Структура культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:40, контрольная работа

Описание работы

Культуру как целостную систему обычно принято делить на две формы: материальную культуру и духовную культуру, что соответствует двум основным видам производства – материальному и духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания – наука, нравственность, воспитание, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда же следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.

Содержание

Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы……………………………………………………………3


Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры………………………..7


Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и пространство в системе культуры………………………………………………11

Список литературы. ……………………………………………... 24

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 46.78 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     ГОУ ВПО Уральский государственный  экономический университет

     Центр дистанционного образования

 

                                            
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     по  дисциплине:  «Культурология»

     Тема: «Структура культуры» 
 
 
 

                                                                  Выполнил: студент 1  курса

                                                                  группа ЭТР-11 СВ

                специальность«Экономика труда»         Кузнецов   с. в.              Проверил преподаватель: 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

     2011 г 

     Содержание 

     
  1. Взаимосвязь материальной и духовной культуры,                           их основные элементы……………………………………………………………3
 
     
  1. Основные  блоки структуры культуры: познавательный,               поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры………………………..7
 
     
  1. Виды культуры: политическая, экономическая,                            правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и пространство в системе культуры………………………………………………11
 
    1. Список  литературы. ……………………………………………... 24                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы.

     Культуру  как целостную систему обычно принято делить на две формы: материальную культуру и духовную культуру, что  соответствует двум основным видам  производства – материальному и  духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного  обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится  сфера духовного производства и  его результаты, т.е. сфера сознания – наука, нравственность, воспитание, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда же следует  отнести отношения людей между  собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.

     Культурообразующая  деятельность может быть двух видов: творческой и репродуктивной. Первая создает новые культурные ценности, вторая – лишь воспроизводит и  тиражирует их. Иногда такого рода деятельность, направленную на механическое повторение продуктов чужого ума и чужого чувства, ошибочно также относят  к духовному производству. Это  неверно, ибо оно не просто тиражирование  идей или произведений искусства, а  их создание, обогащение культуры усилиями человека-творца. Так, учитель или  университетский профессор, бездумно повторяющий чужие мысли и  не вносящий в них ничего своего, будет занят не творческим, а репродуктивным трудом, равно как печатание огромным тиражом на конфетных обертках картины  И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» - отнюдь не духовное производство и не духовная культура. А вот  акт создания этим художником знаменитой картины справедливо воспринимается как высший взлет творческого  гения живописца, обогатившего художественную культуру своего Отечества.

     Деление культуры на материальную и духовную лишь на первый взгляд кажется достаточно четким и бесспорным. Более внимательный подход к проблеме вызывает ряд вопросов: куда, например, отнести высокохудожественные предметы обихода, шедевры архитектуры  или одежды? Или: к материальной или  духовной сфере принадлежат производственные отношения и культура труда –  важнейшие слагаемые всякого  промышленного производства? Многие исследователи относят их к материальной культуре.

     Поэтому к разграничению двух ипостасей  культуры возможен и другой подход: первая связана с творческим преобразованием  окружающей природы в вещественные продукты человеческого труда, т.е. во все то, что имеет материальную субстанцию, но создано не Природой или Богом, а гением человека и  его трудовой деятельностью. В этом случае сферой материальной культуры станет вся «очеловеченная» часть  объективно существующего мира, «вторая  Вселенная», которую можно увидеть, пощупать или хотя бы ощутить. В этом последнем случае запах духов, например, будет принципиально отличаться от запаха розы, ибо духи созданы  человеком, а запах розы – Природой.

     В отличие от понимаемой таким образом  материальной культуры ее чисто духовные проявления не имеют субстанции и  связаны, прежде всего, не с преобразованием  окружающей среды в вещественные предметы, а с преобразованием  внутреннего мира, «души» человека или целого народа и его социального  бытия. Несколько упрощая и схематизируя вопрос, можно сказать, что духовная культура – это идея, а материальная культура – ее опредмеченное воплощение. В реальной жизни духовная и материальная культуры практически неразделимы. Возьмем, например, книгу или картину: они с одной стороны, материальны, с другой – духовны, так как  имеют определенное идейное, нравственное и эстетическое содержание. Даже музыка материализуется в нотах. Иными  словами, нет предмета чисто материальной культуры, каким бы примитивным он ни казался, который не имел бы «духовного» элемента, как не может быть и продукта духовной культуры, который был бы не способен материализоваться. Однако можно себе представить, что, скажем, в условиях отсутствия письменности способна существовать нематериализованная духовная культура в виде фольклора, передаваемого из поколения в поколение. Неразрывное единство духовного и материального начал в культуре при определяющей роли первого ярко  выражено даже в знаменитой марксистской формуле: «идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами».

     Говоря  о единстве материальной и духовной культуры и в то же время, не отрицая  их различной природы, нельзя не задаваться вопросом: как проявляется это  единство на разных этапах развития человечества? Становится ли оно более органическим, тесным и продуктивным, или, наоборот, материальная и духовная жизнь человека (и общества) обособляются одна от другой? Иными словами, усиливается ли деление  общества на «жрецов» и «производителей», на людей культуры и людей-винтиков, на личностей и индивидов? Или  другой, связанный с этим вопросом: усиливаются ли возможности человека по осуществлению возникших у  него идей, т.е. возможности их превращения  в «материальную силу»? Думается, ответ может быть только один: по мере развития общества, его демократизации, роста технических возможностей тиражирования и передачи во времени  и пространстве продуктов культуры, единство в ней материального  и духовного начал становится все более ощутимым и приносит впечатляющие плоды. Сейчас уже нет  такого противостояния между «жрецами»  и простыми смертными, как это  было в первобытные эпохи; таких  жестоких схваток между наукой и  религией, как в недавнем прошлом; такого резкого деления на духовную «элиту» и анонимную массу, как  наблюдалось еще в начале века. Повсеместно, по крайней мере, в наиболее цивилизованных странах, растет число  личностей за счет массы индивидов, производителей культуры за счет ее пассивных  потребителей. Особенно бурно процесс  слияния науки (идей), техники (их материального  воплощения) и искусства (основного проводника духовности) протекает в эпоху НТР и развернувшейся электронно-информационной революции (кино, ТВ, видео и т.п.).

     Правда, распространение культуры и рост числа культурных людей идет не без  внутренних противоречий. Ведь «опредмеченная»  духовная культура служит обычно удовлетворению определенных материальных потребностей ее обладателя, часто даже не представляющего  себе духовного содержания того или  иного принадлежащего ему предмета. Достаточно вообразить себе особняк  какого-нибудь безграмотного нувориша, набитый полотнами великих художников, или ценнейшую библиотеку современного мещанина, за всю жизнь не раскрывшего  ни одной книги. Ведь многие люди копят  произведения искусства и литературы не из-за их эстетической ценности, а  из-за их рыночной стоимости. К счастью, культура живет и дышит за счет миллионов бессребреников, прежде всего, в среде интеллигенции, с убогими  углами или пустыми квартирами, но хранящих в своем сердце и памяти духовные богатства всего мира!

     Говоря  о духовной культуре того или иного  народа в определенный момент его  истории, не следует прямо связывать  ее ни с существующим уровнем материальной жизни данного общества, ни с его  материальным производством, ибо существует такое понятие, как культурное наследие. Например, сейчас по сравнению с  развитыми западными странами мы материально очень бедны, но не следует  забывать, что за нами стоит богатейшее духовное наследие наших предков  и, в частности, «золотой век» русской  культуры. Культура США отнюдь не богаче, чем русская, французская или  тем более итальянская, за которой  до сих пор ощущается величие  Древнего Рима. Это лишний раз доказывает, что подлинная культура, в отличие  от машинной цивилизации, не складывается в одночасье, а является продуктом  весьма длительного развития. 
 

     Основные  блоки структуры  культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и  семиотический аспекты  культуры.

     Культура  в самом широком ее понимании  и в своих двух проявлениях  – материальном и духовном –  является единственной силой, связывающей  некогда разрозненные биологические  особи в единый общественный организм и превращающей их в человеческие существа. Культура объединяет, «цементирует»  людское сообщество во времени и  пространстве, предопределяет для него особую и, быть может, весьма опасную  роль в общей системе мироздания, угрожая ей будущим атомным или  экологическим апокалипсисом.

     Предначертанная культуре задача – связывать людей  в единое человечество – находит  выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций.  Их число  в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному. Как один из вариантов, можно было бы предложить следующий перечень функций  культуры с некоторыми пояснениями: а) познавательная,  б) поведенческая, в) институциональная, г) ценностная (аксиологическая), д) информационная, е) семиотическая. Рассмотрим их.

     Познавательная  функция находит свое выражение, прежде всего в науке, в научном поиске. У познавательной функции культуры двойная направленность: с одной стороны, на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы и общества; с другой – на познание человеком самого себя. Как это ни парадоксально, на нынешнем этапе развития цивилизации первое направление неизмеримо преобладает над вторым. Человек постиг окружающий мир гораздо лучше, чем глубины собственной души, собственного интеллекта.

     Свидетельства нашего незнания самих себя окружает нас повседневно: до сих пор во многом загадочные свойства экстрасенсов; не только длительное, на протяжении столетий сохранение так называемых оккультных наук (астрологии, магии и т.п.), но их расцвет в последние годы, как на Западе, так и в нашей стране; существование таких необъяснимых явлений, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслями на предметы), ясновидение (способность предвидеть будущее) и многие другие еще нераскрытые потенции личности. Все это до недавнего времени у нас просто отвергалось, а между тем трудно отрицать существование в человеке и космосе неких скрытых сил, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для людей, обладающих особыми качествами или прошедших специальную психическую тренировку.

     Говоря  о естественных границах постижения тайн самого человека силами науки, не следует, однако, впадать в излишний пессимизм. У научного знания есть могучий  союзник – интуиция и откровение. Внутренний мир личности в не меньшей  степени, если не в большей, раскрывается и с помощью других проявлений культуры, а именно, литературы и  всех остальных видов искусства. Вспомним Шекспира, Достоевского, Толстого, Бальзака, выдающихся живописцев, скульпторов, музыкантов, актеров, поэтов, а в  наше время и гениальных кинорежиссеров, в творениях которых важнейшие  законы существования человеческой души и ее бездонная глубина показаны гораздо убедительнее, чем в любых  научных трактатах.

     Ценностная (аксиологическая) функция  культуры выражается  в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: «Что есть благо?». На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их «полезности» или «вредности» для выживания грядущих поколений. В ходе практической деятельности происходит естественный отбор ценностей, производимых человеческим интеллектом как основной движущей силой культуры. По мере накопления опыта многие пересматриваются и «отпадают», появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию.

     Чем примитивнее отдельно взятый индивидуум или общество, тем круг его ценностей  ограниченнее и проще. В этом смысле существует огромная разница между  первобытным человеком и современным  мыслителем, между племенами «дикарей»  и правовым государством.

Информация о работе Структура культуры