Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:52, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе аспектов и основных направлений социально-культурной деятельности Русской Православной Церкви.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть РПЦ как социокультурный институт
- определить социокультурное своеобразие восточного христианства
- проанализировать ретроспективную и перспективную деятельность РПЦ в сфере:
-образования
-здравоохранения
-благотворительности
Объектом исследования является социально-культурная деятельность православной церкви.
Предметом исследования являются РПЦ.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности Русской православной церкви…………………………………………….4
1.1 Понятие религии как социокультурного института………………4
1.2 Социокультурное своеобразие восточного христианства……….14
1.3 РПЦ как социокультурный институт……………………………..16
Выводы…………………………………………………………………….18
2. Глава 2. Анализ социально-культурной деятельности РПЦ в России….19
2.1 Социально-культурное взаимодействие церкви и государства..19
2.2 Специфика отношения РПЦ к образованию…………………….22
2.3 Благотворительность РПЦ…………………………………………23
2.4 Деятельность РПЦ в области здравоохранения………………….28
Выводы……………………………………………………………………32
3. Заключение……………………………………………………………..…33
Список литературы…………………………………………………………………35
Современным
направлениям взаимодействия медицины
и религии соответствуют определенные
организационные формы. К направлениям
взаимодействия можно отнести: сотрудничество
лечебно-профилактических учреждений
с храмами, уход за больными, борьба с алкоголизмом,
наркоманией, табакокурением, взаимодействие
в решении проблем биомедицинской этики,
медико-просветительская (профилактическая)
деятельность, взаимодействие в сфере
помощи инвалидам, взаимодействие в сфере
помощи терминальным больным, конференции
и семинары как форма взаимодействия медицинской
и православной общественности, медицинская
помощь верующим, сотрудничество в сфере
медицинского образования, объединение
православной медицинской общественности,
деятельность Церкви по реабилитации
лиц, пострадавших в тоталитарных сектах
(православная, святоотеческая психотерапия),
подготовка священнослужителей для больничных
храмов, совместное издание материалов
медицинской направленности, международные
программы сотрудничества.31
К настоящему времени создана база для
нормативного регулирования взаимодействия
медицины и религии, которое основывается
на законодательстве Российской Федерации.
Ключевым документом на федеральном уровне
является Соглашение о сотрудничестве
между Министерством здравоохранения
и социального развития Российской Федерации
и Московской Патриархией Русской Православной
Церкви (подписано в 2005 году), на региональном
уровне - аналогичные соглашения между
департаментами здравоохранения региональных
администраций и епархиальными управлениями,
на местном уровне - договора между медицинскими
и церковными учреждениями. Нынешнее Соглашение
о сотрудничестве между Министерством
и Московской Патриархией - уже третье
по счету, начиная с 1996 года.
Выводы
Русская православная церковь, занимая активную позицию, транслирует свои представления об актуальных вопросах современности во все сферы социально-культурной деятельности. На основе традиций православия, его духовного и материального наследия создаются организации, использующие накопленный опыт воспитания в целях разработки эффективных способов воспроизводства культурных традиций в новых поколениях.
Подводя итог, следует отметить, что взаимодействие государственной и духовной властей осуществляется в форме кооперации, регламентируемой светским законодательством.
Важнейшим элементом церковной идеологии является учение о нравственности, в котором церковь обосновывает необходимость взаимодействия с государством, в решении общей нравственной задачи обеих властей.
В
контексте взаимодействия церкви и
государства, взяв за основу общее положение,
можно сделать вывод о том, что оба социальных
института призваны, помимо прочего, быть
консолидирующим фактором для общества.
Укрепление и нравственное оздоровление
общества является той областью, где совместные
усилия церкви и государства могут принести
пользу именно народу, а не только данным
организационным структурам в лице отдельных
представителей.
Заключение.
В заключение важно сказать о том, что после семи десятилетий гонений и одного десятилетия свободы Церковь находится лишь в начале долгого и трудного пути. На этом пути ей предстоит сделать многое. Церковь будет трудиться над нравственным возрождением общества вне зависимости от того, будет ли она в этой своей деятельности получать поддержку со стороны государства.
Между тем, следует отметить, что Церковь все же довольно быстро нащупывает путь, единственно возможный в современной ситуации. Церковь по природе своей является общественным, а не государственным институтом. Да и принцип симфонии, который православная Церковь положила в основу своего отношения к государству, является очень верным: он подразумевает полную независимость друг от друга и тесное взаимодействие, «неслиянность и нераздельность». От него не надо отказываться, следует отказаться только от традиционной интерпретации и исторической практики, исходивших от государства и извративших этот смысл. Многие из ее проблем могут быть решены без помощи государства, сотрудничество с которым, как доказал опыт, может иметь компрометирующее значение. Все пороки и несправедливости государства должны получать самое решительное осуждение со стороны Церкви.
Осознавая себя частью общества, а не государства, Церковь должна обрести новых партнеров в гражданском обществе: в независимых профсоюзах, в общественных ассоциациях и движениях, в гражданах. Она должна ясно высказать свою социально-поритическую позицию, не пересекаясь с политической конъюнктурой, а выражая нравственную оценку положенных в основание политики принципов и ценностей. Она должна четче напомнить христианам о высоких принципах трудовой и гражданской этики, о началах национальной православной культуры. Она должна строить мосты к науке и философии, прекращая бесплодные попытки их «переспорить». Она должна перейти на принципы диалога со всеми общественными силами, в том числе с другими конфессиями и вероисповеданиями. В Церкви должны найти обоснование новые принципы общежития - диалог, терпимость, ненасилие, солидарность. В .православии можно найти основу для утверждения всех необходимых сегодня обществу гуманитарных ценностей - достоинства личности и ее прав, свободы и любви.
Однако опыт показывает, что, когда государство настроено на сотрудничество и партнерство с Церковью, социально-культурная релевантность Церкви и ее эффективность в решении общественных проблем многократно возрастают.
Взаимодействие Церкви со светской властью весьма необходимо и полезно, и сейчас уже на новом, более высоком и доверительном уровне ведется активный диалог с государством. Цель этого диалога заключается также в том, чтобы оказывать помощь нашим согражданам, и особенно тем из них, которые оказались социально слабо защищенными. Большое значение имеет сотрудничество с государством в воспитании воинов, в борьбе с беспризорностью и бедностью. Это очень серьезная работа – сохранить наш народ от вымирания и деградации.
Церковь,
государство и общество должны наращивать
качество своего сотрудничества по линии
социальной и культурной деятельности,
просвещения и здравоохранения. Государственная
власть в решении многих социальных проблем
должна смело рассчитывать на Церковь
как на надежного партнера и православную
общественность. Этот процесс соработничества
вполне осуществим в рамках светского
характера государства, ибо Церковь уже
доказала возможность, а православная
общественность – готовность и зрелость
для такого партнерства. Это хорошая основа
для выстраивания новой модели государственно-церковных
отношений в XXI веке.
Список
литературы
Информация о работе Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви