Понятие и структура культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:29, доклад

Описание работы

Принято делить культуру на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие).

Работа содержит 1 файл

Понятие и структура культуры.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

Понятие и структура культуры.

Материальная  и духовная культура.

     Принято делить культуру на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие).

     Если  рассматривать материальную культуру как способ материально-практической деятельности людей и результаты этой деятельности, взятые с точки зрения их влияние на формирование и развитие человека то ее структуру можно представить как совокупность трех больших подсистем: 
1. Материальная культура производства 
2. Материальная культура быта 
3. Материальная культура физического бытия человека. 
 
Материальная культура производства включает в себя: культуру условий труда, культуру трудового процесса, и культурно-технический уровень самого работника. 
Материальная культура быта (быт – социальная инфраструктура, предназначенная для регенерации (восстановления) и поддержания сил человека) включает: культура мест жительства, культура отношения к вещи, культура материальных бытовых обрядов и ритуалов. Решение всех этих утилитарно практических задач способствует развитию самого человека. Быт и осуществляет задачи воспроизводства сил человека. 
Материальная культура физического бытия человека включает в себя: гигиену, соблюдение санитарных норм, физическую культуру, сексуальную культуру. Они направлены на укрепление тела, а благодаря этому влияют и на жизнь духа. Место тела и телесного начала в культуре. Экономическая культура и хозяйственная жизнь общества. Элементы материальной культуры (пища, одежда, жилище) как языковые средства.

     Духовная  культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества). Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы. В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль - это роль творца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

     Взаимосвязь видов материальной и духовной культур. Материальная культура вместе с цивилизацией образуют основу духовной. Существенные изменения в видах духовной культуры коренятся в фундаментальных структурных преобразованиях видов материальной культуры, трансформациях цивилизации. При этом подвижные промежуточные виды материально-духовной культуры передают через себя, «трансмутируют» импульсы указанных преобразований на «верхние этажи» духовной жизни. Так, смена базовых художественных стилей зарождается, как правило, первоначально в изменяющейся инфраструктуре непосредственной социальной среды, отображается в показательных формообразованиях культурного (художественного) быта, проходит стадию архитектурных перевоплощений, прежде чем проявиться в областях живописи, скульптуры, других разновидностей духовного художественного творчества.

     Для теории культуры понимания различия культуры материальной и духовной –  важный момент. В смысле физического  выживания, биологических потребностей, даже в чист практическом смысле духовность избыточна, излишня. Это – своеобразное завоевание человечества, роскошь, доступная  и необходимая для сохранения человеческого в человеке. Именно духовные потребности, потребности  в святом и вечном утверждают для  человека смыл и назначения его бытия, соотносят человека с целостностью мироздания. 
 
Отметим также, что соотношение материальных и духовных потребностей достаточно сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто игнорировать. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но это не главная предпосылка. Путь к духовности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда. Э. Фромм «Иметь или быть?» считает, что само существование духовности и духовной культуры зависит прежде всего от ценностной установки, от жизненных ориентиров, от мотивации деятельности. «Иметь» – это ориентация на материальные блага, на обладание и использование. В противовес этому «быть» - значит становится и созидать, стремиться реализовать себя в творчестве и общении с людьми, найти источник постоянной новизны и вдохновения внутри себя. 
 
Четкой демаркационной линии отделяющей материальное от идеального в человеческой жизни и деятельности установить невозможно. Человек преобразует мир не только материально, но и духовно. Любая вещь имеет наряду с утилитарной и культурную функцию. Вещь говорит о человеке, об уровне познания мира, о степени развития производства, о его эстетическом, а подчас и о нравственном развитии. Создавая любую вещь человек неизбежно «вкладывает» в нее свои человеческие качества, невольно, чаще всего несознательно, запечатлевая в ней образ своей эпохи. Вещь – своеобразный текст. Все созданное руками и мозгом человека несет на себе отпечаток (информацию) о человеке, его обществе и культуре. Разумеется сочетание утилитарной и культурной функций в вещах неодинаково. Причем это отличие не только количественное, но и качественное. 
 
Произведения материальной культуры помимо влияния на духовный мир человека предназначены прежде всего для удовлетворения какой-то иной функции. К материальной культуре относятся объекты и процессы деятельности, главным функциональным назначением которых не является развитие духовного мира человека, для которых эта задача выступает как побочная. 
 
Во многих вещах эти две функции сочетаются, например в архитектуре. И здесь многое зависит от самого человека, поскольку для извлечения неутилитарного смысла из вещи необходим некий уровень, например эстетического развития. «Духовность» вещи не первосозданна, она заложена в нее человеком и превращает эту вещь в средство диалога между людьми. Духовная культура специально создается ради такого диалога с современниками и потомками. В этом ее единственное функциональное назначение. Материальная культура как правило, многофункциональна
 
Стоит заметить и то, что общечеловеческое наиболее ярко и отчетливо проявляется именно в материальной культуре. Ее ценности, принципы и нормы, оказываются более долговечными, чем ценности принципы и нормы духовной культуры. 
Материальная культура служит цели удвоения человеком себя в предметном мире (К. Маркс). Человек трудится, прилагая к продукту труда свою человеческую меру, исходя из единства «меры вещи» и «меры человека». У духовной культуры существует лишь одна мера – человеческая. Материальная культура внутренне скрыто, латентно содержит в себе духовное. В духовной культуре духовное опредмечивается в материальные знаковые системы. Духовный текст материально культуры скрыт, спрятан в ней; духовная культура дает свое гуманистическое содержание открыто. 

Функции культуры 

     Культура  представляет собой многофункциональную  систему. Главная функция феномена культуры - человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее.

     Функцию трансляции социального опыта нередко  называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву  считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, “языках” науки, философии, религии и других. Однако это не просто “склад” запасов социального  опыта, а средство жесткого отбора и  активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции  чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности  приводит к аномии, обрекает новые  поколения на потерю социальной памяти.

     Познавательная  функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по этому признаку.

     Регулятивная  функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Интеграция  и дезинтеграция  в обществе.

Социальная интеграция чаще всего понимается как процесс  гармонизации отношений между различными социальными группами. Абсолютизация  интеграции, придаваемое ей исключительное значение приводит к игнорированию  социального конфликта, понимаемого  как патологическое явление. При  этом не обращается внимание на движущие силы общественного развития и само общественное развитие. Акцент делается на согласованности и гармонии элементов  общества (традиция идет от Платона, Гоббса, Конта, Дюркгейма и особенно Парсонса).

Социальная дезинтеграция  рассматривается как противоположный  процесс. Наиболее частые ее формы –  распад или исчезновение единых социальных ценностей, общей социальной организации, институтов. Полная социальная дезинтеграция  разрушает систему, но не обязательно  – ее составные части. Большинство  социологов использует этот термин в  смысле относительного снижения общесоциального  контроля или, по крайней мере, снижения влияния общепринятых правил социального  поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий).

Этим понятием часто означается и отступление  от норм организации и эффективности, т.е. принятого институционального поведения, то ли со стороны индивида, то ли социальных групп и факторов, стремящихся к переменам. Тогда  понятие социальной дезинтеграции  по содержанию становится весьма близким  к понятию «аномия». Социальная дезинтеграция  способствует развитию социальных конфликтов.

Социальная интеграция в любом обществе базируется на различных  формах принуждения и стихийно возникшей  солидарности. Соотношение этих моментов весьма существенно. Если в обществе слабо развита солидарность, то возможность  рационализировать общественные отношения  весьма ограничена, а тенденции к  дезинтеграции существенно усиливаются. 

     Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки.

     Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее, качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения.

Информационная  функция. 

        Это  передача  социального   опыта.  В  обществе  нет   другого механизма передачи социального опыта помимо культуры. Социальные качества человека  не передаются  генетической  программой.  Благодаря   культуре   осуществляется  передача, трансляция социального опыта как от одного  поколения  к  другому, так и между странами и народами.

          Эту важную социальную функцию  культура  выполняет посредством  сложной знаковой системы, которая сохраняет социальный опыт поколений в  понятиях  и словах,  математических  символах  и  формулах  науки,  своеобразных  языках искусства,  в  продуктах  человеческого  труда   -   орудиях   производства, предметах  потребления,  т.е.  заключает  в  себе  все  те  знаки,   которые рассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях. В этом  смысле культуру   можно   назвать   "памятью"   человечества.   Однако   необходимо подчеркнуть, что культура не просто  "кладовая"  накопленного  человечеством социального опыта, а средство его активной переработки,  отбора  именно  той информации, которая необходима обществу, которая  представляет  национальную

и общечеловеческую ценность.

       Информативную  функцию  культуры  оценивают   очень   высоко   представители семиотического  подхода  к  культуре.  В  этой  функции  культура  связывает поколения, обогащая каждое последующее  опытом  предшествующих.  Но  это  не значит, что достаточно жить в сегодняшнем мире и читать  современные  книги, чтобы приобщиться к опыту мировой  культуры.  Необходимо  различать  понятия «культурность»  и  «современность».   Чтобы   стать   культурным,   человеку необходимо  пройти,  как  говорил  И.В.  Гете,  «через  все  эпохи   мировой культуры». 

Коммуникативная функция. 

   Эта функция неразрывно связана  с информационной. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках  материальной  и  духовной  культуры,  человек  тем самым вступает в косвенное. Опосредованное общение с людьми, создавшими  эти памятники.

   Средством общения людей выступает,  прежде всего,  словесный  язык.  Слово сопровождает все процессы культурной  деятельности  людей.  Язык,  в  первую очередь  литературный,  является  "ключом"  к   овладению   той   или   иной национальной культурой. В процессе общения люди используют  и  специфические языки  искусства  (музыки,  театра,  кино  и  т.д.),  а  также  языки  науки (математические,  физические,  химические  и другие  символы и   формулы).

Информация о работе Понятие и структура культуры