Современные проблемы сохранения народной художественной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: изучение русской народной художественной культуры в современном гуманитарном пространстве.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: народная художественная культура
Предмет исследования: гуманитарное образовательное пространство как фактор сохранения и развития народной художественной культуры русского народа.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи.
1.Раскрыть основные понятия народной художественной культуры: народ, народная педагогика, культура.
2.Определить основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
3.Охарактеризовать основные звенья и задачи народной художественной культуры
4.Обобщить и систематизировать педагогический опыт использования народной художественной культуры в гуманитарном образовательном пространстве.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
1.1 Основные понятия народной художественной культуры
1.2 Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
Глава 2. Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
2.1 Основные звенья современного гуманитарного образовательного пространства
2.2 Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕН. ПРОБЛЕМЫ СОХР. нхк.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

Гуманитарное пространство — это пространство человеческих отношений и связей, которые выступают условием функционирования культурных цен­ностей. Оно может быть широким и узким и всегда конвертируется в физи­ческое пространство — территорию, на которой живут, общаются и уми­рают люди.

Кризисное состояние российского общества проявляется в следующих про­тиворечиях: во-первых, культура как бы обособляется от общества, хотя по природе как целостность она неотделима от него; во-вторых, на организаци­онно-управленческом уровне культура и образование выступают самостоятель­ными областями деятельности; в-третьих, на уровне человека наблюдается разрыв между профессиональными и личностными качествами.

Таким образом, все эти понятия связаны между собой в единое – народная художественная культура и требуют изучения, но в современных условиях есть ряд проблем которые мешают гладкому процессу, рассмотрим их.

 

1.2 Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях

В 1991-1992  гг.  Министерством  культуры  Российской Федерации были приняты республиканские программы "Народное творчество, промыслы и ремесла" и  "Народное  искусство", которые определили подход к народному творчеству как к части национального наследия. Приоритетами этих программ явились поддержка и развитие аутентичных для данного региона форм народной культуры,  обеспечение  социального  эффекта  и комплексного характера  восстановления  культурной  среды регионов, укрепление и развитие соответствующих традиционных хозяйственно-экономических связей и структур. Такой широкий комплексный подход к сохранению и  развитию  традиционной народной культуры фиксирует ряд долгосрочных взаимосвязанных проблем, на которых мы остановимся.

1. Основополагающей остается проблема: что__же считать

народной культурой? и соответственно: что мы должны, в первую очередь. сохранять, оберегать как ценности этой культуры?

Исследователями отмечается, что " на Западе давно уже разведены понятия "folk" и "people". Первое полностью освобождено от социологических и исторических ярлыков и служит для обозначения всего лишь какой-либо группы - независимо от происхождения, состава, количества участников - у которой есть своя "lore", т.е. своя устная традиция. "Folk" может складываться на социальных, территориальных, профессиональных, возрастных началах, может быть более или менее постоянной или временной..."

В поле же зрения "русских фольклористов пора вернуть такие понятия, как фольклор купеческой, чиновничьей, офицерской, академической, студенческой, школьной среды, фольклор дворянских усадеб и столичных салонов, монастырей. "В современной жизни сосуществуют, по меньшей мере, три основных концепции фольклора, а следовательно, и различные дефиниции термина. Им обозначаются либо устно-поэтическое народное         творчество, либо комплекс словесных, словесно-музыкальных.           игровых (драматических) и музыкально-хореографических видов народного творчества, либо народная художественная культура в целом (включая изобразительное,  декоративно-прикладное искусство).

При этом предлагается придерживаться правильной постановки вопроса " жив ли фольклор?" - не ограничиваться "рассуждениями о бытовании фольклора в привычном значении этого понятия - в условиях обряда, трудовой деятельности или повседневного быта, в среде, непосредственно созидающей фольклор. Необходимо принять во внимание, что если сужается сфера бытования фольклора (в особенности его архаических и традиционных видов), то, напротив, расширяется сфера фольклоризма.

2. Проблемы сбалансированности в народной культуре тради­ций и процессов модернизации.

Демократизация всех сторон жизни нашего общества наряду со многими положительными переменами принесла и новые проблемы. Одна из них - столкновение отечественной традиционной народной культуры с распространяемыми образцами массовой западной культуры.

В печати отмечается засилие западной продукции на радио и телевидении, на книжных прилавках. При этом русской песне почти не остается места на радио и телевидении. О народной песне вспоминают лишь в великий праздник или под крупную областную кампанию вроде телемарафона, ставящего целью помощь нищей   сельской культуре.На радио, телевидении вся политика осуществляется по   принципу   "кто   платит,      тот     и     музыку заказывает". Происходит далеко не равнозначная подмена. Стеной наступает пошлость, серость, бездарь. В качестве противоположного примера приводится Франция, которая ежегодно проводит международные фольклорные фестивали; народная песня звучит там много часов в сутки. Проблема противостояния традиционных культурных ценностей и западной массовой культуры является все же не столь однозначной , как это представляется авторам некоторых публикаций. Одними запретами, санкциями, ограничениями эту проблему не решить, как и бесперспективно настаивать на глухой изоляции местных очагов традиционной народной культуры от глобальных мировых тенденций культурного процесса.

 

3. Проблемы сохранения традиционной народной культуры в

местах ее бытования.

В интервью газете "Сельская жизнь" министр культуры России Е.Ю.Сидоров подчеркнул, что многие очаги традиционной культуры, представленные художественными промыслами, в новых экономических условиях находятся в тяжелом положении из-за удорожания сырья, высоких налогов, снижения покупательной способности, кризиса неплатежей. Министерство культуры Российской Федерации неоднократно выходило с предложениями к Правительству о необходимости принятия неотложных мер по сохранению традиционных художественных ремесел и промыслов. Были приняты законы об освобождении продукции промыслов от налога на прибыль и НДС, подготовлен проект указа Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов". Этот указ принят 7 октября 1994 г. Однако с ликвидацией Минместпрома РСФСР предприятия художественных промыслов лишились государственного органа управления и координации их деятельности. Значительная их часть объединилась в Ассоциацию "Народные художественные промыслы России". Однако Ассоциация не может решать проблемы на государственном уровне. Министерство культуры внесло в Правительство Российской Федерации предложение о создании Межведомственного совета по художественным промыслам и ремеслам при Правительстве России. Среди попыток  противостоять  тенденции  исчезновения традиционной народной культуры в регионах можно выделить: специализацию на местах клубных учреждений в соответствии с интересами населения и сложившимися традициями, создание музеев народного творчества, фольклорного театра, развитие в  регионах  тех  направлений  художественной самодеятельности, которые лежат в русле народных традиций соответствующего села.

4. Дефицит жизненного и культурного пространства для существования различных этносов. народов как основных носителей традиционной народной культуры.

Данная проблема обострилась в связи с распадом СССР и усилившейся суверенизацией субъектов Российской Федерации. В эпоху наступивших политических потрясений и социально-экономических преобразований в нашем обществе особенно актуальным становится сохранение всего разнообразия национальных, этнических культур, живых культурных традиций, являющихся одними из важнейших составляющих генофонда нации. В этой связи имеет смысл обратиться к некоторым ключевым положениям концепции национально-культурной политики в Российской Федерации, разработанной под руководством Министерства культуры России.

Важным положением концепции является утверждение, что "согласно всем международно-правовым нормам защита прав человека, в том числе и его права на сохранение национально-культурной самобытности, - преимущественная компетенция государства, а не его субъектов. В связи со сказанным следует разделить полномочия между федеральными и республиканскими органами, проводящими национально-культурную политику: если первые должны преимущественно сосредоточиться на защите прав человека в национально-культурной сфере, то есть проводить политику культурного интернационализма по отношению к меньшинствам, то в рамках субъектов федерации, не столь многонациональных, как Россия в целом, возможно развитие национально-культурного паритета (например, татарско-русский паритет в Таджикистане). В свою очередь, "поддержка гражданского общества в национально-культурной сфере означает претворение в жизнь принципа национально-культурной автономии как самостоятельное направление народной педагогики. В обоих случаях налицо предпосылки более полного использования потенциала традиционной народной культуры для решения воспитательных, образовательных, просветительных задач. Проблема - в поиске путей, форм и методов приобщения подрастающего поколения к народной культуре. Этот поиск активно ведется в разных регионах России. (Ниже мы знакомим читателей с опытом нижегородцев).


ГЛАВА 2. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

2.1 Основные звенья современного гуманитарного образовательного пространства

Перспективным направлением гуманитарного образовательного пространства в современных условиях стала преемственная многоуровневая региональная система этнохудожественного образования на основе традиций русской куль­туры которая включает в себя четыре звена - дошкольное; общее среднее и дополнительное; среднее профессиональное; высшее и послевузовское образования. Каждое из звеньев имеет свои цели и свою направленность подготовки.

Первое звено - дошкольного этнохудожественного образо­вания - ориентировано на освоение ребенком элементов тради­ционной народной художественной культуры региона на обыденном представленческом уровне. Художественная деятельность на этом уровне ограничивается репродуктивным овладением элементарными навыками и художественными приемами, выработкой оценочных суждений относительно изучаемого материала и творческую самореализацию дошколь­ников, основанную на повторении эстетических образцов.

Второе звено - общего среднего и дополнительного образо­вания - представляет собой понятийный уровень освоения реги­ональных традиций русской культуры и направлен на формиро­вание целостной системы знаний и развитие навыков анализа, обобщения и критической оценки явлений и процессов в регио­нальной сфере народной художественной культуры.

Художественная деятельность в этом звене подготовки нацелена на овладение элементарными технологическими навыками в области народной художественной культуры, позволяю­щими с высокой эффективностью копировать, иллюстрировать (в сценическом и выставочном варианте) и преобразовывать изучаемые образцы, а также самостоятельную творческую дея­тельность (в том числе и исследовательскую этнографическую), основанную на художественных традициях региона.

Третье звено - структуры среднего профессионального образования представляет собой мировоззренческий уровень усвоения региональных традиций народной художественной культуры. Этот уровень предполагает знание основных концеп­ций, закономерностей, научных идей и фактов относительно региональных особенностей традиционной русской культуры. Учащиеся должны овладеть навыками поиска и получения информации о традициях и тенденциях развития народной худо­жественной культуры региона, профессиональными навыками иллюстрации обнаруженной информации и умениями выявить и систематизировать проблемы, относящиеся к процессам воз­рождения этнокультурных традиций и этнохудожественного воспитания на региональном уровне.

Художественная деятельность в этом звене характеризуется развитыми технологическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только копировать эталонные образцы, но и осуществлять профессиональную рефлексию, оценочно-анали­тическую деятельность, а также самостоятельную творческую реализацию замыслов в сфере народной художественной куль­туры.

Четвертое звено - звено высшего и послевузовского образо­вания. Оно представляет собой концептуальный уровень освое­ния региональных этнохудожественных традиций. Этот уровень предполагает структурирование и систематизацию информации по проблемам региональных традиций русской культуры, вос­питание навыков формулирования концепций, идей, гипотез, а также генерирование новых идей или проектной деятельности, основанной на интеграции и адаптации научной информации к социально-культурным условиям региона.

Это звено образовательной системы отличается высоким уровнем деятельностной креативности и аккумулирует различных социальных институтов в региональной системе сохранения развития традиционной художественной культуры. В частности, недостаточно четко определены общие и специфические функции различных компонентов данной системы, факторы ее социокультурной динамики, связь между различными уровнями микро- и макросреды. Решение этих проблем требует ряда комплексных межпредметных исследований.

В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде все го этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия как всенародного достояния, на наш взгляд, должна принадлежат, региональным системам, основанным:

•  на признании приоритетного внимания и поддержке традиционно-русской художественной культуры как культуры коренного субэтноса (термин .Л.Н.Гумилева);

•  восприятии народной художественной культуры как целостного за некультурного явления, веками создаваемого и продолжающего жить благодаря таланту и творчеству всех социальных групп и слоев общества, каждое из которых имеет свою определенную точку отсчета включения в культурно-творческую деятельность. В соответствии с этим и рассматривать народную художественную культуру необходимо в этнической, историке стадиальной многослойности ее пластов как целостную систему: генезис и эволюция данного явления; сущность, назначение, структура и содержание а также ее место в общей системе культуры в целом;

•  разработке целостной, многоуровневой, многоаспектной, открыто и вариативной образовательной этнохудожественной системы, охватываю щей дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех уровней;

•  комплексных исследованиях локальных традиций народной художественной культуры, способных обогатить не только источниковедческую базу разработки региональной модели ее сохранения и развития, но и важную целостную осмысленную историческую, национально культурную обусловленность региональной специфики народной культуры во всем многообразии ее вековых проявлений, жанров, видов и форм быто­вания: песенно-инструментального, хореографического, обрядового фольклора, народной одежды, художественных промыслов и ремесел, устного по­этического творчества, ценностных философских, социально-культурных психолого-педагогических, общеэстетических ориентиров.

Такой широкий подход направлен на выявление универсального педагогического потенциала народной художественной культуры, а также педа­гогических условий его использования как одного из средств выхода обще­ства из духовно-нравственного кризиса, на преодоление серьезных нацио­нально-политических, экономических, социокультурных и межнациональ­ных проблем современного гуманитарного образования, а значит и современной общественной жизни.

Информация о работе Современные проблемы сохранения народной художественной культуры