Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 05:31, реферат
Цели и задачи работы: наиболее четко раскрыть понятие политической культуры, её содержание и влияние, рассмотреть структуру и функции, а также затронуть тему развития политической культуры в России.
Введение………………………………………………………………3
1.Понятие политической культуры………………………………...4
1.1. Определение……………………………………………………..4
1.2. Теория политической культуры……………………………….5
1.3. Содержание и влияние политической культуры……………..6
2.Стуктура…………………………………………………………….9
3.Функции политической культуры………………………………..11
4.Развитие российской политической культуры………………….12
Заключение…………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………14
Екатеринбурский филиал
НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права»
РЕФЕРАТ
на
тему: "Политическая
культура: понятие, структура,
функции".
Выполнил (а) студент …3… курса, …… группы
Корзухина Екатерина Владимировна
Научный руководитель
Мурыгин Игорь Васильевич
Ф.И.О.
Профессор, доктор химических наук
(должность,
ученая степень)
Екатеринбург,
2010 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………
1.Понятие
политической культуры………………………
1.1.
Определение…………………………………………………
1.2.
Теория политической культуры……
1.3.
Содержание и влияние
2.Стуктура……………………………………………
3.Функции
политической культуры………………………
4.Развитие
российской политической
Заключение……………………………………………
Список
использованной литературы………………………………14
Введение.
Политология, как следует уже из самого названия, — это наука о политике. Поэтому наличие правильных и ясных представлений о политике — первейшее условие глубокого осознания предмета политологии, ее особенностей и содержания.
“Политика” — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство "возможного", а нередко характеризуют ее как “грязное дело”.
Идеи культурности изначально охватывали политику. С давних времен многие политические деятели пытались использовать культовые действия, умонастроения масс для достижения определенных целей.
Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.
Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы
стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.
Цели
и задачи работы: наиболее четко
раскрыть понятие политической культуры,
её содержание и влияние, рассмотреть
структуру и функции, а также затронуть
тему развития политической культуры
в России.
3
1.1. Определение.
Политическая культура – часть духовной
культуры народа и включает те элементы
последней, которые связаны с общественно-политическими
институтами и политическими процессами.
Это система ценностей и аргументов, обеспечивающих
единство политической системы, ее институтов
и организаций. Она тесно связана с представлениями
о мире политики и политического, его законах
и особенностях их функционирования. Обществу
с развитой политической культурой присущи
такие признаки, как гласность и плюрализм,
высокая политическая культура личности,
политическая активность людей. Последняя
проявляется в их «включенности» в процесс
реализации власти, в управление государственными
и общественными делами, в осуществление
гражданских прав и обязанностей.
Самые разумные законы и реформы без учета
человеческого фактора исторически сложившегося
социума обречены. Политическую культуру
определенной страны можно понять лишь
в том случае, если рассматривать ее как
часть общенациональной культуры. Поэтому
в современной политологии утвердилась
классификация политических культур по
цивилизационному признаку – в соответствии
с типом той цивилизации, к которой принадлежат
данный народ и страна. Таких типов выделяют
пять:
•конфуцианско-буддийская
•индо-буддийская
•исламская
•западная
•православно-славянская
Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это, прежде всего ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование
4
политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.
На сегодняшний день в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры.
Так, одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений (Алмонд, Краснов, Верба). В этом смысле политическая культура понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования. Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований (С.Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). Иными словами, политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна-третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов (П.Шаран, И.Шапиро, В.Розенбаум)
Итак, обобщая описанные подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества
1.2. Теория политической культуры.
Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель), сам термин появился впервые много позже — в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50 — начале 60-х гг. нынешнего столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж.
5
Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие.
Теория политической культуры позволила преодолеть ограниченность институционального анализа в политических исследованиях, не способного объяснить, почему, например, одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Сосредоточив же внимание на разделяемых людьми ценностях, локальной мифологии, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности и прочих аналогичных явлениях, теория политической культуры дала возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д.
1.3. Содержание и влияние политической культуры.
Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и проч. в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.
Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правило, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения. Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные цели «социалистического строительства» в значительной мере внедрялись под давлением государственных инстанций, но по-настоящему не выстроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому
6
и расставание с социалистическим строем прошло там достаточно безболезненно, в виде т.н. бархатных революций.
Однако в разных странах — и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, — всегда существуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций. Культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческого сообщества.
Воплощая
ценностно-смысловую
В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных,
7
построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
В целом же политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия "власть - индивид – общество".
Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.
Информация о работе Политическая культура: понятие, структура, функции