Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:03, контрольная работа
Культура- совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности и насыщенная продуктами этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворениям; мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими экзистенциальными ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;
I.Ответы на вопросы по темам: 2
1. Типология культуры
2
2. Архаичная культура
6
3. Культура ранних цивилизаций
10
4. Генезис Европейской культуры
13
5. Русская культура
18
6.Культура и природа
21
7. Культура и человек, культура и общество
23
II. Задания для домашней контрольной работы 25
Литература 29
7.Культура
и общество. Культура
и человек.
В науке не сложилось единого определения того, что такое общество. В узком смысле под обществом надо понимать:
- определенную группу людей,
- конкретный этап в
В широком смысле общество- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Человеческое общество
Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Значит, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению людей. Общество должно отвечать следующим признакам:
- объединение не является
- имеет территорию, которую считает своей собственной;
- имеет собственное название и свою историю;
- обладает собственной системой управления;
- браки заключаются между
- пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
- существует дольше средней
- объединяет общая система
Подобным критериям
Общество можно рассматривать
под разным углом зрения, например,
его можно свести к
Можно все общество разделить на четыре главные сферы - экономическую, политическую, социальную и культурную.
Слово «культура» используется столь же часто, как слова «общество» и «природа». При этом под культурой чаще всего, понимают какие- либо достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные открытия, а также уровень запросов отдельного человека, его достойное поведение.
Однако понятие «культура», как
и понятие «общество»
Культура не может
Даже естественные проявления
жизни людей преображаются под влиянием
культуры. Культура характеризуется историчностью
и огромным многообразием. Для более глубокого
изучения мира культуры выделяют ее типы,
формы, компоненты и создают различные
классификации. Общепринятым является
деление культуры на материальную (здания,
транспортные средства, предметы быта,
приборы и оборудование и т.п.) и духовную
(знания, язык, символы, ценности, правила
и нормы, а также многое другое).
II.
Задания для домашней
контрольной работы:
Первобытное общество: | |
Древнекаменный век (палеолит) | 1200 тыс. лет до н.э. |
Среднекаменный век (мезолит) | 1200-5000 лет до н.э. |
Новокаменный век (неолит) | 5-6 тыс.лет до н.э. |
Рабовладельческое общество: | |
Медно-каменный век |
6 тыс. лет до н.э. |
Бронзовый век (эпоха) | 3-1 тыс.лет до н.э. |
Железный век (эпоха) | 1 тыс.лет до.н.э. |
Древняя Месопотамия (двуречье) | |
Древний Египет | 400 лет - 31г.до н.э. |
Древня Индия | |
Древний Китай | |
Эпоха античности |
|
Древняя Греция: | |
Эпоха Критической культуры |
6-3 тысячилетие |
Эпоха Минойской культуры | 30 –15 вв.до н.э. |
Эпоха Микенской культуры | 14-13 вв.до н.э. |
Гомеровский период | 12 –8 вв до н.э. |
Архаический период | 8-6 вв до н.э. |
Классический период | 5-6 вв до н.э. |
Эпоха эллинизма | 4-2 вв до н.э. |
Древний Рим: | |
Этрусский период |
|
Царский период | |
Раннереспубликанский период | |
Позднереспубликанский период | |
Период империи | |
Славянская древность |
|
Киевская Русь |
4-14вв |
Московская Русь |
16-18вв |
Средневековье |
|
Эпоха Возрождения |
|
Раннее |
Начало 14 - конец15в.в |
Высокое |
Конец 15 – первая четверть 16вв |
Позднее |
Вторая четверть 15 – конец 16 вв |
Новое и Новейшее время |
17-21вв |
Философия культуры | История культуры | Морфология культуры |
-выполняет
методическую функцию, -ведет оценочные истолкование культуры; -нацелена на понимания «культуры», как целого (всеобщего); |
-описание и
объяснение конкретных -выявление
архетипов современной |
1.Основными
элементами культуры выступает
понятия (концепты), содержащиеся в языке.
2.Понятие
культуры контекстуально т.е.
многое в его понимании а)его места в контексте; б)в какое смысловое поле оно включено; в)в какой понятийной системе оно функционирует; т.е. понять лексику слова «культура» значит выявить, каково его наполнение и к какой сфере знаний оно относится |
Культурно-исторические типы | Н. Данилевский |
«Вызов» и «Ответ» | Тойнби |
Дионисийское и аполлонийское начало | Ф. Ницше |
Символические формы культуры | Э.Кассирер |
Игра как культурно-историческая универсалия | И.Хейзинг |
Культурные суперсистемы | |
Осевое время | |
Цивилизация как смерть культуры | О. Шпенглер |
«Энеида» | Вергилий |
«Закат Европы» | Шпенглер |
«Россия и Европа» | Данилевский |
«Илиада» | Гомер |
«Орестея» | Эсхил |
«Судьба России» | Бердяев |
«Постижение истории» | Тойнби |
«Антигона» | Софокл |
«Рождение трагедии из духа музыки» | Ницше |
«Золотая ветвь» | Фрезер |
«Медея» | Еврипид |
«Смысл и назначение истории» | Ясперс |
«Казус Кукоцкого» | Улицкая |
«Кот в сапогах» | Перро |
«Князь Игорь» | Бородин |
«Тайная вечеря» | Леонардо да Винчи |
«Черный квадрат» | Малевич |
«Реквием» | Моцарт |
Сфера деятельности | Имя |
1.Многократно переизбиравшийся стратег, в период правления которого древнегреческая культура достигла наивысшего расцвета | Перикл |
2.Фараон,
произведший первую попытку |
Эхнатон |
3.Создатель этико-религиозного учения, ставшего основной культуры Древнего Китая | Конфуций |
4.Древнегреческий
философ, основоположник |
Гераклит |
5.Любитель и знаток античности, возглавивший раскопки в Микенах и Трое | Шлиман |
6.Правитель древней Индии, прославившийся своим миролюбием | Ашока |
7. Автор произведения, положившего начало культурологии как самостоятельной науке | Шпенглер |
8.Правитель
Урука, герой шумерского эпоса, |
Гильгамеш |
9.Поэт, основатель поэтического объединения «Цех поэтов» | Н.Гумилев |
10.Правитель Вавилона, создатель древнейшего Кодекса законов | Хаммурапи |
11.Создатель
крупнейшей библиотеки |
Ашшурбанипал |
12.Основатель
нового философско- |
Лао-цзы |
13.Основоположник буддизма | Шакьямуни |
14.Древнекитайский император, совершивший первую в мире «культурную революцию» | Цинь Ши-хуан |
15.Создатель древнеиндийского литературного языка | Паниш |
16.Оратор, философ и политический деятель Древнего Рима | Цицерон |
17.Астроном. доказавший факт вращения земли вокруг Солнца | Аристарх Самосский |
18.Правитель Древней индии, прославившийся своим миролюбием | Птоломей II |
19. Философ,
математик, глава союза |
Пифагор |
20.Архитектор-теоретик | Витрувий |