Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:20, реферат
Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».
Введение
1. Структурная целостность культуры
2. Структура культуры
3. Содержание и классификация языка культуры
4. Основные социальные функции культуры
Заключение
Список литературы
Однако стержневой основой духовной культуры, выступает религия. В религии как форме духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Главное почти во всякой религии -- это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому сплочение, и связь -- главные ее регулятивы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует, прежде всего, через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Основу религии составляет та или иная культовая система, т. е. система обрядовых действий, связанная с определенными представлениями о сверхъестественном и возможностью общения с ним. В ходе исторического развития в обществе происходит институционализация культовых систем, обретение ими формы той или иной организации. Наиболее развитой формой религиозных организаций является церковь -- объединение верующих и служителей культа на основе определенного вероучения и под руководством высшего духовенства. В цивилизованном обществе церковь выступает как относительно самостоятельная социальная организация, духовная власть, выполняющая ряд важных социальных функций, среди которых на первом плане - формирование у своих членов определенных целей, ценностей и идеалов. Религия, устанавливая градацию ценностей, придает им святость и безусловность, это ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» -- от земных и обыденных до божественных и небесных.
Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает поле напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир--человек» дополнительное опосредующее образование -- сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей. Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям, и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, т. е освобождения культуры из-под влияния религии. Эти процессы в первую очередь, связаны с усиливающейся потребностью людей в создании собственной картины мира, через его постижение и осмысление. Так появляется еще один структурный элемент культуры - философия, которая стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»).
Философия возникла как духовное преодоление мифа, и религии, в том числе, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.
Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерпевает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, таким образом, наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Самый важный результат научного прогресса -- возникновение цивилизации, как системы рационализированных и технитизированных форм бытия человека. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями - это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизующая сила, а культура -- как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешились и по сей день, поэтому, в определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технитизированные формы бытия человека противостоят внутренним началам (ценностям и идеалам) духовной сущности человека. Однако наука, порождая цивилизацию, связывается с культурой в целостное образование и уже современная история человечества без науки не представима. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Поэтому можно говорить о том, что ценность научного знания пропорциональна его полезности. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание -- сила!» -- утверждал Ф. Бэкон. Но для каких целей, и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура. Высшая ценность для науки -- истина, в то время как высшая ценность для культуры -- человек.
Таким образом, только при синтезе культуры и науки возможно построение гуманистической цивилизации.
Подводя итог, можно говорить о том, что культура - это сложная многоуровневая система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира, которые проявляются:
1. в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируеся, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.
2. в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала.
3. в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ней.
Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.
На формирование и развитие культуры конкретного общества или отдельных его групп влияют самые разные факторы. Так каждая культура вбирает в себя социальные или демографические особенности жизни, зависит от природных и климатических условий, а также от уровня развития общества в целом. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, формируется мировоззрение и ментальность, свойственная лишь конкретным носителям культуры.
В глобальном понимании культура включает в себя все достижения человечества в мировых масштабах. Этот синтез лучших достижений всех национальных культур различных социальных групп и народов, населяющих нашу планету, называется мировая культура. Мировая культура имеет достаточно сложную структуру, которую следует рассматривать, по крайней мере, на нескольких уровнях:
Однако, несмотря на включенность в историю мировой культуры, каждого отдельно взятого общества, ему присущи свои особые характеристики, отличительные черты, придающие ему уникальность и выраженные, как уже отмечалось в ценностях, традициях, достижениях и т.д. Совокупность ценностей, верований, достижений, традиций, которыми руководствуется большинство членов конкретного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
Язык
культуры - это те средства, знания, формы,
символы, тексты, которые позволяют людям
вступать в коммуникации друг с другом,
ориентироваться в пространстве культуры.
Язык культуры - это универсальная форма
осмысления реальности. С помощью языка
осуществляется понимание, диалог, как
между культурами разных эпох (по вертикали),
так и между культурами, существующими
одновременно (по горизонтали). Трудность
заключается в переводе смыслов с одного
языка на другой в силу множества систематических
и грамматических особенностей. К примеру,
как перевести с русского на грузинский
язык слово «тоска», если в нем отсутствует
понятие, отражающее смысл слова. Проблему
языка культуры относят к фундаментальным
проблемам.
Во-первых, освоить культуру, ее ценности, невозможно не овладев системой ее языков.
Во-вторых, именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности, все то, что определяет его картину мира. Язык культуры - это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению.
В-третьих, понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, помогает осознать свое место в культуре. Язык выступает и продуктом культуры и структурным ее элементом и условием культуры. Он концентрирует и воплощает в единстве все основы человеческой жизни.
В культурологии принята следующая классификация языков:
· естественные, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, английский, белорусский и т. д.). Они не имеют автора, возникают и изменяются совершенно, закономерно и независимо от воли людей. Для них характерен непрерывный процесс изменения, ассимиляции и отмирания. Словарный запас человека, в среднем, 10-15 тысяч слов, часть из них он использует, другие понимает, но не использует сам.
· искусственные языки науки, где знание фиксировано и существуют строгие рамки использования - формулы. К искусственным языкам относят и язык условных сигналов (азбука Морзе, дорожные знаки).
· вторичные - это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (язык живописи, танца, музыки и др.).
Т. к. сознание человека есть сознание языковое, то все виды, надстраивающиеся над сознанием людей могут быть определены как вторичные моделирующие системы.
Художественная структура позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарного языка (пересказ стиха обычной речью разрушает структуру, доносит не тот объем информации).
Культура способна реализовывать себя через систему знаков и символов.
Знак - это материальный предмет (событие, явление), выступающий объектом заместителем некоторого другого предмета, свойства и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации знаний. Его характеризует прямая связь с обозначаемым предметом; бытует в разных сферах общественной жизни: науке, религии, искусстве и т. д. (В письме - буква, музыке - нота).
Символ в культуре - это категория, раскрываемая через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Символом называют структуру значения, где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый.
Символ возник с развитием психики, когда было осознано разделение на разум и чувства, различают реальный мир и его отражение в иск. формах. Он бытует в культуре.
Символ обозначает не себя, а нечто другое, открывает доступ к сознанию, уводит за пределы реальности, тяготеет к графическому изображению, отображает форму. Жизнь человека символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрушая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. Знаки видимого мира ведут к миру идей. Через обнаружение смысла формы, человек проникает в смысл содержания.
Еще первой важной категорией является текст. Чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте, только в этом случае, культура может выполнить функцию хранения и передачи информации.
Существует два канала передачи информации:
1. генетический;
2. через разнообразные знаковые системы, единицы информации, называемые «мемами».
Если в биологической жизни человечества накапливается генофонд, то в культуре мемофонд, выраженный в текстах. В культурологии принято рассматривать как текст все артефакты. Текст отличает от литературного произведения:
1. это не эстетический продукт, а знаковая деятельность;