Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: изучение русской народной художественной культуры в современном гуманитарном пространстве.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: народная художественная культура
Предмет исследования: гуманитарное образовательное пространство как фактор сохранения и развития народной художественной культуры русского народа.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи.
1.Раскрыть основные понятия народной художественной культуры: народ, народная педагогика, культура.
2.Определить основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
3.Охарактеризовать основные звенья и задачи народной художественной культуры
4.Обобщить и систематизировать педагогический опыт использования народной художественной культуры в гуманитарном образовательном пространстве.
Введение
Глава 1. Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
1.1 Основные понятия народной художественной культуры
1.2 Основные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях
Глава 2. Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
2.1 Основные звенья современного гуманитарного образовательного пространства
2.2 Народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
Заключение
Библиографический список
2.2 Русская народная художественная культура в современном гуманитарном образовательном пространстве
Что же несет в себе культурное многообразие России и усиливающаяся в настоящее время тенденция к акцентированию этнического и регионального своеобразия каждого из ее краев, областей, регионов? Каковы должны быть подходы к освоению традиционного наследия народов России в системе российского образования, если исходить из понимания того, что необходимо сохранение единого образовательного пространства в стране, необходимо решение сложных экологических и социальных проблем Важнейший залог саморазвития и стабильности российского общества - осознание каждым человеком национальных интересов России, понимание каждым своей собственной позиции как гражданина полиэтничного государства, целостное видение каждым человеком своего места в мире социальном и в мире природном. Будущее России впрямую зависит от двух важнейших составляющих, абсолютно необходимых в культурном багаже современного образованного человека. Это - этнокультурологический и экологический компоненты в сознании личности. При этом знание отечественной культуры и понимание основ экологии окружающего природного мира, экологии семьи и народов России и мира должны быть не изолированными друг от друга в сознании людей, а составлять единую мировоззренческую целостность.
''Система образования, по определению, данному выше, является одним из социальных институтов, обеспечивающих устойчивость, стабильность, целостность общества. Стало быть, дошкольная, школьная, внешкольная, вузовская, поствузовская ступени образования, каждая по-своему, ответственны наряду с семьей за духовное воспроизводство из поколение в поколение устойчивых социокультурных особенностей личности, принадлежащей равно как к определенному этносу, так и к российскому и мировому целому. Поэтому актуальная задача современной педагогики - предложить обществу такую систему обучения и воспитания, которая способствовала бы обретению искомой им целостности. Этим современное образование осознанно выполнит свою культурно-историческую роль передачи традиционных духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению ради самосохранения и народов России, и всего российского общества как культурно-исторической целостности и ценности. Роль же народной культуры состоит в том, чтобы дать современному образованию шкалу ценностных ориентиров и тем самым определить его содержание. Мало того. Став предметом деятельностного практического освоения, традиционная отечественная культура должна дать саму модель для многоуровневого и интегративного, комплексного процесса обучения и воспитания в современной системе образования и творческого развития личности.
Для того, чтобы познать общечеловеческие ценности, необходимо увидеть свою культуру через комплекс мировоззренческих проблем, одинаково важных для любого народа в любой период его развития. Эти проблемы таковы: человек и природа; человек и семья; человек и история. Распределение материала традиционной отечественной культуры при работе с каждой программой в соответствии с перечисленными проблемами дает прочное основание для сравнения между собой всех культур народов России и мира, для сопоставления анонимного, фольклорного и профессионального, авторского видов культурного творчества. Материалом освоения становятся устойчивые, целостные комплексы традиционной культуры, характеристика которых была дана в начале работы. Сложившиеся в глубокой древности, они несут в себе философскую информацию о мире природы и социума. Это - традиционный народный календарь и система художественного языка народной культуры, в основе которой лежит осмысление образов природы; традиционная семейно-обрядовая культура; традиционная система национальных героев и народной философии истории, отраженная в архитектуре и изобразительно-прикладном искусстве, музыке, народной словесности.
Все три проекта предполагают комплексный подход и к организации целостного учебно-воспитательного процесса, в течение которого идет освоение традиционной отечественной культуры в конкретном образовательном учреждении. В первую очередь это касается решения актуальнейших задач современной педагогики: преемственности в работе разных возрастных звеньев и организационных форм образования (связь в работе дошкольного звена воспитания, начальной и основной школы; взаимодействие классной и внеклассной, школьной и внешкольной форм учебно-воспитательной деятельности, взаимосвязи семьи и школы); обеспечение национально-регионального компонента через региональную корректировку содержания и методов работы; реальной интеграции школьных дисциплин и видов учебно-воспитательной деятельности; активизации и развития проектных способностей детей. Региональная корректировка содержания образовательных проектов позволяет решить указанные выше мировоззренческие проблемы на личностно и эмоционально значимом уровне, важном и для детей, и для их родителей, и для педагогов. Происходит объединение в единый комплекс собственно учебных занятий и развернутой на их основе природоведческой, природоохранной, краеведческой, фольклорно-этнографической деятельности в той местности, где расположено конкретное образовательное учреждение. Синкретическая сущность произведений традиционной культуры, благодаря своим высоким интегрирующим возможностям, способствует построению интегрированных классных и внеклассных занятий, сберегающих время и здоровье детей и педагогов. В ходе комплексного освоения целостных народных знаний о мире природы и социуме учащийся воспринимает народную точку зрения на природу, семью, на общество в целом, представленное в динамике его исторического развития. Народная точка зрения как точка отсчета дает возможность учащемуся осознанно выстроить свою собственную целостную систему отношения к природному и социокультурному мирам в их взаимопроникновении и единстве. Следует подчеркнуть важную роль представленных образовательных проектов для современного общества: ориентация в работе учителя на систематическое сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного в культуре разных народов (кстати, так же, как в культуре традиционной и современной) - это кратчайший и эффективнейший способ формирования национального достоинства и уважительного, как сейчас принято говорить - толерантного, отношения между народами, близкими и дальними соседями на Земле. Следовательно, такая организация содержания проектов делает их необходимыми для образовательных учреждений любого типа, включая школы с естественно-научной специализацией. Ведь они растят научно-техническую силу страны. И их воспитанники, как и все дети, должны понимать, в каких целях и как они распорядятся в будущем своими знаниями. Поэтому общество ради самосохранения обязано через систему образования с самого раннего возраста указывать юным гражданам эти цели: общее благо и национальные интересы.
Обратимся теперь к характеристике уже изданных конкретных программ и учебно-методических комплектов, назначение которых - обеспечить системность и целостность в освоении народной культуры детьми на трех разных ступенях образования.
В первую очередь следует назвать программу и учебное пособие "Родной дом", которые являются составными частями проекта "Преемственность" (4). ЦЕЛЬ программы и пособия "Родной Дом" - дать основу для освоения детьми дошкольного возраста этнокультурных знаний, нравственных и эстетических ценностей традиционной культуры. важнейшая задача подготовительной ступени в этнокультурном образовании состоит в том, чтобы с помощью игровой формы дети ощутили целостность традиционной народной культуры, естественность ее жизненной основы - бытовой повседневной деятельности людей в семье. Ведь семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому.
Ведущий методический прием, а также материал, на котором построена программа и соответствующее пособие, глубоко традиционен. Это - эмоционально-ценностное восприятие мира людей и природы через древнейшие в истории человеческой культуры художественные формы метафорического осмысления мира - через загадки и игры. Именно так, с помощью загадки, учили наши предки своих детей видеть мир и все его составные части - через взаимоотражение нерукотворной природы и культурной среды, созданной руками человека. Это взаимоотражение широчайшим образом представлено в загадке и отражает универсальную закономерность в сознании наших предков - понимание ими единства мира природы и людей. Игры в народной культуре помогали освоению мира, социальных отношений людей через целостный художественный комплекс, сочетающий в себе пластическое движение, пение, речь, традиционное ролевое поведение персонажей; учили выстраивать и соблюдать отношения между участниками игры на основе правил, которые уважались всеми. Использование загадок и игр как классических народных педагогических приемов обучения и воспитания дает уникальные возможности для развития наблюдательности, учит детей находить яркие признаки в явлении, предмете, человеке, учит их сравнивать один "факт мира" с другим, что в свою очередь развивает воображение, мышление, речь, психо-эмоциональную сферу. Задания в пособии к программе построены так, чтобы дети одновременно тренировали мелкую моторикуруки, готовясь к освоению письма в начальной школе; чтобы они учились видеть красоту утилитарных предметов старинного народного быта и через собственную художественную деятельность постигали основы пластики, цвета, композиции, сюжетов и мотивов в украшении предметов домашнего обихода; чтобы за повседневной жизнью семьи и ее праздниками учились понимать главные национальные ценности, присущие любому народу России. Это - трудолюбие, взаимная помощь, доброта и нежность отношений в семье, устойчивость семейного быта как основа исторической устойчивости народа.
Особенность программы и пособия "Родной дом" состоит в том, что она принципиально открыта и вариативна; ее темы можно расширять, углублять, детализировать, раскрывать на национально-региональном материале, в ходе работы широко использовать достижения музейной педагогики и обязательно переходить к опоре на современный положительный семейный опыт, на современные реалии домашнего быта. Пособие построено с учетом достижений современной психологической науки, что дает возможность провести достаточно объективную диагностику готовности ребенка к работе в начальной школе.
Вслед за программой и пособием, предназначенными для фундаментального звена - подсистемы дошкольного воспитания, следует назвать программы и учебно-методический комплект к курсу "Введение в народоведение".
Курс "Введение в народоведение" предназначен для работы в четырехлетней начальной школе как интегрирующая основа учебно-воспитательного процесса. Курс рассчитан на 30 ч. в 1 классе и на 68 часов во 2,3,4 классах. Программа 1 класса называется "зачин дело красит". Она является пропедевтической, определяя содержание и методику всего курса, Программа 2 класса называется "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА ВНАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ". Она построена на освоении традиционного народного календаря и знакомстве с основами художественного языка народной культуры. Программа 3 класса называется "ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ". Ее содержанием является знакомство с семейными обрядами и обычаями жизненного ЦИКЛА (рождение и воспитание девочки и мальчика в семье; взаимоотношения юношей и девушек в традиционном обществе; народная свадьба; взаимоотношения мужа- и жены в семье; семейный труд и отдых - основа народной нравственности; "старый и малый" в семье - звенья одной цепи поколений; семейная память - основа народной исторической памяти). Программа 4-го класса называется "ЧЕЛОВЕК И РОДНАЯ ЗЕМЛЯ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ". Она посвящена знакомству с тем, как постепенно в ходе истории народа складывался его национальный характер и ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА; как сам народ оценивал разные этапы своей жизни и деятельность тех своих соотечественников, которые закладывали основы народного понимания ДОБРА и ЗЛА, которые боролись за единство народа и независимость страны; создавали материальные и духовные богатства нации.
В учебно-методический комплект к курсу входят учебники для детей и книги для учителя. Эти пособия планомерно выходят в издательстве "Дрофа" начиная с 1997 года по настоящее время. Название учебников и пособий для учителя - сквозное для всего курса: "ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ. РОДНАЯ ЗЕМЛЯ".
Учебник 1-го класса в соответствии с задачей программы "Зачин дело красит" имеет пропедевтический характер. В нем начинается работа с важнейшими народоведческими и культурологическими понятиями, которые потребуются в течение всего курса: народ; народная культура; память; рукотворные и нерукотворные виды народного искусства; традиция; вариант; ритм; целое и часть; взаимоподобие человека и природы; начало и конец; условность; общее, различное, особенное. Эти сложнейшие научные понятия даются в учебнике в простой и красочной форме, они не требуют заучивания, а только понимания их сущности. Например, РИТМ как важнейший принцип организации мира людей и природы рассматривается в учебнике 1 класса на простых для восприятия ребенка художественных произведениях: ритм в строгом геометрическом орнаменте и ритм в детской считалке. Из рассмотрения ритма, организующего эти произведения, рождается главная идея курса: необходимость порядка, лада во всем и ответственность человека за сохранение порядка в мире природы, в семье и совокупной жизни народа на родной земле. В дальнейшем работа с этой центральной мировоззренческой мыслью курса и с другими перечисленными ранее народоведческими и культурологическими понятиями постоянно, систематически будет идти в учебниках для 2,3 и 4-го классов.
Названные понятия важны не только для курса "Введение в народоведение", но и для работы на материале профессионального, авторского искусства (словесности, музыки, живописи, архитектуры и т.д.). Эти понятия также являются общим мыслительным инструментом НАУЧНОГО познания мира. Учить пользоваться этим инструментом, мы знаем, задача начальной школы. Поэтому именно здесь лежит принципиальная возможность интеграции всех дисциплин начальной школы на содержательной основе курса "Введение в народоведение". И это - не просто декларация. К настоящему времени составлен сборник описаний интегрированных уроков, которые провели и проводят учителя московских школ. Это - средние общеобразовательные школы №№ 286, 601, 796, УВК №№ 1610 и 1823, православная гимназия "Пересвет" и многопрофильная гимназия №1526.
С 1-го- класса естественно выстраиваются межпредметные связи на всех уроках: чтения и письма, русского языка и развития речи, природоведения и экологии, музыки и ритмики (занятия танцевальным искусством), изобразительного искусства и художественного труда, труда хозяйственного и физического воспитания. Если в классе идет обучение иностранному языку, то на основе интеграции с курсом "Введение в народоведение" выстраивается знакомство с культурой страны изучаемого языка. Сам же курс по существу решает практически все вопросы образовательной области "окружающий мир" с точки зрения, характерной для народной культуры.
В самом общем виде в учебнике 1-го класса представлены все три мировоззренческие проблемы курса - "ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА", "ЧЕЛОВЕК и СЕМЬЯ", "ЧЕЛОВЕК и РОДНАЯ ЗЕМЛЯ". Они выступают сразу как основа для решения первого в учебнике и важнейшего вопроса курса: ЧТО У НАС ОБЩЕГО И ЧЕМ МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ? Поэтому учебник 1 класса сразу закладывает основу последовательного сопоставления между собой культур разных народов и организует работу учителя с национально-региональным компонентом. В Книге для учителя, раскрывающей методику работы по каждой теме учебника, постоянно ведется рубрика "региональный компонент". В ней конкретно указывается, какой именно материал народного творчества своего региона должен подобрать учитель для решения той или иной задачи. Например, для доказательства того, что важнейшей традиционной ценностью любого народа является любовь к детям, в учебнике приводятся две колыбельные: украинская и русская. Задача учителя, работающего, допустим, в Поволжье - сопоставить на уроке с этими текстами колыбельные песни финно-угорских и тюркских народов, издавна живущих в этом регионе.
Своеобразна региональная корректировка содержания курса и в многонациональных городах, таких, например, как Москва. Тут следует в каждом классе применять индивидуальный подход к детям. Можно заранее с помощью родителей подготовить соответствующий материал для сопоставления по теме конкретного занятия. Так, в многонациональном по составу классе дети читают и даже поют колыбельные на русском, мордовском, татарском, грузинском, армянском языках и переводят для своих одноклассников текст на русский язык. Сердечная заинтересованность и ребенка, и родителей бывает в этих случаях так велика, что еще долгое время после занятия дети приносят учителю свои записи с трогательными рисунками к ним. Разбужена народная память и в русских семьях: дети записывают интереснейшие варианты колыбельных песен и других произведений народного творчества. На занятия они приносят произведения изобразительно-прикладного искусства (богородская резная игрушка, сергиев-посадские шкатулки, гжельская керамика, токарные изделия из д. Бабенки, павлово-посадские платки и др.). Так решается задача национально-регионального компонента в многонациональном по составу классе многонациональной нашей столицы.
Информация о работе Современные проблемы сохранения народной художественной культуры