Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: изучение русской народной художественной культуры в современном гуманитарном пространстве.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: народная художественная культура
Предмет исследования: гуманитарное образовательное пространство как фактор сохранения и развития народной художественной культуры русского народа.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи.
1.Раскрыть основные понятия народной художественной культуры: народ, народная педагогика, культура.
2.Определить основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
3.Охарактеризовать основные звенья и задачи народной художественной культуры
4.Обобщить и систематизировать педагогический опыт использования народной художественной культуры в гуманитарном образовательном пространстве.
Введение
Глава 1. Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
1.1 Основные понятия народной художественной культуры
1.2 Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
Глава 2. Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
2.1 Основные звенья современного гуманитарного образовательного пространства
2.2 Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
Заключение
Библиографический список
Никто из одноклассников не обижен и не обойден вниманием. Следует подчеркнуть важное значение программы "Зачин дело красит" и в других отношениях. Она помогает с 1-го класса заложить основу эмоционально-деятельностного подхода к учебе (и не только по данному курсу); способствует неформальному, заинтересованному сотворчеству старших и младших, взаимодействию семьи и школы. Сложившись в 1 классе, эти особенности работы в течение всех лет обучения ребенка в начальной школе создают особую атмосферу в классе, теплые отношения детей и родителей с учителем. Естественно возникают формы внеклассной работы: совместные праздники и общественно-полезный труд (например, посильная помощь в восстановлении памятников архитектуры своего местожительства), краеведческие экспедиции вместе с родителями, совместные посещения музеев, концертов, выставок, экскурсии по родному городу и за его пределами; совместная изобразительно-прикладная работа в кружках народного творчества (вышивка, бисероплетение, роспись по дереву, глиняная и тряпичная игрушка и т.д.). Все эти формы внеклассной работы характерны, например, для работы детей, родителей и педагогов средней общеобразовательной школы с. Трубино Щелковского р-на Московской обл., учителей Шатурского р-на Московской обл., православной гимназии "Пересвет" и общеобразовательной школы № 601 г. Москвы и других школ. В результате у детей и взрослых исподволь, естественно складываются привычка и потребность в духовном общении, особая эмоциональная, интеллектуальная, нравственная атмосфера, особый образ жизни класса как дружного коллектива единомышленников-
Учебник 2-го класса - это путешествие вслед за солнышком. По существу, это учебник НАРОДНОГО ПРИРОДОВЕДЕНИЯ и ЭКОЛОГИИ, одновременно являющийся учебником НАРОДНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ. Совмещение природоведения, экологии и искусствознания, разделенных в культуре современности, для традиционной культуры естественно в силу ее исходного синкретизма, нерасчлененности разных способов познания реальности. При работе по программе "Человек и природа в народной культуре" такое совмещение помогает создать в восприятии ребенка целостную картину мира, в котором каждое живое существо и явление природы занимает свое место и выполняет свою особую роль. Так, в учебнике с помощью сказки "Коза с орехами" дано народное понимание главного экологического принципа: В мире всё со всем связано. Затем древняя (и тем не менее суперсовременная и актуальнейшая сейчас) идея единства человека и природы раскрывается в учебнике на основе анализа художественного языка народной культуры. Именно эта идея породила образный строй всех видов народного искусства. Произведения устного народного творчества (загадки, песни, сказки и т.д.) также, как и произведения изобразительно-прикладного народного искусства (жилище, одежда, утварь, орудия труда и т.п.) несут в себе осмысленные в определенной системе образы природы. Очень лаконично и ёмко с помощью поэтического слова, движения, музыки, пластики, цвета и формы народом создана целостная картина мира, наглядная модель пространства, в центре которого находится ДРЕВО - природный объект и человек, ответственный за порядок в обществе и в природе. Работая с учебником 2-го класса, дети учатся понимать особенности художественного языка народного искусства, которым наши предки высказали идею единства человека и природы.
Эта же целостная модель единого мира людей и природы, но уже словно развернутая во времени, представлена в учебнике 2-го класса на материале традиционного календаря. От занятия к занятию ребенок знакомится с праздниками и буднями в народной жизни, начиная с осени, с осеннего новолетия, затем переходя к праздникам традиционных зимних Святок, Масленицы, Великого Поста и Пасхи и кончая праздниками весенне-летнего цикла. Постепенно дети открывают для себя эмоциональные, интеллектуальные, нравственные, эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека. Знакомясь с традиционным календарем, современный ребенок убеждается в том, что каждый из нас может и должен стать равноправным участником вечного циклического движения природного и культурного времени в их единстве. На своем примере дети и взрослые убеждаются, как благотворно для их физического и психического здоровья это участие, как оно развивает силы ума и души. Следует еще раз оговорить: программа и учебник 2 класса (как и всего курса) построены на материале русской культуры. Однако в Книге для учителя последовательно ведется рубрика "Национально-региональный компонент", позволяющая каждому учителю провести детальное сопоставление обрядов и обычаев земледельческого в своей основе русского календаря с обрядами и обычаями традиционного календаря любого народа России. Такое сопоставление, убедительно покажет детям, что ОБЩЕЕ в разных календарях зависит от природного ритма в чередовании сезонов; а своеобразие связано с различиями хозяйственного быта - охотничьего, скотоводческого, рыболовного.
УЧЕБНИК 3-го КЛАССА - это мысленное СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА И УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ БОЛЬШОЙ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ СЕМЬИ. Это учебник НАРОДНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. В ходе занятий в течение года дети открывают для себя законы красоты и добра, заключенные в образе традиционного дома и семьи, в круге событий человеческой жизни от рождения до кончины, в законах вечного продолжения жизни предков в жизни потомков. Содержание учебника знакомит с семейными обрядами и обычаями жизненного цикла (рождение и воспитание девочки и мальчика в семье; взаимоотношения юношей и девушек в традиционном обществе; народная свадьба; взаимоотношения мужа и жены в семье; семейный труд и отдых - основа народной нравственности; "старый и малый" в семье - звенья одной цепи поколений; семейная память - основа народной исторической памяти). Удивительно, насколько сближают детей и взрослых занятия по программе "Человек и семья в народной культуре"! Это составление родословной своей семьи, запись детских игр, в которые играли родители, когда они были такими, как их дети сейчас, общение детей со своими бабушками и дедушками, когда требуется, допустим, "потренироваться" в терминах родства и свойства (зять, теща, свекор, невестка, шурин, золовка, деверь, свояк) на примере собственной семьи и т.д. И опять-таки Книга для учителя к учебнику 3-го класса последовательной рубрикой "Национально-региональный компонент" настраивает учителя на постоянное сопоставление семейных обрядов и обычаев русского народа с обрядами и обычаями семейной жизни, характерной для народов своего края.
УЧЕБНИК 4-го КЛАССА построен в форме ПУТЕШЕСТВИЙ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ родной страны. Эти путешествия знакомят детей с разными климатическими зонами страны, с их физико-географическими особенностями и природными богатствами - основой для тех или иных форм жизни и хозяйства разных народов России. Вслед за Повестью временных лет Нестора-летописца дети побывают в Древней Руси, проплывут по великим торговым путям "из варяг в греки" и "вниз по матушке - по Волге", по рекам пройдут за Урал, побывают в Сибири и на Дальнем Востоке, познакомятся с городами Киевской, Московской Руси и России, с древними монастырями и храмами, как знаками народной истории, как зримыми образами народной мироустроительной философии. Познакомятся дети с жизнью и подвигами наших соотечественников, в которых отразились лучшие черты национального характера. Это - былинные богатыри и русские святые, люди всех сословий, которые проявили себя в труде и в бою: Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов и М.И. Кутузов, все народы России, защитившие страну в Отечественных войнах 1812 и 1941-45 гг. Пятнадцатое, последнее путешествие в учебнике - на Всероссийскую ярмарку, где дети увидят многоцветье традиционной культуры народов России и многообразие результатов их созидательного труда. Так дети откроют для себя законы красоты и добра в мощном течении исторической жизни народа, включающей в себя каждого отдельного человека и постоянно осмысляемой народным сознанием, носителем которого является каждый из нас. Таким образом, последний, четвертый учебник курса - это учебник историко-общественной народной философии. Пословицы, притчи, былины, исторические песни, предания и сказания, сказки разных народов России и мира убедительно покажут, в чем люди видят зло, а в чем - добро. Конкретные тексты детских и юношеских воспоминаний о своей семье, тексты народных произведений искусства покажут, что во все времена и у всех народов ценятся трудолюбие, милосердие, гостеприимство, щедрость, верность данному слову и правдолюбие. Последовательное сопоставление историко-культурного богатства народов России, которое поможет провести рубрика "Национально-региональный компонент" (в Книге для учителя), убедительно покажет детям близость нравственных ценностей народов России.
Следует особо подчеркнуть: у каждого учебника есть своя специфика в темах и проблемах. Однако все четыре - это учебники народной нравственности. В связи с этим надо отметить важную роль методического аппарата в учебниках. Все вопросы и задания построены таким образом, чтобы опереться на реальный жизненный опыт детей и взрослых. Это побуждает читателя-ученика оценить свой жизненный опыт с точки зрения традиционных нравственных ценностей и наоборот - взглянуть на народную культуру с позиции современного конкретного человека. Так в методическом аппарате учебников реализован персонифицированный подход к "предмету изучения", один из самых актуальных в современной педагогике.
Кроме рассмотренных учебников, вышли и выходят в Центре наглядных пособий "Планетариум" разного типа пособия по традиционной культуре. Это - Аудиовизуальный комплект из 10 слайд-фильмов "Народный календарь", это серии тематических видеопособий: "Старинный дом", "Традиционный женский головной убор", "Секреты народного костюма", "Традиционный русский костюм (по губерниям), "Традиционный костюм народов России" и др. Многообразные печатные, видео- и аудиоматерилы по традиционной культуре всех краев и областей России выпускает Российский союз любительских фольклорных ансамблей. Практически везде сейчас в России идет активная научная работа по изучению местных форм народной культуры, публикуются издания, знакомящие с памятниками традиционной культуры каждого региона. В этом убеждают поездки в Архангельск и Вологду, Каргополь и Няндому, Ярославль и Рыбинск, Тулу и Белгород... Для учителя сейчас подготовлено все необходимое, чтобы достойно освоить АЗБУКУ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ, опираясь на программы курса "Введение в народоведение", "Наследие" и "Мир народной культуры".
Перечисленные курсы помогут выстроить логику работы педагогов по национально-региональному компоненту. Его можно использовать и для работы во внешкольных образовательных учреждениях. Занятия по темам курсов естественно можно продолжить в группах продленного дня, формируя тем самым единую, непротиворечивую в духовно-нравственном, эмоциональном, интеллектуальном, творческом смыслах атмосферу в работе школы как центра культурной жизни и воспитания детей. Мировоззренческие проблемы "человек и природа", "человек и семья", "человек и история" объединят единой логикой деятельность педагогов дополнительного образования и в школе, и во внешкольных образовательных учреждениях, в музеях, Домах народного творчества и клубах, не подменяя специфику отдельных авторских программ и разработок, а лишь объединяя их философским стержнем и усиливая нравственное воздействие на детей. Хороший пример такой скоординированной работы школы и Дома Культуры есть в небольшом городе Красавино Велико-Устюжского р-на Вологодской области. Прямо в Доме Культуры построена традиционная северная изба. Подразделение так и называется "Русская изба", а работа его идет по программам, учебникам и учебным пособиям к курсу "Введение в народоведение". Так учителя близлежащих школ и педагоги дополнительного образования учреждения культуры объединили свои усилия во благо детей. Таких примеров уже известно немало.
Особо следует остановиться на том, как практически может быть реализован принцип интеграции в начальной школе. Фундаментальное значение народной культуры, которое она имеет для становления человеческой личности, для формирования гражданской позиции и национального характера, для сохранения преемственной связи в жизни народа, для нравственного и эстетического воспитания подрастающих новых его поколений, исконная синкретичность произведений народного творчества, его высокая духовность позволяют использовать содержание программ курса ''Введение в народоведение" для организации на его основе целостного учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Ядром целостного учебно-воспитательного процесса становится интеграция стационарных дисциплин начальной школы на основе курса "Введение в народоведение". При этом собственно на работу по названному курсу отводятся те 10- 15% учебного времени, которые предусмотрены базисным планом на национально-региональный компонент образования. Реально это 1-1,5 ч. в неделю за счет школьного компонента учебного плана конкретного образовательного учреждения. Это и есть отправная точка целостного учебно-воспитательного процесса. На занятиях решение познавательных задач курса и интеллектуальная деятельность тесно сопряжены с эмоционально-эстетическим переживанием, с самостоятельной художественной деятельностью детей, результатом чего становится в конечном счете постижение нравственных ценностей традиционного народного наследия. Кроме того, многообразное содержание курса интегративно осваивается на всех уроках в классе. Соответствующий материал курса, его мировоззренческие проблемы, конкретные произведения словесного (музыкально-поэтического и прозаического) фольклора, народного изобразительно-прикладного искусства, народные игры, природоведческие и другие знания народа становятся основой для уроков письма, классного и внеклассного чтения, музыки, изобразительного искусства, художественного труда и конструирования, природоведения и физкультуры, уроки математики и иностранного языка также не выпадают из общего интеграционного процесса. На занятиях математикой активно используются занимательные народные задачи, требующие логического размышления, различные формы народного геометрического орнамента, типы конструкций, характерных для традиционной народной архитектуры, знакомство с которой развивает пространственное мышление ребенка. Народные игры, считалки, песенки, погодоведческие приметы и прочие малые формы фольклора - замечательный материал для овладения иностранной речью и для понимания основ культуры в стране изучаемого языка, для сопоставления родной культуры и культур других народов России и мира. Исходный материал для интеграции стационарных дисциплин начальной школы и курса "Введение в народоведение" заложен в рассмотренных учебниках, а принципы интеграции раскрыты в Книгах для учителя и в аудио-визуальных пособиях, которые могут быть использованы для самообразования учителя и в его работе с детьми. Технология интеграции разных дисциплин представлена в описании учителями уроков, интегрированных по разным формулам: "народоведение + русский язык", "народоведение + художественный труд", "народоведение + чтение" и т.д. (6). Так учебники и учебные пособия к курсу "Введение в народоведение" облегчают организацию первой, базовой ступени целостного учебно-воспитательного процесса - единство и целостность культурного содержания учебной работы учителя и детей в классе в рамках гуманитарной концепции образования.
Информация о работе Современные проблемы сохранения народной художественной культуры