Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:03, контрольная работа
Культура- совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности и насыщенная продуктами этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворениям; мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими экзистенциальными ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;
I.Ответы на вопросы по темам: 2
1. Типология культуры
2
2. Архаичная культура
6
3. Культура ранних цивилизаций
10
4. Генезис Европейской культуры
13
5. Русская культура
18
6.Культура и природа
21
7. Культура и человек, культура и общество
23
II. Задания для домашней контрольной работы 25
Литература 29
Содержание
Стр. | |
I.Ответы на вопросы по темам: | 2 |
|
2 |
|
6 |
|
10 |
|
13 |
|
18 |
|
21 |
|
23 |
II. Задания для домашней контрольной работы | 25 |
Литература | 29 |
I.Ответы
на вопросы по темам:
1. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ.
Феномены и периодизация
Культура- совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности и насыщенная продуктами этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворениям; мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими экзистенциальными ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности; мир особых нормативных порядков и форм осуществления деятельности и образов сознания, аккумулированных и селектированных социальным опытом на основании критериев их приемлемости по социальной цене и последствиям. Их допустимости с точки зрения поддержания уровня социальной консолидированности сообществ и воплощенных в системах социальных целей, ценностей, правил, обычаев, социальных стандартов, технологий социализации личности и воспроизводства сообществ как устойчивых функциональных целостностей, опредмеченных в специфических чертах технологий и продуктов любой значимой и целенаправленной активности людей.
В динамике культуры можно
выделить несколько основных
типов порождения и
Историческая эволюция
- первобытную, где складывалась
основная «низовая» ячейка
- архаическую, где формировался этнический, территориально- соседский тип социальной организации и культуры, а главным средством социальной регуляции являлась племенная мифология и детерминируемые ею традиции;
-доиндустриальную, где преобладали
в основном сословно- идеологические
и политико-конфессиональные
-индустриальную, где основными
-постиндустриальную, где формы социальной
организации эволюционируют к
транснациональным политико-
Этническая и национальная
В принятом в этнологии языке очень часто под культурой понимается вся та небольшая общность, которая составляет данный этнос. И здесь культура охватывает все проявления социальной деятельности, без разделения на сферы хозяйства, политики, социальных отношений и культуры. Основанием
для
формирования системы
Запад и Восток в культуре.
Запад и Восток- это различные
социокультурные парадигмы, на
протяжении веков и
Массовая культура.
Это своеобразный феномен
Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие:
- индустрия «субкультуры
- массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире;
- средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам;
- система государственной
- массовая социальная мифология,
- массовые политические
- система организации и стимулирования массового потребительского спроса, формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни;
- индустрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида;
- индустрия досуга, включающая в
себя массовую художественную
культуру, массовые постановочно- зрелищные
представления и т .п.
Элитарная культура.
Субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура противостоит культуре большинства, или массовой культуре. Более того, элитарная культура нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта, на демонстративной самоизоляции в целом национальной культуры. В этом отношении элитарной культуре характерно маргинальный феномен в рамках любого исторического или национального типа культуры и всегда - вторична, производна по отношению к культуре большинства.
Присущее культуре
2.Архаичная культура
и культура ранних цивилизаций.
Что такое мифы. В «школьном» понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев- поэтические, наивные, нередко причудливые. Это «житейское», подчас до сих пор бытующее представление о мифах в какой-то мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека; именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей. Действительно, вплоть до 19 века в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы- рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Особенно широко имена древних богов и героев и рассказы о них стали известны с эпохи Возрождения, когда в европейских странах оживился интерес к античности. Примерно в это же время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев.
На ранних стадиях развития мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Позднее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы. Таким образом, сравнительное изучение мифов разных народов показывает, что, во-первых, весьма схожие мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и, во- вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами,- вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др.- затрагивает широчайший, буквально «глобальный», круг коренных вопросов мироздания. Мифология выступает уже не как сумма или даже система «наивных» рассказов древних.