Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: изучение русской народной художественной культуры в современном гуманитарном пространстве.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: народная художественная культура
Предмет исследования: гуманитарное образовательное пространство как фактор сохранения и развития народной художественной культуры русского народа.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи.
1.Раскрыть основные понятия народной художественной культуры: народ, народная педагогика, культура.
2.Определить основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
3.Охарактеризовать основные звенья и задачи народной художественной культуры
4.Обобщить и систематизировать педагогический опыт использования народной художественной культуры в гуманитарном образовательном пространстве.
Введение
Глава 1. Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
1.1 Основные понятия народной художественной культуры
1.2 Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
Глава 2. Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
2.1 Основные звенья современного гуманитарного образовательного пространства
2.2 Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
Заключение
Библиографический список
Вторая ступень целостного учебно-воспитательного процесса - многообразная внеклассная работа, которая в данном случае является естественным и желанным развитием, расширением, углублением тех знаний, умений и навыков, которые дети приобретают на занятиях в классе. Сюда входит и содержание работы в группах продленного дня, продолжающей освоение народной культуры, которое только началось на классных уроках. Это — и организация кружков и факультативов прикладного характера, из которых каждый с одной стороны ведет углубленную специализированную работу по собственной программе, но с другой стороны координирует содержание своей работы с общей мировоззренческой проблемой, которая стоит в центре учебной программы определенного года - "Человек и природа" или "Человек и семья" либо "Человек и родная земля". С этими общими проблемами связаны и подготовка и проведение классных и общешкольных праздников, культурных мероприятий, сближающих духовно семью и школу. Перечисленные учебники и учебные пособия служат незаменимым подспорьем и здесь, являясь той канвой, организационной сеткой, благодаря которой можно распределить время проведения праздников и других мероприятий, распределить функции участников и формы участия детей и взрослых в общем культурном событии.
Третья ступень целостного учебно-воспитательного процесса - координация работы школы и внешкольных образовательных учреждений и учреждений культуры и в целом учреждений социокультурной инфраструктуры микрорайона, села, района, города, области, региона. На основе курса "Введение в народоведение" возможно построение соотносимых друг с другом, взаимодополняющих и потому обоюдно помогающих друг другу образовательных процессов в школе и в Доме детского творчества, в краеведческом и историко-художественном музеях, театрах, студиях и т.д. Здесь поистине необозримое поле для социально-культурного творчества в рамках бесценного по своей художественной и духовной значимости историко-культурного ландшафта России, ее богатейшего духовного и материального наследия: Тут и организация системы экскурсий, скоординированных с содержанием учебных программ (например, знакомство с архитектурой и духовным смыслом храмов, посвященных праздникам, к которым приурочены знаменательные события традиционного народного календаря; знакомство с экспозициями традиционного народного костюма, утвари и т.д. в местом музее и многие другие формы). Тут и организация содержательного детского досуга в период каникул в фольклорно-этнографических группах городских и загородных лагерей и других мест отдыха, совместно с родителями и педагогами, и т.п.
Таким образом, описанные три ступени организации целостного учебно-воспитательного процесса, построенные на основе курса "Введение в народоведение", помогают складываться, развиваться и оформляться современному культурному образу жизни, мобилизуя, объединяя и взаимно усиливая социокультурную творческую активность земляков, своей деятельностью возрождающих забытые российские традиции и приобщающих. Этим наших детей - наше будущее. - Курс "Введение в народоведение" ставит на реальную, конкретную почву решение важнейшей проблемы всего современного российского общества - проблемы воспитания подрастающего поколения, проблемы, давно назревшей, уже вызвавшей ряд важных документов Правительства РФ, Министерства образования РФ и недавно вновь поднятой Президентом РФ В.В. Путиным на совещании с работниками культуры 5 марта 2002 года. Традиционная народная культура дает возможность вести работу на стратегически важных для страны направлениях экологического, духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Результат подобной работы не заставит себя ждать. Современным детям, да часто и взрослым, систематическая работа по освоению традиционной народной культуры дает глубокую основу для размышления о Добре, Красоте, Правде, устойчивые, проверенные временем культурные образцы и образы для строительства своей души, нравственные и эстетические ориентиры, так необходимые в современном мире. Думается, что предложенный подход к организации содержания образования, основанный на сопоставлении традиционных культур разных народов нашей страны, внесет свою лепту в сохранение единого образовательного пространства многонациональной России в противовес тенденции к регионализации и этническому изоляционизму. Комплексное освоение ценностей традиционной отечественной культуры в системе общего образования по трем предложенным образовательно-воспитательным проектам поможет нам осмыслить свое прошлое, чтобы понять настоящее и осознанно выстроить перспективу будущего России и ее народов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовное возрождение нации является одним из приоритетных направлений совершенствования общества в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России. Один из путей духовного возрождения общества нам видится в обращении к русской традиционной культуре, средоточию ценных идей и опыта воспитания, его изучении, обобщении и использовании идей этого опыта в учебно-воспитательном процессе современной школы.
На основе анализа, обобщения и систематизации педагогического опыта работы образовательных школ выявлены следующие направления в использовании народных традиций духовного воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы: корректировка учебных программ по традиционным дисциплинам на основе народных традиций, введение в вариативную часть учебного плана соответствующих предметов, факультативных курсов, разработка воспитательных программ, основанных на народных традициях.
В школах в процессе использования народных традиций духовного воспитания в воспитательной работе сложились следующие формы: общешкольные коллективные творческие дела (годовой цикл народных праздников, месячники, недели, декады, дни, утренники, вечера, смотры, конкурсы, викторины, ярмарки); система классных часов; работа ученической лекторской группы; работа детских общественных объединений; система клубов, кружков, секций, студий; работа музеев, поисково-исследовательская деятельность учителей и учащихся. Эти формы приобщают учащихся к истокам русской культуры, народным традициям и обрядам; знакомят с укладом жизни русского народа, с рецептами русской народной кухни, старинными секретами здоровья и долголетия; приобщают учащихся к русским народным промыслам; формируют специальные умения и знания по технологии и изготовлению народных костюмов, ручной вышивке, вязанию, раскрывают перед школьниками гармоническое воздействие всех поколений в семье и обществе.
Результаты проведённого исследования показали, что использование в практике учебно-воспитательной деятельности процесса современного гуманитарного образовательного пространства исторически сформировавшегося опыта духовного воспитания детей в традициях русской народной педагогики способствует развитию чувства национальной гордости, гражданского достоинства детей и в целом направлено на преодоление духовного кризиса в обществе. Реализация выявленных направлений способствует передаче подрастающему поколению накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев; обусловливает дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие общества. Эти ценности обеспечивают духовную сопричастность к жизни, доброе расположение и сострадание к окружающим, гармоничное отношение с миром, окружающими людьми, что дает возможность реализации творческих способностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. — Уфа: Изд-во Баш ГПУ, 2000. — 328 с.
2. Бакланова Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Начальное образование в России: инновация и практика. - М., 1994.
3. Батурина Г., Лисова К., Суворова Г. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. — М.: Народное образование, 2002. — 112 с.
4. Белоусова Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Чебоксары, 1998. — 16 c.
5. Ботова С.И., Приставкина Т.И., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие: В 2-х ч. Ч. 1. — Белгород, 2000. — 248 с.
6. Введение элементов народной культуры в общеобразовательные предметы: Методические рекомендации. — Белгород: НМЦСО, 2000. — 63 с.
7. Водовозов В.И. Русская народная педагогика // Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1986. — С. 379-406.
8. . Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры: (о народной педагогике) // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 98-103.
9. Волков Г.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1989. — 335 с.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.: Издат. центр “Академия”, 1999. — 168 с.
11. Воспитание на традициях народной педагогики. — Белгород: Изд-во Белг-го педун-та, 1995. — 176 с.
12. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.
13. Каргин А.С. Народная художественная культура.- М., 1997.
14. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. — 1998. — № 1. — С. 82-86.
15. Модестов Ф.Э. К проблеме возрождения народной культуры: Материалы Круглого стола. - М., 1993.
16. Морева О.Л. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков: Дис. канд. пед. наук. — М., 2000. — 177 с.
17. Народная художественная культура: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / Под ред. Т.И.Баклановой, Е.Ю.Стрельцовой. - М: МГУКИ, 2000.
18. Народная художественная культура России: Перспективы развития и подготовки кадров // Тезисы международной научно-практической конференции. - М.: МГУК, 1994.
19. Народная художественная культура Белгородчины на рубеже веков: состояние и перспективы: Тезисы и доклады науч.-практ. конф. -Белгород, 21-22 дек. 2001 г. - Белгород, 2001.
20. Областная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области в 2001-2005 годах».
21. Русская традиционная художественная культура: экспериментальная художественно-образовательная система: Комплекс интегрированных программ. - М., 1996.
22. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности: Учеб. пособие.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.
42
Информация о работе Современные проблемы сохранения народной художественной культуры