Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:40, контрольная работа
Культуру как целостную систему обычно принято делить на две формы: материальную культуру и духовную культуру, что соответствует двум основным видам производства – материальному и духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания – наука, нравственность, воспитание, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда же следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.
Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы……………………………………………………………3
Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры………………………..7
Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и пространство в системе культуры………………………………………………11
Список литературы. ……………………………………………... 24
- распространения экологических знаний;
- привлечения средств массовой информации к консолидации жителей вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.
Объектом формирования экологической культуры является население, рассматриваемое и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, видам производственной деятельности, а в конечном счете — по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности.
Художественная культура – одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств.
Художественная культура – это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны.
Во – первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. Это прежде всего система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно- исследовательские организации самого широкого профиля – начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию.
Второй частью художественной культуры является творческая деятельность в сфере искусства и сами результаты этой деятельности. Это прежде всего произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношения между автором и созданным им произведением, отношения между автором – произведением – и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.
Искусство – это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, следствием чего является создание художественно-образной системы. Художественный образ – суть искусства. Он присущ всем его видам и жанрам. Художественный образ представляет собой образ человека и мира, переработанный в сознании художника (скульптура, музыканта, актера и т.д.) и выраженный им в красках, формах, звуках. В художественном образе обязательно выражается мироощущение и мировоззрение автора так же, как и культурная эпоха.
Одним из главных оснований духовной жизни общества является нравственная культура. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и идеалов поведения. Принципы морали носят характер долженствования и преподносятся как всеобщее требование даже в том случае, если в реальности присущи только определенной социальной группе.
Мораль
как форма регуляции поведения
является конституирующим элементом
человеческой культуры. В момент своего
проявления она была тесно связана
с религиозными верованиями. Первые
запреты и нормы общения с
предками и соплеменниками сделали
возможным существование
Регулирующая функция морали воплощается в создании целой системы норм, принципов, идеалов и ценностей.
- Моральные нормы – должное поведение, нарушение которого, по мнению групп, несет ей зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.
- Моральные принципы (эгоизм, альтруизм,
гуманизм, коллективизм, индивидуализм,
подвижничество, самоотверженность,
- Моральные идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков.
- Высшие моральные ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях, как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие материальные ценности являются верховным морального поведения, чувств и мыслей.
Нравственная культура – явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали.
Регулирование
и управление моральными процессами
в обществе осуществляется через
систему нравственного
Нравственное воспитание предполагает несколько направлений:
- формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами;
- ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества;
- усвоение внешней культуры поведения;
- формирование нужных обществу нравственных привычек;
- формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность);
- превращение знаний в убеждения.
Мировая культура во времени
и пространстве пестра, неисчерпаема
в своих единичных проявлениях,
Конкретно-историческое
понимание культуры опирается на
признание единства и многообразия
социокультурного процесса. Здесь не
отрицается факт культурной относительности,
но отвергается культурный релятивизм,
исключающий всякую общность между
культурами, утверждающий их принципиальную
отгороженность, невходимость друг в
друга. Что же делает единым целым
мировую культуру? Ведь одна из особенностей
мирового социокультурного процесса развития
— множественность существующих
культур и чрезвычайное разнообразие
ценностных шкал. Несмотря на то, что
европейцы и китайцы, африканцы
и индийцы используют одни и те
же машины, несмотря на то, что все
они произошли от одних и тех
же кроманьонцев и все принадлежат
к одному и тому же биологическому
виду, у них сложились совершенно
разные традиции и разные шкалы ценностей.
Образ мышления, стандарты жизни,
нормы поведения, характер искусства
даже у народов, живущих в одних
и тех же географических условиях,
никогда не бывают совершенно одинаковыми,
классический пример тому — народы
Закавказья. Несмотря на однотипность
природных условий, в которых
живут азербайджанцы, армяне, грузины
и другие кавказские народы, несмотря
на то, что они живут рядом
Таким
образом, можно констатировать существование
большого числа различных форм организации
духовной жизни людей даже при
относительной близости (а иногда
и тождественности) материальных условий
их жизни. И, несмотря на то, что возникли
разнообразные средства транспорта
и связи, несмотря на миграцию мод, которые
не могут остановить даже океаны, разделяющие
континенты, несмотря на печать, радио,
телевидение, это разнообразие и
не думает исчезать. В этом и состоит
большое благо для
Единство и
В заключение хотелось бы
Родившись
в результате сшибки традиционной культуры
с западным миром, когда, по известной
формуле А. Герцена, “на призыв Петра
цивилизоваться Россия ответила явлением
Пушкина”, — русская культура, вобравшая
в себя и по-своему переплавившая плоды
обмирщенной европейской цивилизации,
вступила в свой классический “золотой
век”. Затем, в ответ на новое, нигилистическое
веяние времени, опираясь на духовную
крепость “святой русской литературы”
(Т. Манн), восходит в конце века философия,
которая подводит итоги развития духа
“золотого века” классики.
Список
литературы
1. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Макаровой. - 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
2.
Культурология: Учебное
3.
Культурология: учеб. пособие для
вузов/под общ. ред. С.В.
3.
Мамонтов С.П. Основы