Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 23:34, курсовая работа
Эпоха Возрождения, период в истории культуры Западной и Центральной Европы XIV – XVI вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для здания новой культуры послужила античность, которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии.
1. Введение …………………………………………………………….………… 3 стр.
2. Сущность Ренессанса – гуманизм ………………………….….…………….. 4 стр.
3. Искусство эпохи Возрождения ………………………………………………. 5 стр.
4. Театр эпохи Возрождения ……………………………………………………. 8 стр.
4.1. Италия ………………………………………………………………… 8 стр.
4.2. Англия ……………………………………………………………….. 10 стр.
4.3. Испания ……………………………………………………………… 12 стр.
5. Искусство представления …………………………………………………… 15 стр.
6. Уильям Шекспир …………………………………………………………….. 19 стр.
7. Драматургия ………………………………………………………………….. 23 стр.
8. Заключение …………………………………………………………………... 26 стр.
9. Список литературы ………………………………………………………….. 31 стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ
ИНСТИТУТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И МУЗЕЕВЕДЕНИЯ
Кафедра
Истории культуры
«Театр
и драматургия в эпоху
Возрождения»
Курсовая работа по Истории культуры
студентки III курса
заочной формы обучения
специальность:
Культурология
Богоявленской
Оксаны Геннадиевны
Преподаватель
Леонтьева
И. П.
Москва 2011 г.
С О Д
Е Р Ж А Н И Е :
1. Введение …………………………………………………………….………… 3 стр.
2. Сущность
Ренессанса – гуманизм ……………………
3. Искусство
эпохи Возрождения ………………………………
4. Театр
эпохи Возрождения ………………………………
4.1. Италия ………………………………………………………………… 8 стр.
4.2. Англия ……………………………………………………………….. 10 стр.
4.3. Испания ……………………………………………………………… 12 стр.
5. Искусство
представления …………………………………………
6. Уильям
Шекспир …………………………………………………………
7. Драматургия ………………………………………………………………….. 23 стр.
8. Заключение …………………………………………………………………... 26 стр.
9. Список
литературы …………………………………………………
1. Введение.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) началась в Италии приблизительно в середине XIV в., в XVI – XVII вв. Возрождение приходит в другие страны Европы (Северный Ренессанс), но в каждой европейской стране оно протекает по-своему и в индивидуально своих временных рамках.
Эпоха Возрождения, период в истории культуры Западной и Центральной Европы XIV – XVI вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для здания новой культуры послужила античность, которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии.
Родившись в Италии, новая культура в конце XV в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.
Общим для культуры Ренессанса
во всех странах является не
только интерес к античности,
но и появление особого
Важнейшую роль в развитии европейской культуры сыграли Великие географические открытия, начавшиеся в конце XV в. с плавания Христофора Колумба и открытия им Америки. К примеру, кругосветное плавание Магеллана опровергло антично-средневековое утверждение, что Земля плоская, доказав, что Земля – это шар.
2. Сущность Ренессанса – гуманизм.
Ярчайший расцвет искусств и мысли, с блистательными именами гениальных поэтов, художников, мыслителей, учёных и мореплавателей, имел свои первопричины и источники, порою парадоксальные.
«Как известно, - пишет Алексей Лосев в «Эстетике Возрождения», - Ренессанс был продуктом ранней городской культуры, развившейся в своём отличии, в иной раз и в своей борьбе с мировоззрением феодальных поместий». Здесь указание на сугубо земные, социально-исторические условия, каковые сами по себе ещё никак не объясняют явление нескольких плеяд ярчайших звёзд даже в одной Флоренции XV века. Что же произошло? Средневековье в зените своего развития, что знаменуется созданием «Комедии» Данте Алигьери, названной «Божественной комедией» Джованни Боккаччо. Определение имело прямой смысл, но уже проступало и его переносное значение.
Философской основой ренессансного миросозерцания, как и средневекового, был античный неоплатонизм, учение Платона об идеях (не обычный идеализм позднейших времён, а эстетический), разработанное неоплатониками Плотиным (III век н.э.) и Проклом (V век н.э.) всесторонне, с интимным переживанием, с погружением в мистику глубочайших философских понятий о Едином, о Мировом Уме, о Мировой Душе и о Космосе. Античный неоплатонизм был космологичен. Это был политеизм в полном соответствии с греческой мифологией.
Средневековые мыслители с их монотеизмом3 заговорили об абсолютной личности, связав с нею и благо, и красоту. Бог не отвергается, но о боге говорят не иначе, как о боге-мастере (Deus artifex), то есть это уже не Бог, а эстетизирующий символ, словом, эстетическая идея, как у древних греков.
«Дело заключается в том, - пишет Алексей Лосев, - что в эпоху Возрождения именно человеческая личность берёт на себя божественную функцию, человеческая личность представляется творческой по преимуществу и только человек мыслится как овладевающий природой».
Христианская религия обрела свою сущность, она превратилась в мифологию, художественно воспроизводимую, как некогда религия греков – в художественную религию и мифологию. И в этом человек ощущал свободу и радость, словно юность вернулась, с восприятием земной красоты во всех ее проявлениях. Но эта беззаботность и приволье человека Возрождения продлятся недолго, ибо при остроте восприятия жизни, всех её благ и радостей, усиливается ощущение её скоротечности и смертности человека, с тем приходит углубленный психологизм, с трепетом личных переживаний.
Гуманизм, как зародилось это понятие, отнюдь не моральное, а прежде всего и по преимуществу эстетическое и философское, с выделением человека, вместо Бога, как центрального образа в миросозерцании новой эпохи. Отсюда чувство свободы и жизнерадостность у её первых представителей во Флоренции в её золотой век.
Но гуманизм вскоре смыкается с гуманностью,
присущей христианскому вероучению, порождая
уже чисто моральную рефлексию даже у
первого гуманиста в Европе, что станет
характерной чертой Ренессанса, исполненной
трагизма, помимо постоянного торжества
зла в мире.
3. Искусство эпохи Возрождения.
При теоцентризме4 и аскетизме5 средневековой картины мира искусство в средние века служило, прежде всего, религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма.
Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства.
В XIII в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину XIII в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс.
Впервые отчётливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце XII – первой трети XIV в. во фресках Джотто ди Бондоне, который ввёл в живопись чувство трёхмерного пространства, писал фигуры более объёмными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.
На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма.
Интерес к личности, её индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала.
Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в XV в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф. Липпи, Д. Венециано, П. дела Франческо, А. Паллайоло, А. Мантенья, К. Кривели, С. Боттичелли и многие др.). В XV в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л. Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнажённое тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти и др.). Мастера XV в. (прежде всего Л. Б. Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.
Уже в 1520-е гг. в искусстве Центральной Италии, в искусстве Венеции в 1530-е гг., происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом XV в., быстро утратил своё значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен).
К Позднему Возрождению можно отнести П. Веронезе, А. Палладио, Я. Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма6, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).
Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е гг. на основе поздней готики, нового стиля в живописи. Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков XV в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира.
Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трёхмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объёмности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нём прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты).
Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже XV – XVI вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма.
Во второй половине XVI в. искусство ренессанса
Италии и других европейских стран постепенно
уступает место маньеризму и раннему барокко.
4. Театр эпохи Возрождения.
Театр Возрождения – европейский театр в историческую эпоху позднего средневековья (XVI – XVII вв.). Эпоха Возрождения ознаменовалась не только формированием нового гуманистического мировоззрения, но и многими великими открытиями и изобретениями, а также – бурным всплеском развития культуры и практически всех видов искусства.
Ренессансный театр в разных странах Западной
Европы имел свои индивидуальные особенности,
прочно вписанные в социокультурный аспект
развития своей страны и резко отличающие
его от театра Возрождения иных стран.
Наиболее интересно и показательно ренессансный
театр развивался в трёх странах Западной
Европы, причём основные линии развития
имеют между собой очень мало общего.