Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа
Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.
Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111
'Х-
тема «Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге».
^
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111
Приложения 117
Введение
Тема досуга, досуговой
деятельности студенческой молодежи в
связи с изменениями, происходящими
в стране, не теряет своей актуальности.
Напротив, данная проблема обрастает все
большими противоречиями и усложняется.
Эти противоречия обусловлены в первую
очередь несоответствием между сущностью
досуга, культурно-досуговой деятельности
и бытующими в реальной действительности
формами и методами проведения досуга.
В настоящее время досуг является объектом для изучения несколькими науками (социология, прикладная культурология, педагогика досуга). Все это привело к отделению особой области йаучного знания, которая получила название досуговедение. Предметом науки досуговедение является досуг как самостоятельный и значимый аспект духовной сферы человеческой деятельности. При этом, однозначного определения понятия досуга не существует. Имеются несколько подходов к трактовке досуга, к которым можно отнести деятельно-стный, культурологический, экологический.
В то же время является очевидным, что большее значение в науке уделяется деятельностному подходу, т.к. он позволяет полнее раскрыть структуру и внутренние механизмы досуга. С этой точки зрения досуг представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми индивид занимается по собственной воле: отдых, развлечения, повышение мастерства, образования, добровольное участие в жизни обществе, после того, как он освободится от выполнения своих профессиональных, семейных и социальных обязанностей. Таким образом, досуг это деятельность, причем деятельность, производимая в определенный период времени.
Потенциал
досуга предоставляет большие
3
Поэтому имеет смысл разделения досуговой деятельности на культурную досуговую деятельность и некультурную, асоциальную, а в худшем случае - деликвентную и преступную досуговую деятельность. Основные различие между данными видами досуговой деятельности заключается в том, что куль-турно-досуговая деятельность направлена на развитие личности, создание ценностей, одобряемых обществом, а некультурная досуговая деятельность напротив, направлена на разрушение личности, занимающейся этой деятельностью путем создания ложных ценностей, не находящих поддержки в обществе и противоречащих самой духовной сути человека что в итоге приводит к уничтожению всего внутреннего духовного мира личности. Кроме того, только в куль-турно-досуговой деятельности присутствуют моменты творчества, когда чело-век из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Т.е. чем более самоценной становится жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге.
Однако, необходимо признать, что в настоящее время в среде студенческой молодежи более привлекателен некультурный досуг. В стране средствами массовой информации, по сути, создан ореол преуспевающего преступника, который легко идет по жизни, уровень его материального обеспечения значительно выше этого уровня большей части населения. И, к сожалению, молодые люди видят подтверждение этого ореола в своей повседневной жизни, когда коррупция и хищение бюджетных средств стали нормой и стремятся к нему, теряя положительные качества личности, о чем свидетельствуют данные различных социологических опросов.
Поэтому необходим постепенный перевод усилий молодых людей из сферы некультурной в культурно-досуговую деятельность, т.к. именно в процессе данной деятельности происходит формирование положительных личностных качеств молодого человека и постепенно образуется внутренний механизм саморегуляции личности.
Социально-культурное положение в сегодняшние дни характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни -утратой духовно- нравственных ориентиров, удаления от культуры и искусства
4
детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных куль-турно-досуговых центров.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает студенческую молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни студенческой молодежи.
Практика студенческого досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для студенческой молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Организация деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.
Интерес к проблемам студенческой молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.
Методологической основой нашего исследования явились теоретические положения в работах следующих ученых и практиков социально-культурной деятельности: С.Н.Иконниковой, И.М.Ильинского, И.С.Копа, В.Т. Лисовского
5
и др. Значительный вклад в исследовании досуга студенческой молодежи внесли Г.А.Пруденский, Б.А.Трушин, В.Д.Петрушев, В.Н.Пименова, А.А.Гордон, Э.В.Соколов, И.В.Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга А.И.Беляева, А.С.Каргин, Т.И.Бакланова, по вопросам психологии личности Г.М.Андреева, А.В.Петровский и др.
В
научный анализ теории и практики
культурно-досуговой
Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности студенческой
»
молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.
Объект исследования - досуг студенческой молодежи.
Предмет исследования - деятельность культурно-досуговых центров по организации студенческого досуга.
Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенческого досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практические рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
Методы исследования:
• анкетирование;
• наблюдение;
• тестирование.
Гипотеза исследования.
Совершенствование организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге возможно при следующих организационных условиях:
• поиск и использование
новых форм, методов организации досуга
студенче
ской молодежи;
Базой исследования дипломной работы, является Городское образовательное учреждение Федеральный Государственный центр «Дворец молодежи».
Практическая значимость: аналитические материалы по организации студенческого молодежного досуга могут быть использованы педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а также специалистами куль-турно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга студенческой молодежи.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1.
Социально педагогические условия организации досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурно-досуговых центрах
1.1.
Специфика и содержание
молодежного досуга
студентов