Структура и Функции Физической Культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:40, реферат

Описание работы

Физическая культура -- основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Работа содержит 1 файл

СРС-2.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

                                     СРС»Структура и  Функции Физической  Культуры»

Физическая  культура -- основа социально-культурного  бытия индивида, основополагающая модификация его  общей и профессиональной культуры. Как интегрированный  результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Физическая  культура выступает  как интегральное качество личности, как условие и  предпосылка эффективной  учебно-профессиональной деятельности, как  обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста  и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы..

Удовлетворение  потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение -- отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Возникающая на основе потребностей система мотивов  определяет направленность личности, стимулирует  и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие  мотивы:

-физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

-дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

-долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

-соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

-подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

-спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

-процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

-игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

-комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов  к занятиям физической культурой и спортом  важны и, интересы. Они отражают избирательное  отношение человека к объекту, обладающему  значимостью и  эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес -- познакомиться с ним.

В структуре интереса различают эмоциональный  компонент, познавательный и поведенческий  компоненты. Первый связан с тем, что  человек по отношению  к объекту или  деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы  обычно возникают  на основе тех мотивов  и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

-с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

-с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

-с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.). Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Пассивно-положительное  отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и неустойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение -- это безразличие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

                                  Функции Физической  Культуры

Важнейшей специфической функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности. 
Функции частного характера:

  • образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;
  • прикладные - имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;
  • спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;
  • рекреативные и оздоровительно-реабилитационные, связанные с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно  отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и другие.

Различают общие (социальные) функции – присущие не только физической культуре, но и  другим сторонам деятельности человека, такие как: 
 
1. Эстетическая – связана с воздействием на физическое развитие, телесность. Формирование двигательных умений и навыков, техники физических упражнений; 
 
2. Нормативная – заключается в регулировании и закреплении рациональной нормы физической подготовленности (результаты спортивных достижений, критерии оценок, соревнований); 
 
3. Информационная – проявляется в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о возможностях человека, средствах и методах физического воспитания;  
 
4. Воспитательная – заключается в формировании личностных качеств человека; 
 
5. Коммуникативная – реализуется через общение. Межличностные контакты в процессе физкультурной деятельности; 
 
6. Развлекательная – зрелищная. 
И различают группу специфических функций, которые присущи и реализуются только в сфере физической культуры: 
 
1. Биологическая – заключается в удовлетворении потребности человека в физической активности. Поскольку физическая деятельность необходимое условие для обеспечения нормального функционирования организма. 
 
2. Специфически-образовательная – проявляется в формировании у человека физкультурного образования. Получения физкультурных знаний, необходимых для жизни (приобретение умений и навыков). 
 
3. Спортивная – проявляется в спортивной деятельности, где функция направлена на достижение максимальных результатов и реализацию физических способностей. 
 
4. Прикладная – выражена при использовании ФУ в специальной подготовке к трудовой деятельности. 
 
5. Рекреативная и оздоровительно-реабилитационная – проявляется в использовании ФК, как фактора активного отдыха, развлечения, поддержания и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                      Землякова Галина

                                                                                                                              302 гр.

Информация о работе Структура и Функции Физической Культуры