Современные проблемы сохранения народной художественной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: изучение русской народной художественной культуры в современном гуманитарном пространстве.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: народная художественная культура
Предмет исследования: гуманитарное образовательное пространство как фактор сохранения и развития народной художественной культуры русского народа.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи.
1.Раскрыть основные понятия народной художественной культуры: народ, народная педагогика, культура.
2.Определить основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
3.Охарактеризовать основные звенья и задачи народной художественной культуры
4.Обобщить и систематизировать педагогический опыт использования народной художественной культуры в гуманитарном образовательном пространстве.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
1.1 Основные понятия народной художественной культуры
1.2 Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
Глава 2. Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
2.1 Основные звенья современного гуманитарного образовательного пространства
2.2 Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕН. ПРОБЛЕМЫ СОХР. нхк.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

Никто из одноклассников не обижен и не обойден вниманием. Следует подчеркнуть важное значение программы "Зачин дело красит" и в других отношениях. Она помогает с 1-го класса заложить основу эмоционально-деятельностного подхода к учебе (и не только по дан­ному курсу); способствует неформальному, заинтересованному сотвор­честву старших и младших, взаимодействию семьи и школы. Сложившись в 1 классе, эти особенности работы в течение всех лет обуче­ния ребенка в начальной школе создают особую атмосферу в классе, теп­лые отношения детей и родителей с учителем. Естественно возникают формы внеклассной работы: совместные праздники и общественно-полезный труд (например, посильная помощь в восстановлении памятни­ков архитектуры своего местожительства), краеведческие экспедиции вме­сте с родителями, совместные посещения музеев, концертов, выставок, экскурсии по родному городу и за его пределами; совместная изобрази­тельно-прикладная работа в кружках народного творчества (вышивка, бисероплетение, роспись по дереву, глиняная и тряпичная игрушка и т.д.). Все эти формы внеклассной работы характерны, например, для работы детей, родителей и педагогов средней общеобразовательной школы с. Трубино Щелковского р-на Московской обл., учителей Шатурского р-на Мо­сковской обл., православной гимназии "Пересвет" и общеобразовательной школы № 601 г. Москвы и других школ. В результате у детей и взрослых исподволь, естественно складываются привычка и потребность в духовном общении, особая эмоциональная, интеллектуальная, нравственная атмо­сфера, особый образ жизни класса как дружного коллектива единомышленников-соотечественников. Всей этой большой работе нрав­ственного возрастания служат и учебники для 2, 3 и 4 классов. рас­смотрим их содержание.

Учебник 2-го класса - это путешествие вслед за солныш­ком. По существу, это учебник НАРОДНОГО ПРИРОДОВЕДЕНИЯ и ЭКО­ЛОГИИ, одновременно являющийся учебником НАРОДНОГО ПРАКТИЧЕ­СКОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ. Совмещение природоведения, экологии и искусствознания, разделенных в культуре современности, для традицион­ной культуры естественно в силу ее исходного синкретизма, нерасчле­ненности разных способов познания реальности. При работе по программе "Человек и природа в народной культуре" такое совмещение помогает соз­дать в восприятии ребенка целостную картину мира, в котором каждое жи­вое существо и явление природы занимает свое место и выполняет свою особую роль. Так, в учебнике с помощью сказки "Коза с орехами" дано на­родное понимание главного экологического принципа: В мире всё со всем связано. Затем древняя (и тем не менее суперсовременная и ак­туальнейшая сейчас) идея единства человека и природы раскрыва­ется в учебнике на основе анализа художественного языка народной куль­туры. Именно эта идея породила образный строй всех видов народно­го искусства. Произведения устного народного творчества (загадки, песни, сказки и т.д.) также, как и произведения изобразительно-прикладного на­родного искусства (жилище, одежда, утварь, орудия труда и т.п.) несут в себе осмысленные в определенной системе образы природы. Очень лако­нично и ёмко с помощью поэтического слова, движения, музыки, пластики, цвета и формы народом создана целостная картина мира, наглядная модель пространства, в центре которого находится ДРЕВО - природный объект и человек, ответственный за порядок в обществе и в природе. Работая с учебником 2-го класса, дети учатся понимать особенности художе­ственного языка народного искусства, которым наши предки высказали идею единства человека и природы.

Эта же целостная модель единого мира людей и природы, но уже словно развернутая во времени, представлена в учебнике 2-го класса на материале традиционного календаря. От занятия к занятию ребенок знако­мится с праздниками и буднями в народной жизни, начиная с осени, с осеннего новолетия, затем переходя к праздникам традиционных зимних Святок, Масленицы, Великого Поста и Пасхи и кончая праздниками весенне-летнего цикла. Постепенно дети открывают для себя эмоциональные, интеллектуальные, нравственные, эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и че­ловека. Знакомясь с традиционным календарем, современный ребенок убеждается в том, что каждый из нас может и должен стать равноправным участником вечного циклического движения природного и культурного вре­мени в их единстве. На своем примере дети и взрослые убеждаются, как благотворно для их физического и психического здоровья это участие, как оно развивает силы ума и души. Следует еще раз оговорить: программа и учебник 2 класса (как и всего курса) построены на материале русской культуры. Однако в Книге для учи­теля последовательно ведется рубрика "Национально-региональный ком­понент", позволяющая каждому учителю провести детальное сопоставле­ние обрядов и обычаев земледельческого в своей основе русского кален­даря с обрядами и обычаями традиционного календаря любого народа России. Такое сопоставление, убедительно покажет детям, что ОБЩЕЕ в разных календарях зависит от природного ритма в чередовании сезонов; а своеобразие связано с различиями хозяйственного быта - охотничьего, скотоводческого, рыболовного.

УЧЕБНИК 3-го КЛАССА - это мысленное СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА И УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ БОЛЬШОЙ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ СЕМЬИ. Это учебник НАРОДНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. В ходе занятий в течение года дети открывают для себя законы красоты и доб­ра, заключенные в образе традиционного дома и семьи, в круге событий человеческой жизни от рождения до кончины, в законах вечного продолже­ния жизни предков в жизни потомков. Содержание учебника знакомит с се­мейными обрядами и обычаями жизненного цикла (рождение и воспитание девочки и мальчика в семье; взаимоотношения юношей и девушек в традиционном обществе; народная свадьба; взаимоотношения мужа и же­ны в семье; семейный труд и отдых - основа народной нравственности; "старый и малый" в семье - звенья одной цепи поколений; семейная па­мять - основа народной исторической памяти). Удивительно, насколько сближают детей и взрослых занятия по программе "Человек и семья в на­родной культуре"! Это составление родословной своей семьи, запись дет­ских игр, в которые играли родители, когда они были такими, как их дети сейчас, общение детей со своими бабушками и дедушками, когда требует­ся, допустим, "потренироваться" в терминах родства и свойства (зять, те­ща, свекор, невестка, шурин, золовка, деверь, свояк) на примере собствен­ной семьи и т.д. И опять-таки Книга для учителя к учебнику 3-го класса по­следовательной рубрикой "Национально-региональный компонент" на­страивает учителя на постоянное сопоставление семейных обрядов и обы­чаев русского народа с обрядами и обычаями семейной жизни, характер­ной для народов своего края.

УЧЕБНИК 4-го КЛАССА построен в форме ПУТЕШЕСТВИЙ ВО ВРЕМЕ­НИ И ПРОСТРАНСТВЕ родной страны. Эти путешествия знакомят детей с разными климатическими зонами страны, с их физико-географическими особенностями и природными богатствами - основой для тех или иных форм жизни и хозяйства разных народов России. Вслед за Повестью вре­менных лет Нестора-летописца дети побывают в Древней Руси, проплывут по великим торговым путям "из варяг в греки" и "вниз по матушке - по Вол­ге", по рекам пройдут за Урал, побывают в Сибири и на Дальнем Востоке, познакомятся с городами Киевской, Московской Руси и России, с древними монастырями и храмами, как знаками народной истории, как зримыми об­разами народной мироустроительной философии. Познакомятся дети с жизнью и подвигами наших соотечественников, в которых отрази­лись лучшие черты национального характера. Это - былинные богатыри и русские святые, люди всех сословий, которые проявили себя в труде и в бою: Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов и М.И. Кутузов, все народы России, защитившие страну в Отечественных войнах 1812 и 1941-45 гг. Пятнадцатое, последнее путешествие в учебнике - на Всероссийскую ярмарку, где дети увидят многоцветье традиционной культуры народов России и многообразие результатов их созидательного труда. Так дети откроют для себя законы красоты и добра в мощном течении исторической жизни народа, включающей в себя каждого отдель­ного человека и постоянно осмысляемой народным сознанием, носителем которого является каждый из нас. Таким образом, последний, четвертый учебник курса - это учебник историко-общественной народной философии. Пословицы, притчи, былины, исторические песни, предания и сказания, сказки разных народов России и мира убедительно покажут, в чем люди видят зло, а в чем - добро. Конкретные тексты детских и юно­шеских воспоминаний о своей семье, тексты народ­ных произведений искусства покажут, что во все времена и у всех народов ценятся трудолюбие, милосердие, гостеприимство, щедрость, верность данному слову и правдолюбие. Последовательное сопоставление истори­ко-культурного богатства народов России, которое поможет провести руб­рика "Национально-региональный компонент" (в Книге для учителя), убеди­тельно покажет детям близость нравственных ценностей народов России.

Следует особо подчеркнуть: у каждого учебника есть своя специфика в темах и проблемах. Однако все четыре - это учебники народной нравственности. В связи с этим надо отметить важную роль методического аппарата в учебниках. Все вопросы и задания построены таким образом, чтобы опереться на реальный жизненный опыт детей и взрослых. Это по­буждает читателя-ученика оценить свой жизненный опыт с точки зрения традиционных нравственных ценностей и наоборот - взглянуть на народ­ную культуру с позиции современного конкретного человека. Так в методи­ческом аппарате учебников реализован персонифицированный под­ход к "предмету изучения", один из самых актуальных в современной педа­гогике.

Кроме рассмотренных учебников, вышли и выходят в Центре наглядных пособий "Планетариум" разного типа пособия по традиционной культу­ре. Это - Аудиовизуальный комплект из 10 слайд-фильмов "Народный ка­лендарь", это серии тематических видеопособий: "Старинный дом", "Традиционный женский головной убор", "Секреты народного костюма", "Тради­ционный русский костюм (по губерниям), "Традиционный костюм народов России" и др. Многообразные печатные, видео- и аудиоматерилы по тра­диционной культуре всех краев и областей России выпускает Российский союз любительских фольклорных ансамблей. Практически везде сейчас в России идет активная научная работа по изучению местных форм народ­ной культуры, публикуются издания, знакомящие с памятниками традици­онной культуры каждого региона. В этом убеждают поездки в Архангельск и Вологду, Каргополь и Няндому, Ярославль и Рыбинск, Тулу и Белгород... Для учителя сейчас подготовлено все необходимое, чтобы достойно осво­ить АЗБУКУ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ, опираясь на программы курса "Вве­дение в народоведение", "Наследие" и "Мир народной культуры".

Перечисленные курсы помогут выстроить логику работы педагогов по национально-региональному компоненту. Его можно использовать и для работы во внешкольных образовательных учреждениях. Занятия по темам курсов естественно можно продолжить в группах продленного дня, форми­руя тем самым единую, непротиворечивую в духовно-нравственном, эмо­циональном, интеллектуальном, творческом смыслах атмосферу в работе школы как центра культурной жизни и воспитания детей. Мировоззренче­ские проблемы "человек и природа", "человек и семья", "человек и история" объединят единой логикой деятельность педагогов дополни­тельного образования и в школе, и во внешкольных образовательных уч­реждениях, в музеях, Домах народного творчества и клубах, не подменяя специфику отдельных авторских программ и разработок, а лишь объединяя их философским стержнем и усиливая нравственное воздействие на детей. Хороший пример такой скоординированной работы школы и Дома Культу­ры есть в небольшом городе Красавино Велико-Устюжского р-на Вологод­ской области. Прямо в Доме Культуры построена традиционная северная изба. Подразделение так и называется "Русская изба", а работа его идет по программам, учебникам и учебным пособиям к курсу "Введение в народоведение". Так учителя близ­лежащих школ и педагоги дополнительного образования учреждения куль­туры объединили свои усилия во благо детей. Таких примеров уже извест­но немало.

Особо следует остановиться на том, как практически может быть реа­лизован принцип интеграции в начальной школе. Фундаментальное зна­чение народной культуры, которое она имеет для становления человече­ской личности, для формирования гражданской позиции и национального характера, для сохранения преемственной связи в жизни народа, для нравственного и эстетического воспитания подрастающих новых его поко­лений, исконная синкретичность произведений народного творчества, его высокая духовность позволяют использовать содержание программ курса ''Введение в народоведение" для организации на его основе целостного учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Ядром целостного учебно-воспитательного процесса становится инте­грация стационарных дисциплин начальной школы на основе курса "Вве­дение в народоведение". При этом собственно на работу по названному курсу отводятся те 10- 15% учебного времени, которые предусмотрены ба­зисным  планом  на  национально-региональный  компонент образования. Реально это 1-1,5 ч. в неделю за счет школьного компонента учебного пла­на конкретного образовательного учреждения. Это и есть отправная точка целостного учебно-воспитательного процесса. На занятиях решение по­знавательных задач курса и интеллектуальная деятельность тесно сопря­жены с эмоционально-эстетическим переживанием, с самостоятельной ху­дожественной деятельностью детей, результатом чего становится в конеч­ном счете постижение нравственных ценностей традиционного народного наследия. Кроме того, многообразное содержание курса интегративно осваивается на всех уроках в классе. Соответствующий материал курса, его мировоззренческие проблемы, конкретные произведения словесного (му­зыкально-поэтического и прозаического) фольклора, народного изобрази­тельно-прикладного искусства, народные игры, природоведческие и другие знания народа становятся основой для уроков письма, классного и вне­классного чтения, музыки, изобразительного искусства, художественного труда и конструирования, природоведения и физкультуры, уроки математи­ки и иностранного языка также не выпадают из общего интеграционного процесса. На занятиях математикой активно используются занимательные народные задачи, требующие логического размышления, различные фор­мы народного геометрического орнамента, типы конструкций, характерных для традиционной народной архитектуры, знакомство с которой развивает пространственное мышление ребенка. Народные игры, считалки, песенки, погодоведческие приметы и прочие малые формы фольклора - замеча­тельный материал для овладения иностранной речью и для понимания ос­нов культуры в стране изучаемого языка, для сопоставления родной куль­туры и культур других народов России и мира. Исходный материал для ин­теграции стационарных дисциплин начальной школы и курса "Введение в народоведение" заложен в рассмотренных учебниках, а принципы интегра­ции раскрыты в Книгах для учителя и в аудио-визуальных пособиях, кото­рые могут быть использованы для самообразования учителя и в его работе с детьми. Технология интеграции разных дисциплин представлена в описа­нии учителями уроков, интегрированных по разным формулам: "народове­дение + русский язык", "народоведение + художественный труд", "народо­ведение + чтение" и т.д. (6). Так учебники и учебные пособия к курсу "Вве­дение в народоведение" облегчают организацию первой, базовой ступени целостного учебно-воспитательного процесса - единство и целостность культурного содержания учебной работы учителя и детей в классе в рамках гуманитарной концепции образования.

Информация о работе Современные проблемы сохранения народной художественной культуры