При
всем разнообразии существующих точек
зрения на цивилизацию они во многом
совпадают относительно рядя ее черт.
Наиболее важными признаками
и чертами цивилизации
считаются: 1) образование государства;
2) возникновение письменности; 3) отделение
земледелия от ремесел; 4) расслоение общества
на классы; 5) появление городов. При этом
наличие первых двух признаков практически
всеми признается обязательным, а необходимость
остальных нередко ставится под сомнение.
В
цивилизации особую роль играет
технология, с помощью которой общество
устанавливает отношения с природой. Для
нее характерны устойчивая цивилизация,
малоподвижность, инерционность, порядок
и дисциплина. Она стремится к всеобщности
и универсальности, что особенно заметно
проявляется в последние годы, когда на
наших глазах на основе новейших технологий
создается единая всемирная цивилизация.
Что
касается культуры, то в ней
первостепенное значение
имеют национальная самобытность и
оригинальность, неповторимость и уникальность,
изменчивость и новизна, неудовлетворенность
собой, критическое и творческое начало,
самоценность, стремление к возвышенному
идеалу.
4.
ГЕНЕЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Европейская культура - особая общность
истоков, судеб и наследия, приведшая
к формированию культурно- исторической
общности с единым культурно-
генетическим кодом, с характерным
самоощущением и самосознанием
европейцев.
По образному определению Поля Валери,
все, что ведет происхождение из Афин,
Рима и Иерусалима, является подлинно
европейским. Но чтобы в полной мере стать
таковым, потоки, питаемые этими могучими
источниками (античное наследие и христианство),
должны были соединиться с культурой народов
древней и средневековой Европы: германцев,
кельтов, славян… Именно своеобразный
сплав всех исходных компонентов заложил
основы цивилизационной общности.
Древняя Эллада и Рим- это
еще не вся Европа, ибо сама
европейская общность в то время
еще не сложилась. Европа фигурирует в
греческих и римских текстах лишь как
географическое понятие. Античный мир
был средиземноморским миром. Но именно
европейская цивилизация вобрала, впитала
и развила его наследие. При этом географические
рамки европейской цивилизации никогда
не оставались неизменными. Европейская
идентичность - расширяющееся, если не
сказать саморасширяющееся, понятие. От
Средиземноморья на север, юго-восток
и восток континента - таковы пространственно-
исторические векторы, определяющие процесс
формирования европейской цивилизационной
общности.
Античные мыслители поставили
вопросы, ответы на которые
европейская философская мысль
искала на протяжении столетий
и продолжает искать и сейчас.
В ходе последующего культурно-
исторического развития Европы в античном
наследии выделилось понимание и восприятие
Человека. Идеал античности - богоподобный
человек. Человек и Природа, Человек и
Общество - европейские проблемы на все
времена. Некоторые основополагающие
подходы к ним закладывались еще, в Афинах
и Риме.
Не меньшее значение имели
политическая практика и его
политические учения. Древнегреческие
и древнеримские республики. Идеи
верховной власти совокупности
свободных граждан, их юридического
равенства и равноправия вдохновляли
борцов за демократию и свободу. Государственно-политический
опыт античности - одна из основ европейской
политической культуры. А римское право
стало источником всего последующего
развития европейских юридических норм.
Обращение к нему характерно для всех
периодов европейской истории, начиная
с развитого средневековья.
Греческая традиция предусматривала
диалогичность в сфере мысли
и политики, утверждала равноправное
существование различных концепций
и политических взглядов. Эта
диалогичность и полифоничность
стали неотъемлемой чертой европейского
развития, определившей, в частности, многие
принципы гражданского общества.
В Греции и Риме реализовались
зародыши последующих общественных
коллизий- не случайно европейское
искусство вплоть до кинематографа
и рок- музыки второй половины 20 века
вновь и вновь обращалось к античным героям,
сюжетам, мотивам.
До сравнительно недавнего времени
все образование в европейских
странах строилось в значительной
мере на изучении греческого
и латинского языков, греческих
и латинских авторов. Более того, многие
понятия и термины, относящиеся к сфере
европейской образованности, «хотят»
быть античными: Академия… Лицей… Гимназия…
Школа… Античными «хотят» быть и остаются
и фундаментальные понятия европейской
политической культуры - Демократия и
Деспотия, Республика и Империя, Олигархия
и Диктатура. Да и сам термин «культура»
восходит к латинскому термину, означающему
«возделывание, воспитание, образование».
Важнейшим этапом в переходе
т средиземноморской к собственно
европейской общности стали варварские
нашествия, подточившие и разрушившие
дряхлевшую Римскую империю. Варвары в
саду античной культуры - такова была юность
европейской цивилизации. Этническая
многоликость Европы стала основой, на
которой позднее сформировались нации
и государства. Тем самым были созданы
предпосылки для внутриевропейского многообразия.
Процесс освоения и усвоения античного
наследия - путь неодинаковый по формам
и темпам - стал важным ингредиентом складывания
европейской цивилизации.
Различные регионы и народы по- разному
приобщались к основным источникам европейской
цивилизации. Так, античное наследие оказывало
лишь опосредствованное воздействие на
Северную Европу, а Юго-Восточная и Восточная
Европа усваивала его преимущественно
через Византию, в которой античные традиции
никогда не прерывались ни в архитектуре,
ни в искусстве, ни в литературе, ни в философской
мысли. Но вместе с тем в Византии античные
традиции сплавлялись с восточными влияниями
и собственно византийскими феноменами.
Поздняя античность стала той
почвой, на которой выросло и
окрепло христианство - еще один
важнейший компонент европейской
цивилизации. Трудно переоценить
значение этого исторического
скрещения судеб: могучая, но
уже клонящаяся к упадку империя
и начинающая свое нелегкое, но победоносное
шествие религия- Понтий Пилат и Иисус
Христос. Через Рим и Византию христианство
восприняли выходящие на историческую
арену народы континентальной Европы,
в первую очередь Западной и Центральной,
нашедшие в нем - все вместе и каждый индивидуум
в отдельности - духовное выражение своего
земного существования, соединения в некую
общность, основанную на высших ценностях
и отрицающую - в идеале - всякое противостояние
человека человеку. Со времен средневековья
европейская идентичность неотделима
от христианства. Конечно, христианство-
это не только Европа, но европейскую цивилизацию
без христианства и вне христианства представить
невозможно.
Христианство стало основополагающим
фактором культуры, образа жизни
и мировосприятия европейцев. Оно
создало новое представление о человеке
, сущность которого- душа, ищущая спасения
и стремящаяся к нему. Отсюда и характерная
концепция человеческой личности, выводимая
из отношения индивидуума с богом, который
сам понимается как вечное личностное
начало и ключ к пониманию ценности отдельной
человеческой жизни.
Средневековье не было, как когда-
то считалось, мрачным периодом
в истории Европы, отринувшим
все предшествующее развитие. Христианские
мыслители обращались к сочинениям
Платона и Аристотеля, ссылались
на нормы римского права. При всей внешней
гомогенности религиозной философии в
ее рамках шел напряженный диалог между
верой и знанием, способствовавший развитию
самостоятельной мысли и, следовательно,
сферы действия рационального. Этот диалог
подспудно готовил почву для будущего
развития европейской науки.
В средневековой Европе сформировалось
обширное культурное пространство,
в котором происходил интенсивный
обмен идеями и творческими
достижениями. Этому способствовал
единый для всех мыслителей Западной
и Центральной Европы язык- латынь, а также
разветвленная сеть монастырей, а затем
и университетов, ставших центрами учености
и духовности. Сложилось своеобразное
интернациональное или, если угодно, космополитическое
и потому общеевропейское ученое сословие
со своим образом жизни, разнообразными
контактами, достаточно независимыми
от расстояний и межгосударственных границ.
Особенности христианского мышления
и системы представлений пронизывали
всю европейскую культуру средних
веков. Даже теории и концепции, далекие
от теологии, а позднее и отвергавшие ее,
так или иначе, испытывали воздействие
христианства. Оставаясь в общем, поле
европейской цивилизации. Ветхозаветные
и евангельские сюжеты и образы стали
вечной темой европейского искусства.
Существенным компонентом формирования
европейской цивилизационной общности
стала широко понятая городская
культура, система городских свобод,
цеховая организация ремесла,
сосуществовавшая с территориальной,
собственно городской организацией
и закладывавшая основы добровольного
- пока еще относительно добровольного
- выбора индивидом той или иной социальной
общности.
С развитием городского ремесла
и городов, с первыми ростками
буржуазных отношений, с общей
интенсификацией городской жизни
связывают и общеевропейский феномен
Возрождения. Возрождение поколебало
устои казавшейся неразрывной связи Человека
с Богом и, возрождая античную традицию,
ставило Человека в центр мироздания.
Утверждалось новое понимание человека
как сердцевинного, ключевого звена космической
цепи бытия.
Гуманистический идеал человека,
представления о достоинстве
и совершенстве личности вошли
в плоть и кровь европейской
культуры. Пересматривая, а порой
и ставя под сомнение религиозные
представления, гуманизм начинает
рассматривать человека, прежде всего
в его земном предназначении. Человек
становится центром всей системы ценностей.
А личность рассматривается как источник
естественного права. Отсюда и новый подход
к проблеме свободы воли, волновавшей
европейскую мысль еще со времен Сократа
и являвшейся ключевой в христианской
этике взаимоотношений Человека и Бога:
индивидуум призван сам формировать свою
личность и вершить свою судьбу, определять
движение окружающего мира и свое предназначение
в нем.
С новым представлением о Человеке
гуманизм принес и новое видение Европы.
Если для средневековья понятия Европы
и христианского мира идентичны, то гуманизм
начинает трактовать Европу как особую
человеческую и историческую общность,
отличную от христианского мира вообще.
Симптоматично, что одним из первых, кто
выступил с этой новой трактовкой, стал
итальянский гуманист Эней Сильвио Пикколомини,
избранный в 1458 году папой под именем Пия
Второго.
Идеи гуманизма получили развитие
в философии и политических
теориях Просвещения.
Так или иначе, античное наследие, христианство,
средневековая культура, идеи Возрождения,
Реформации и Просвещения составили блоки
того мощного фундамента, на котором была
построена европейская экономика, наука
и культура Нового времени, начиная с эпохи
Возрождения, со времени Великих географических
открытий Старый Свет выступил как динамичный
континент. Бурно росли производительные
силы, Европа взяла на себя роль промышленной
мастерской мира.
Динамизм - в крови европейской
цивилизации. Линейное, постоянно
прогрессирующее время - одна из парадигм
европейской культуры Нового времени.
В
процессе многоэтапного развития
выработалась общая система ценностей
европейской цивилизации. Ее средоточием,
нервным центром был и остается
Человек. Само понимание Человека
претерпело сложную эволюцию: богоподобный
человек античности - избранное создание
Бога, в средневековье - богоравный индивид
Ренессанса - свободная личность нового
времени, однако в цивилизационном развитии
присутствовал общий знаменатель: Человек
как высшее создание Бога или Природы,
человек как основной вектор общественного
развития.
Европейская цивилизация создала
великую культуру, развитую науку
и технику, она явила миру
примеры освободительных движений
и борьбы за демократию. В ней
родились и получили развитие идеи
вечного и справедливого мира, общей ответственности
всех европейских народов за судьбу континента.
В ходе длительного и сложного развития
отношений между странами и народами континента
рождалась и набирала силу идея европейского
консенсуса, обретающая особую значимость
в начале третьего тысячелетия.
Но нельзя видеть и то, что
историческое наследие Европы
неоднозначно и противоречиво.
На европейской почве рождались
идеи социальной и национальной
исключительности, развивались расистские
теории, воплощающиеся в ужасающую человеконенавистническую
практику.
Не просто
складывались отношения Европы
с другими цивилизациями и
регионами. Начиная с 16 века, колониализм
стал поистине «европейским феноменом».
Постоянной и неотъемлемой сферой
приложения сил. С образованием колониальных
империй слово «Европа» стало ассоциироваться
во многих частях земли не с достижениями
науки, экономики, культуры, а с политикой
подавления, с угнетением и дискриминацией.