Современные проблемы сохранения народной художественной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: изучение русской народной художественной культуры в современном гуманитарном пространстве.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: народная художественная культура
Предмет исследования: гуманитарное образовательное пространство как фактор сохранения и развития народной художественной культуры русского народа.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи.
1.Раскрыть основные понятия народной художественной культуры: народ, народная педагогика, культура.
2.Определить основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
3.Охарактеризовать основные звенья и задачи народной художественной культуры
4.Обобщить и систематизировать педагогический опыт использования народной художественной культуры в гуманитарном образовательном пространстве.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
1.1 Основные понятия народной художественной культуры
1.2 Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
Глава 2. Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
2.1 Основные звенья современного гуманитарного образовательного пространства
2.2 Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕН. ПРОБЛЕМЫ СОХР. нхк.doc

— 193.50 Кб (Скачать)


Белгородский Государственный Институт Культуры

Факультет народной художественной культуры

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ

«»

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 26 НХК группы

Калашник С.А.

Преподаватель:

Антонова

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2007


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях

1.1 Основные понятия народной художественной культуры

1.2 Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях

Глава 2. Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве

2.1 Основные звенья современного гуманитарного образовательного пространства

2.2 Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ

 

             

В последнее время интерес молодого поколения к народной художественной культуре постоянно возрастает. В образовательных учреждениях оно органично входит не только во внеурочную работу, но и в учебный про­цесс. Педагогические коллективы рассматривают народную культуру как неотъемлемую часть воспитательной работы и стараются воздействовать на формирование национального самосознания учащихся, усвоение ими исто­рически сложившегося опыта нации.

Чтобы воспитать у школьников национальное мировоззрение, необходи­мо помочь им овладеть всем спектром национальной культуры, которая про­буждает у личности чувство национальной гордости и достоинства.

Приобщение к народной культуре невозможно без изучения историческо­го прошлого своего края, его особенностей и роли в истории страны. Через краеведение учащиеся не только познают прошлое, но и учатся делать отбор всего лучшего, что было в истории, традициях, культуре народа. Открывая малые факты, школьники постигают большую историю.  Поэтому многие педагогические работники, особенно преподаватели истории, литературы, других гуманитарных предметов возглавили в образова­тельных учреждениях работу по изучению родного края.

Изучение научной литературы и практики гуманитарного образования  позволило выявить существующее сегодня противоречие между потребностью в современном осмыслении, организации процесса духовного воспитания, использовании опыта русской народной педагогики в целях духовной ориентации подрастающего поколения и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: изучение русской народной художественной культуры в современном гуманитарном пространстве.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: народная художественная культура

Предмет исследования: гуманитарное образовательное пространство как фактор сохранения и развития народной художественной культуры русского народа.

В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи.

1.Раскрыть основные понятия народной художественной культуры: народ, народная педагогика, культура.

2.Определить основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях

3.Охарактеризовать основные звенья и задачи народной художественной культуры

4.Обобщить и систематизировать педагогический опыт использования народной художественной культуры в гуманитарном образовательном пространстве.

Методологическую базу исследования составляют общефилософские принципы историзма, всесторонности, конкретности исследования; важнейшие философские положения о диалектике общего, особенного и единичного, о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности; культурологический подход, позволяющий рассматривать традиционную культуру как неотъемлемую часть культуры определенной эпохи и определенного общества; системный подход, в свете которого духовное воспитание как целостный педагогический процесс, и выделяются его структурные компоненты; этнопедагогический подход, в соответствии с которым человек, ребенок живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу.

Теоретическую базу работы составили исследования отечественных ученых, в которых раскрываются плодотворные идеи и фундаментальные принципы по проблемам:

— духовного воспитания ученых-философов (Н.А. Бердяев,                  В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.М. Кларин, Р.Л. Лившиц другие) и  педагогов   (Е.П. Белозерцев, Э.Ф. Володин, С.И. Гессен, A.И.  Еремкин,  А.А. Корзинкин, Б.Т. Лихачев, В.М. Меньшиков, М.М. Мукамбаева, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.Ю. Троицкий,  В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и другие);

— народной педагогики (Ш.М.-Х. Арсалиев, В.Ф. Афанасьев,               З.П. Васильцова, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, В.А. Маслова, Ш.А. Мирзоев, В.А. Николаев, М.И. Стельмахович и другие);

— этнографии (В.И. Белов, М.М. Громыко, Д.К. Зеленин, А.А. Коринфский, С.В. Максимов, В.Я. Пропп, И.П. Сахаров, В.К. Соколова, А.В. Терещенко,  Г.Н. Чагин и другие) и фольклористике (В. Аникин, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль и другие);

Методы исследования. Для решения поставленных задач использована совокупность взаимодополняющих методов: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, логический, сравнительно-исторический); структурно-функциональный метод, системный метод; методы изучения и обобщения передового опыта (наблюдение, анализ продуктов деятельности); методы обобщения и систематизации полученных результатов.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

1.1 Основные понятия народной художественной культуры

Вопрос поставленный в заглавии, кардинально важен для современного российского общества. Прежде чем отвечать на него, требуется дать определения понятиям  в явной и неявной форме представленном в заглавии: что такое НАРОД, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ И НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА, как часть культуры, в каких взаимных связях между собой находятся эти социокультурные явления.

Одним из факторов выхода России из кризисного состояния в современ­ных условиях является возрождение, сохранение и развитие культуры. В обы­денном сознании людей культура выступает, во-первых, как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д.; во-вторых, слово «культура» употребляется по отношению к тому или иному человеку при ха­рактеристике его уровня развития.

Из этих двух смыслов вытекает, что культура по отношению к человеку выступает как универсальный способ бытия и является уникальным явлением, характеризующим неповторимость каждой личности. Культура создается и в культуре обучаются. Каждое новое поколение воспроизводи! и передает следующему поколению свой опыт.

НАРОД – понимается как всесословная духовно-нравственная общность многих поколений, устойчивость которого во времени (прошлое, настоящее, будущее) и пространстве обеспечивается культурой.

КУЛЬТУРА народа – это непрерывный процесс и целостная совокупность результатов познания людьми природы и общества (в том числе и художественными средствами), это способ миропонимания и самопознание народа, отражённых в духовных и материальных ценностях; это коллективная форма народной исторической памяти. Говоря о народе и о его культуре, следует особенного подчеркнуть взаимозависимость этих явлений, которые друг без друга не существуют. Народная культура как форма самопознания и исторической памяти создаёт и укрепляет цельность народа, тем самым обеспечивая народу историческую сохранность, которая в свою очередь даёт основу для дальнейшего развития народной культуры. Говоря иначе: народ и культура взаимно созидают друг друга.

ОБРАЗОВАНИЕ же в этом вечном процессе взаимного созидания является той частью культуры, роль которого состоит в обеспечении передачи, трансляции культурных ценностей от поколения к поколению. В силу своей функции образование как часть культуры, ответственная за её преемственность, по большому счёту обеспечивает тем самым историческую сохранность народа. Для этого любая система образования создаёт культурно-исторические механизмы освоения традиционных ценностей, специфические для каждого этапа в жизни народа.

В традиционном обществе и вся культура в целом, и народная педагогика как часть  культуры обеспечивает непрерывность в освоении традиционных ценностей и сохранность духовно-нравственной общности людей, принадлежащих и к одному поколению, и к разным поколениям. Для этого в культуре были выработаны три ценностные системы, которые всегда и везде соединяли и соединяют разрозненных людей, «населения» в народ:

Первая система – это круг традиционного календаря с его мерным, ритмичным чередованием труда и праздников сообразно естественным природным ритмами, которые духовно осмыслены народом. Надо отметить, что в народные традиции и праздники имеют разный эмоцио­нальный характер, в связан с чем и дни поминовений родных, близких, вои­нов     и     святых    является    также    праздниками     особого,     скорбно-торжественного типа. Традиционный календарь любого народа - это вели­кая сила, объединяющая людей в народ. Систематически отмечая в течение года общенародные праздники, люди в яркой, прекрасной, радостной и торжественной форме подтверждают, что они принадлежат к единому духовному сообществу.

Вторая система – это семейный уклад, в котором складывается личность сообразно с традиционным пониманием смысла и ритма челове­ческой жизни от рождения до кончины. Традиционный семейный уклад – это веками выработанный способ передачи от поколения к поколению об­раза жизни народа и его нравственных ценностей. В числе этих ценностей находится и традиционная народная педагогика с ее системой обучения и воспитания мальчиков и девочек в семье, предполагающей различия в руководстве процессом становления юноши и девушки, мужчи­ны и женщины. Народная педагогическая система выработала различные формы обучения и воспитания в разновозрастном семейном коллективе, состоящем из детей и взрослых, формы социализации и передачи тради­ционного наследия среди сверстников. Стабильность семейного уклада -это гарантия непрерывности духовно-нравственной жизни народа, гарантия воспроизводства в духовно-нравственной общности людей, опираю­щихся в строительстве своей индивидуальной жизни на общезначимые для всего народа ценности материнства, отцовства, детства, трудолюбия и со­зидания, милосердия и терпения.

Третья система - это эпический образ истории родной зем­ли и отечества, построенный народом в соответствии со своим нацио­нальным характером, и отраженный в образах народных героев, в нацио­нальной символике, в системе народного хозяйствования, ремёсел и промыслов, в духовном смысле национальной архитектуры как наглядной, зримой формы народной философии истории.

Образ Отечества - это кон­центрация в произведениях материальной и духовной культуры народ­ной исторической памяти и самосознания. Образ Отечества - это духовная основа для постановки целей на каждом историческом этапе  народной жизни,  необходимых для осознанного достижения национальных интересов.              

Все три системы - традиционный календарь семейный уклад, исторически сложившийся образ Отечества в культуре любого народа являются теми цементирующими скрепами, которые обеспечивают самотождественность, устойчивость народа при всех исторических катаклизмах. Стоит раз­рушить одну из систем (не говоря о всех трех), как разрушается тем самым духовно-нравственная общность поколений, разрушается народ. И наобо­рот, общность людей, осознавшая угрозу своего распада, обращается к строительству всех трех названных систем, вновь пересматривая, пере­оценивая традиционные ценности, внося в них культурно-исторические коррективы в связи с изменениями форм культуротворческого процесса в жизни народа.

Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившаяся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, традициях, детских играх и игрушках  (70, 107); это естественное явление, неотъемлемая часть жизни народа, представляющая собой “педагогическое бытие” народа как единство его педагогического сознания  и его повседневной воспитательной практики, “народного воспитания”. Заключая в себе многовековую  бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Источниками изучения народной педагогики являются народный фольклор, этнографические  и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и др. Нормативные требования народной педагогики преимущественно извлекаются из устного народного творчества (традиционная, народная, фольклорная педагогика). Представленная в фольклорных текстах и обрядности, народная педагогика в совокупности составляет целостную воспитательную концепцию.

Русская народная художественная культура является глубинным основанием духовной и материальной культуры в ее разнообразном и разноуровневом ста­новлении и развитии. Она детерминирована менталитетом той или иной со­циальной общности, которая имеет своеобразную картину мира, выражающуюся в коллективном сознательном и бессознательном; ее функционирова­ние связано с определенным социальным пространством — временем; в ее формировании и развитии участвуют все социальные слои, проживающие на той или иной территории.' Это определяет необходимость обращения к гуманитарному пространству, в котором существует русская народная художественная культура.

Информация о работе Современные проблемы сохранения народной художественной культуры