Современные проблемы сохранения народной художественной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: изучение русской народной художественной культуры в современном гуманитарном пространстве.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: народная художественная культура
Предмет исследования: гуманитарное образовательное пространство как фактор сохранения и развития народной художественной культуры русского народа.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи.
1.Раскрыть основные понятия народной художественной культуры: народ, народная педагогика, культура.
2.Определить основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
3.Охарактеризовать основные звенья и задачи народной художественной культуры
4.Обобщить и систематизировать педагогический опыт использования народной художественной культуры в гуманитарном образовательном пространстве.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
1.1 Основные понятия народной художественной культуры
1.2 Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
Глава 2. Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
2.1 Основные звенья современного гуманитарного образовательного пространства
2.2 Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕН. ПРОБЛЕМЫ СОХР. нхк.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

 

2.2 Русская народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве

Что же несет в себе культурное многообразие России и усиливающая­ся в настоящее время тенденция к акцентированию этнического и регио­нального своеобразия каждого из ее краев, областей, регионов? Каковы должны быть подходы к освоению традиционного наследия народов России в системе российского образования, если исходить из понимания того, что необходимо сохранение единого образовательного пространства в стране, необходимо решение сложных экологических и социальных про­блем Важнейший залог саморазвития и стабильности российского общества - осознание каждым человеком национальных интересов России, понима­ние каждым своей собственной позиции как гражданина полиэтничного государства, целостное видение каждым человеком своего места в мире социальном и в мире природном. Будущее России впрямую зависит от двух важнейших составляющих, абсолютно необходимых в культурном багаже современного образованного человека. Это - этнокультурологический и экологический компоненты в сознании личности. При этом знание отечест­венной культуры и понимание основ экологии окружающего природного мира, экологии семьи и народов России и мира должны быть не изолиро­ванными друг от друга в сознании людей, а составлять единую мировоз­зренческую целостность.

''Система образования, по определению, данному выше, является од­ним из социальных институтов, обеспечивающих устойчивость, стабильность, целостность общества. Стало быть, дошкольная, школьная, внешко­льная, вузовская, поствузовская ступени образования, каждая по-своему, ответственны наряду с семьей за духовное воспроизводство из поколение в поколение устойчивых социокультурных особенностей личности, принад­лежащей равно как к определенному этносу, так и к российскому и мирово­му целому. Поэтому актуальная задача современной педагогики - предло­жить обществу такую систему обучения и воспитания, которая способство­вала бы обретению искомой им целостности. Этим современное образова­ние осознанно выполнит свою культурно-историческую роль передачи тра­диционных духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению ради самосохранения и народов России, и всего российского общества как культурно-исторической целостности и ценности. Роль же народной культуры состоит в том, чтобы дать современному образованию шкалу ценностных ориентиров и тем самым определить его содержание. Мало того. Став предметом деятельностного практического освоения, традици­онная отечественная культура должна дать саму модель для многоуровне­вого и интегративного, комплексного процесса обучения и воспитания в со­временной системе образования и творческого развития личности.

Для того, чтобы познать общечеловеческие ценности, необходимо увидеть свою культуру через комплекс мировоззренческих проблем, одинаково важных для любого народа в любой период его развития. Эти проблемы таковы: человек и природа; человек и семья; человек и история.  Распределение материала традиционной отечественной культуры при работе с каждой программой в соответствии с перечисленными про­блемами дает прочное основание для сравнения между собой всех культур народов России и мира, для сопоставления анонимного, фольклорного и профессионального, авторского видов культурного творчества. Материа­лом освоения становятся устойчивые, целостные комплексы традиционной культуры, характеристика которых была дана в начале работы. Сложившие­ся в глубокой древности, они несут в себе философскую информацию о мире природы и социума. Это - традиционный народный календарь и сис­тема художественного языка народной культуры, в основе которой лежит осмысление образов природы; традиционная семейно-обрядовая культура; традиционная система национальных героев и народной философии истории, отраженная в архитектуре и изобразительно-прикладном искусстве, музыке, народной словесности.

Все три проекта предполагают комплексный подход и к орга­низации целостного учебно-воспитательного процесса, в течение которого идет освоение традиционной отечественной культуры в конкретном образовательном учреждении. В первую очередь это касается решения актуальнейших задач современной педагогики: преемствен­ности в работе разных возрастных звеньев и организационных форм об­разования (связь в работе дошкольного звена воспитания, начальной и ос­новной школы; взаимодействие классной и внеклассной, школьной и вне­школьной форм учебно-воспитательной деятельности, взаимосвязи семьи и школы); обеспечение национально-регионального компонента через региональную корректировку содержания и методов работы; реаль­ной интеграции школьных дисциплин и видов учебно-воспитательной деятельности; активизации и развития проектных способностей детей. Региональная корректировка содержания образовательных проектов позволяет решить указанные выше мировоззренческие проблемы на личностно и эмоционально значимом уровне, важном и для детей, и для их родителей, и для педагогов. Происходит объединение в единый комплекс собственно учебных занятий и развернутой на их основе природоведче­ской, природоохранной, краеведческой, фольклорно-этнографической дея­тельности в той местности, где расположено конкретное образовательное учреждение. Синкретическая сущность произведений традиционной куль­туры, благодаря своим высоким интегрирующим возможностям, способст­вует построению интегрированных классных и внеклассных занятий, сбере­гающих время и здоровье детей и педагогов. В ходе комплексного освое­ния целостных народных знаний о мире природы и социуме учащийся вос­принимает народную точку зрения на природу, семью, на общество в це­лом, представленное в динамике его исторического развития. Народная точка зрения как точка отсчета дает возможность учащемуся осознанно выстроить свою собственную целостную систему отношения к природному и социокультурному мирам в их взаимопроникновении и единстве. Следует подчеркнуть важную роль представленных образовательных проектов для современного общества: ориентация в работе учителя на систематическое сопоставление, сравнение, выявление общего и особен­ного в культуре разных народов (кстати, так же, как в культуре традицион­ной и современной) - это кратчайший и эффективнейший способ форми­рования национального достоинства и уважительного, как сейчас принято говорить - толерантного, отношения между народами, близкими и дальними соседями на Земле. Следовательно, такая организация содер­жания проектов делает их необходимыми для образовательных учрежде­ний любого типа, включая школы с естественно-научной специализаци­ей. Ведь они растят научно-техническую силу страны. И их воспитанники, как и все дети, должны понимать, в каких целях и как они распорядятся в будущем своими знаниями. Поэтому общество ради самосохранения обязано через систему образования с самого раннего возраста указывать юным гражданам эти цели: общее благо и национальные интересы.

Обратимся теперь к характеристике уже изданных конкретных про­грамм и учебно-методических комплектов, назначение которых - обеспе­чить системность и целостность в освоении народной культуры детьми на трех разных ступенях образования.

В первую очередь следует назвать программу и учебное пособие "Род­ной дом", которые являются составными частями проекта "Преемствен­ность" (4). ЦЕЛЬ программы и пособия "Родной Дом" - дать основу для освоения детьми дошкольного возраста этнокультурных знаний, нравст­венных и эстетических ценностей традиционной культуры. важнейшая задача подготовительной ступени в этнокультурном образовании состоит в том, чтобы с помощью игровой формы дети ощутили целостность тради­ционной народной культуры, естественность ее жизненной основы - быто­вой повседневной деятельности людей в семье. Ведь семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту че­ловеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным род­ством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном се­мейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому.

Ведущий методический прием, а также материал, на котором построена программа и соответствующее пособие, глубоко традиционен. Это - эмоционально-ценностное восприятие мира людей и природы через древнейшие в истории человеческой культуры художественные формы метафорического осмысления мира - через загадки и игры. Именно так, с помощью загад­ки, учили наши предки своих детей видеть мир и все его составные части - через взаимоотражение нерукотворной природы и культурной среды, созданной руками человека. Это взаимоотражение широчайшим образом представлено в загадке и отражает универсальную закономерность в соз­нании наших предков - понимание ими единства мира природы и людей. Игры в народной культуре помогали освоению мира, социальных отношений людей через целостный художественный комплекс, сочетаю­щий в себе пластическое движение, пение, речь, традиционное ролевое поведение персонажей; учили выстраивать и соблюдать отношения между участниками игры на основе правил, которые уважались всеми. Использо­вание загадок и игр как классических народных педагогических приемов обучения и воспитания дает уникальные возможности для развития на­блюдательности, учит детей находить яркие признаки в явлении, предмете, человеке, учит их сравнивать один "факт мира" с другим, что в свою оче­редь развивает воображение, мышление, речь, психо-эмоциональную сферу. Задания в пособии к программе построены так, чтобы дети одно­временно тренировали мелкую моторикуруки, готовясь к освоению письма в начальной школе; чтобы они учились видеть красоту утилитарных предметов старинного народного быта и через собственную художествен­ную деятельность постигали основы пластики, цвета, композиции, сюжетов и мотивов в украшении предметов домашнего обихода; чтобы за повсе­дневной жизнью семьи и ее праздниками учились понимать главные на­циональные ценности, присущие любому народу России. Это - трудолю­бие, взаимная помощь, доброта и нежность отношений в семье, устойчи­вость семейного быта как основа исторической устойчивости народа.

Особенность программы и пособия "Родной дом" состоит в том, что она принципиально открыта и вариативна; ее темы можно расширять, углуб­лять, детализировать, раскрывать на национально-региональном материа­ле, в ходе работы широко использовать достижения музейной педагогики и обязательно переходить к опоре на современный положительный семей­ный опыт, на современные реалии домашнего быта. Пособие построено с учетом достижений современной психологической науки, что дает возмож­ность провести достаточно объективную диагностику готовности ребен­ка к работе в начальной школе.

Вслед за программой и пособием, предназначенными для фундамен­тального звена - подсистемы дошкольного воспитания, следует назвать программы и учебно-методический комплект к курсу "Введение в народо­ведение".

Курс "Введение в народоведение" предназначен для работы в четы­рехлетней начальной школе как интегрирующая основа учебно-воспитательного процесса. Курс рассчитан на 30 ч. в 1 классе и на 68 часов во 2,3,4 классах. Программа 1 класса называется "зачин дело красит". Она является пропедевтической, определяя содержание и методику всего курса, Программа 2 класса называется "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА ВНАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ". Она построена на освоении традиционного на­родного календаря и знакомстве с основами художественного языка на­родной культуры. Программа 3 класса называется "ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ". Ее содержанием является знакомство с семей­ными обрядами и обычаями жизненного ЦИКЛА (рождение и воспитание девочки и мальчика в семье; взаимоотношения юношей и девушек в тради­ционном обществе; народная свадьба; взаимоотношения мужа- и жены в семье; семейный труд и отдых - основа народной нравственности; "старый и малый" в семье - звенья одной цепи поколений; семейная память - осно­ва народной исторической памяти). Программа 4-го класса называется "ЧЕЛОВЕК И РОДНАЯ ЗЕМЛЯ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ". Она посвящена знакомству с тем, как постепенно в ходе истории народа складывался его национальный характер и ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА; как сам народ оценивал разные этапы своей жизни и деятельность тех своих соотечественников, которые закладывали основы народного понимания ДОБРА и ЗЛА, которые боролись за единство народа и независимость страны; создавали матери­альные и духовные богатства нации.

В учебно-методический комплект к курсу входят учебники для детей и книги для учителя. Эти пособия планомерно выходят в издательстве "Дро­фа" начиная с 1997 года по настоящее время. Название учебников и посо­бий для учителя - сквозное для всего курса: "ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕ­ДЕНИЕ. РОДНАЯ ЗЕМЛЯ".

Учебник 1-го класса в соответствии с задачей программы "Зачин дело красит" имеет пропедевтический характер. В нем начинается работа с важ­нейшими народоведческими и культурологическими понятиями, которые потребуются в течение всего курса: народ; народная культура; па­мять; рукотворные и нерукотворные виды народного искус­ства; традиция; вариант; ритм; целое и часть; взаимоподобие человека и природы; начало и конец; условность; общее, различное, особенное. Эти сложнейшие научные понятия даются в учебнике в простой и красочной форме, они не требуют заучивания, а толь­ко понимания их сущности. Например, РИТМ как важнейший принцип организации мира людей и природы рассматривается в учебнике 1 класса на простых для восприятия ребенка художественных произведениях: ритм в строгом геометрическом орнаменте и ритм в детской считалке. Из рас­смотрения ритма, организующего эти произведения, рождается главная идея курса: необходимость порядка, лада во всем и ответствен­ность человека за сохранение порядка в мире природы, в семье и со­вокупной жизни народа на родной земле. В дальнейшем работа с этой цен­тральной мировоззренческой мыслью курса и с другими перечисленными ранее народоведческими и культурологическими понятиями постоянно, систематически будет идти в учебниках для 2,3 и 4-го классов.

Названные понятия важны не только для курса "Введение в народове­дение", но и для работы на материале профессионального, авторского ис­кусства (словесности, музыки, живописи, архитектуры и т.д.). Эти понятия также являются общим мыслительным инструментом НАУЧНОГО познания мира. Учить пользоваться этим инструментом, мы знаем, задача начальной школы. Поэтому именно здесь лежит принципиальная возможность интеграции всех дисциплин начальной школы на содержательной основе кур­са "Введение в народоведение". И это - не просто декларация. К настоя­щему времени составлен сборник описаний интегрированных уроков, кото­рые провели и проводят учителя московских школ. Это - средние общеоб­разовательные школы №№ 286, 601, 796, УВК №№ 1610 и 1823, право­славная гимназия "Пересвет" и многопрофильная гимназия №1526.

С 1-го- класса естественно выстраиваются межпредметные связи на всех уроках: чтения и письма, русского языка и развития речи, природове­дения и экологии, музыки и ритмики (занятия танцевальным искусством), изобразительного искусства и художественного труда, труда хозяйственно­го и физического воспитания. Если в классе идет обучение иностранному языку, то на основе интеграции с курсом "Введение в народоведение" вы­страивается знакомство с культурой страны изучаемого языка. Сам же курс по существу решает практически все вопросы образовательной области "окружающий мир" с точки зрения, характерной для народной культуры.

В самом общем виде в учебнике 1-го класса представлены все три ми­ровоззренческие проблемы курса - "ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА", "ЧЕЛОВЕК и СЕМЬЯ", "ЧЕЛОВЕК и РОДНАЯ ЗЕМЛЯ". Они выступают сразу как основа для решения первого в учебнике и важнейшего вопроса курса: ЧТО У НАС ОБЩЕГО И ЧЕМ МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ? Поэтому учебник 1 класса сразу за­кладывает основу последовательного сопоставления между собой культур разных народов и организует работу учителя с национально-региональным компонентом. В Книге для учителя, раскрывающей методику работы по ка­ждой теме учебника, постоянно ведется рубрика "региональный компонент". В ней конкретно указывается, какой именно материал народного творчества своего региона должен подобрать учитель для решения той или иной задачи. Например, для доказательства того, что важнейшей традици­онной ценностью любого народа является любовь к детям, в учебнике приводятся две колыбельные: украинская и русская. Задача учителя, рабо­тающего, допустим, в Поволжье - сопоставить на уроке с этими текстами колыбельные песни финно-угорских и тюркских народов, издавна живущих в этом регионе.

Своеобразна региональная корректировка содержания курса и в многонациональных городах, таких, например, как Москва. Тут следует в каждом классе применять индивидуальный подход к детям. Можно заранее с по­мощью родителей подготовить соответствующий материал для сопоставления по теме конкретного занятия. Так, в многонациональном по составу классе дети читают и даже поют колыбельные на русском, мордовском, та­тарском, грузинском, армянском языках и переводят для своих однокласс­ников текст на русский язык. Сердечная заинтересованность и ребенка, и родителей бывает в этих случаях так велика, что еще долгое время после занятия дети приносят учителю свои записи с трогательными рисунками к ним. Разбужена народная память и в русских семьях: дети записывают ин­тереснейшие варианты колыбельных песен и других произведений народного творчества. На занятия они приносят произведения изо­бразительно-прикладного искусства (богородская рез­ная игрушка, сергиев-посадские шкатулки, гжельская керамика, токарные изделия из д. Бабенки, павлово-посадские платки и др.). Так решается за­дача национально-регионального компонента в многонациональном по со­ставу классе многонациональной нашей столицы.

Информация о работе Современные проблемы сохранения народной художественной культуры