципа разложения сложных геометрических фигур на их простые составляющие. Трудность заключается в том, что для распознавания даже простых паттернов нужно очень большое количество "матриц", которые должны систематически перебираться компьютером для каждого опознаваемого объекта в поисках искомого соответствия.
Еще сложнее обстоит дело при распознавании сложных фигур. Пусть, например, требуется идентифицировать треугольник. Компьютер сможет распознать только те треугольники, которые соответствуют заложенному в его памяти прототипу "треугольности" и окажется бессильным в том случае, если не найдет искомого соответствия. Способность человека распознать треугольник любого вида объясняется обширным опытом восприятия других треугольных объектов. Абстрактное представление человека о треугольности оказывается достаточно широким, чтобы позволить опознать даже треугольник такой формы, который раньше не встречался в нашем опыте. Можно ли заложить это понятие в компьютер? Возможно, но такой механизм распознавания должен принципиально отличаться от рассмотренной выше операции сопоставления. Программа поиска будет включать в себя хранимые в памяти компьютера данные о таких деталях, как углы, линии, формы, то есть целый каталог атрибутов треугольника. Таким образом, от простого процесса сканирования и сравнения фигур с матрицами необходимо перейти к распознаванию структурных признаков объектов и соотношений между ними.
Способность человека воспринимать и распознавать огромное количество объектов окружающего мира вплоть до настоящего времени остается исключительно человеческой способностью, хотя возможности компьютеров по распознаванию внешних паттернов быстро развиваются. Если говорить о технической стороне этой процедуры, то она основана на преобразовании яркостных градаций в двоичные коды. Эти коды становятся информационно насыщенными при объединении их таким образом, чтобы это позволяло распознавать зрительный стимул. Одной из современных актуальных задач для совместных усилий специалистов по искусственному интеллекту и когнитивной психологии является разработка компьютера, который был бы в состоянии хранить прошлую информацию о мире и использовать эти воспоминания при восприятии новых объектов, то есть для абстрагирования значений из перцептов.
Большинство людей думает, что с созданием электронного мозга и начнется рай для человечества. Роботы, управляемые электронным мозгом, будут без отдыха трудиться, создавая изобилие благ. А человечество будет тратить время на удовольствия, развлечения, искусство, командовать электронными мозгами или, в лучшем случае, заниматься творческим трудом.
Очередное и глубокое заблуждение. Не было в истории и никогда не будет ситуации, чтобы высший умственный уровень был слугой у более низкого уровня. Весь мир микроорганизмов, растений и животных – это наши предки. Но служим ли мы прислугой даже у ближайших сородичей – человекообразных обезьян? Ни у одного человека даже мысли такой не возникает. Человек (и то не всякий и не всегда) готов признать равноправным с ним другого человека, то есть существо того же умственного уровня, но никогда не признает за таковых обезьян. Более того, мы без всяких угрызений совести разводим полезных нам животных, убиваем их, когда нужно, употребляем в пищу, без пощады уничтожаем вредные растения и микроорганизмы. А на ближайших сородичах – обезьянах проводим медицинские опыты и проверяем новые препараты. И это при том, что все мы относимся к одной биологической формации.
А как к человечеству будет относиться формация (цивилизация), построенная на совершенно другом, несравненно более высоком электронном принципе? Да точно так же, как мы относимся к более низким уровням: использовать, когда мы им полезны, и уничтожать, когда будем мешать.
С созданием электронного мозга, по мнению профессора Болонкина начнется конец человеческой цивилизации. Некоторые считают, что необходимо держать компьютеры и их развитие под строгим контролем и создавать только такие ЭВМ, которые бы подчинялись закону Азимова – в первую очередь заботиться и спасать человека, а во вторую – думать о себе. Но это так же невозможно, как невозможно запретить какими-то законами прогресс науки и техники. То государство, которое это сделает, неизбежно в техническом развитии станет жертвой других, более развитых государств.
Человек
имеет специфическую роль в развитии
Природы, в развитии Высшего Разума.
По моему мнению, человечество выполнило
свою историческую миссию, подошло
к своему концу, дав начало более
высокой электронной
Обобщая все вышесказанное, остается лишь перечислить основные положительные и отрицательные моменты взаимодействия компьютера с человеком. В онтогенетическом плане мы видим личностное развитие человека, которое претерпевает изменения под влиянием компьютеризации. К позитивным личностным преобразованиям хотелось бы отнести следующие: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс ее решения, которое осуществляется затем оперативно во взаимодействии с компьютером. К позитивным результатам можно отнести такое развитие у пользователей адекватной специализации познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти, формирования специализированной по предметному содержанию деловой мотивации применения компьютера для решения профессиональных задач, включая появление престижных, статусных, экономических и других сопутствующих мотивов, подкрепляющих деловую мотивацию.
Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя.
Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.
К негативным личностным преобразованиям относятся: снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально-логическом компонентам.
Происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютером чрезмерная специализация познавательных процессов, а также мотивации снижает их гибкость и тем самым возможности переноса в решение более широкого круга задач, требующих другой их специализации. В связи с этим формирующиеся черты личности, вначале позитивные, например, такие, как точность и аккуратность, могут перерасти в такие негативные черты, как педантизм, чрезмерная пунктуальность и ригидность. Чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютером при решении с ним особо сложных задач в динамически меняющихся условиях может обострять невротические черты личности, что при выраженной ее неуравновешенности может приводить человека к болезненному состоянию. Например, известное явление "хаккеризма", когда чрезмерная увлеченность пользователя изучение вычислительных методов и возможностей компьютера может привести к однобокому личностному развитию, чрезмерной связанности его предметного содержания с определенной компьютерной специализацией, затрудняющей адаптацию личности к другим необходимым сферам деятельности.
Все эти закономерности преобразования личностных свойств субъекта выявляют сложный, неоднозначный характер его онтогенетического развития, происходящего под влиянием компьютеризации, и показывают зависимость его не только от особенностей профессиональной деятельности и типа компьютеризации, но и от самого субъекта, от его исходных устойчивых психических свойств.
В
историческом развитии человека компьютер
может рассматриваться как
В относительно элементарных видах умственной деятельности, имеющих преимущественно шаблонный характер, компьютер может замещать человека, вытесняя его из выполнения этих видов деятельности; при этом компьютеру могут передаваться компоненты творческого процесса.
В более сложных, динамически меняющихся видах умственной деятельности, характеризующихся возникновением новых проблемных ситуаций, компьютеру интеллектуальные функции передаются лишь частично и функции решения задач распределяются между человеком и компьютером.
Орудийное
компьютерное опосредствование представляет
собой динамический процесс, связанный
с изменением типов компьютеров,
их программ, языков программирования,
что ведет к изменению
Передавая интеллектуальные функции компьютеру, составляя для него программу, человек на этапе подготовки работы компьютера как орудия играет ведущую роль.
На
следующем этапе при
Таким образом, сейчас уже очевидно, что компьютеризация может привести не только к позитивным, прогрессивным изменениям в жизни человека, но и спровоцировать негативные изменения, например, такие как уменьшение интеллектуальной активности человека, сокращение в его деятельности творческих компонентов и усиление шаблонности.