Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе аспектов и основных направлений социально-культурной деятельности Русской Православной Церкви.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть РПЦ как социокультурный институт

- определить социокультурное своеобразие восточного христианства

- проанализировать ретроспективную и перспективную деятельность РПЦ в сфере:

-образования

-здравоохранения

-благотворительности

Объектом исследования является социально-культурная деятельность православной церкви.

Предметом исследования являются РПЦ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности Русской православной церкви…………………………………………….4
1.1 Понятие религии как социокультурного института………………4
1.2 Социокультурное своеобразие восточного христианства……….14
1.3 РПЦ как социокультурный институт……………………………..16
Выводы…………………………………………………………………….18
2. Глава 2. Анализ социально-культурной деятельности РПЦ в России….19
2.1 Социально-культурное взаимодействие церкви и государства..19
2.2 Специфика отношения РПЦ к образованию…………………….22
2.3 Благотворительность РПЦ…………………………………………23
2.4 Деятельность РПЦ в области здравоохранения………………….28
Выводы……………………………………………………………………32
3. Заключение……………………………………………………………..…33
Список литературы…………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Знаменская 4 курс(курсовая ).doc

— 237.00 Кб (Скачать)

      Современным направлениям взаимодействия медицины и религии соответствуют определенные организационные формы. К  направлениям взаимодействия можно отнести: сотрудничество лечебно-профилактических учреждений с храмами, уход за больными, борьба с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, взаимодействие в решении проблем биомедицинской этики, медико-просветительская (профилактическая) деятельность, взаимодействие в сфере помощи инвалидам, взаимодействие в сфере помощи терминальным больным, конференции и семинары как форма взаимодействия медицинской и православной общественности, медицинская помощь верующим, сотрудничество в сфере медицинского образования, объединение православной медицинской общественности, деятельность Церкви по реабилитации лиц, пострадавших в тоталитарных сектах (православная, святоотеческая психотерапия), подготовка священнослужителей для больничных храмов, совместное издание материалов медицинской направленности, международные программы сотрудничества.31  
К настоящему времени создана база для нормативного регулирования взаимодействия медицины и религии, которое основывается на законодательстве Российской Федерации. Ключевым документом на федеральном уровне является Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви (подписано в 2005 году), на региональном уровне - аналогичные соглашения между департаментами здравоохранения региональных администраций и епархиальными управлениями, на местном уровне - договора между медицинскими и церковными учреждениями. Нынешнее Соглашение о сотрудничестве между Министерством и Московской Патриархией - уже третье по счету, начиная с 1996 года.  

Выводы

      Русская православная церковь, занимая активную позицию, транслирует свои представления об актуальных вопросах современности во все сферы социально-культурной деятельности. На основе традиций православия, его духовного и материального наследия создаются организации, использующие накопленный опыт воспитания в целях разработки эффективных способов воспроизводства культурных традиций в новых поколениях.

      Подводя итог, следует отметить, что взаимодействие государственной и духовной властей  осуществляется в форме кооперации, регламентируемой светским законодательством.

      Важнейшим элементом церковной идеологии  является учение о нравственности, в котором церковь обосновывает необходимость взаимодействия с государством, в решении общей нравственной задачи обеих властей.

      В контексте взаимодействия церкви и  государства, взяв за основу общее положение, можно сделать вывод о том, что оба социальных института призваны, помимо прочего, быть консолидирующим фактором для общества. Укрепление и нравственное оздоровление общества является той областью, где совместные усилия церкви и государства могут принести пользу именно народу, а не только данным организационным структурам в лице отдельных представителей. 

 

      Заключение.

      В заключение важно сказать о том, что после семи десятилетий гонений и одного десятилетия свободы Церковь находится лишь в начале долгого и трудного пути. На этом пути ей предстоит сделать многое. Церковь будет трудиться над нравственным возрождением общества вне зависимости от того, будет ли она в этой своей деятельности получать поддержку со стороны государства.

      Между тем, следует отметить, что Церковь  все же довольно быстро нащупывает путь, единственно возможный в современной ситуации. Церковь по природе своей является общественным, а не государственным институтом. Да и принцип симфонии, который православная Церковь положила в основу своего отношения к государству, является очень верным: он подразумевает полную независимость друг от друга и тесное взаимодействие, «неслиянность и нераздельность». От него не надо отказываться, следует отказаться только от традиционной интерпретации и исторической практики, исходивших от государства и извративших этот смысл. Многие из ее проблем могут быть решены без помощи государства, сотрудничество с которым, как доказал опыт, может иметь компрометирующее значение. Все пороки и несправедливости государства должны получать самое решительное осуждение со стороны Церкви.

        Осознавая себя частью общества, а не государства, Церковь должна обрести новых партнеров в гражданском обществе: в независимых профсоюзах, в общественных ассоциациях и движениях, в гражданах. Она должна ясно высказать свою социально-поритическую позицию, не пересекаясь с политической конъюнктурой, а выражая нравственную оценку положенных в основание политики принципов и ценностей. Она должна четче напомнить христианам о высоких принципах трудовой и гражданской этики, о началах национальной православной культуры. Она должна строить мосты к науке и философии, прекращая бесплодные попытки их «переспорить». Она должна перейти на принципы диалога со всеми общественными силами, в том числе с другими конфессиями и вероисповеданиями. В Церкви должны найти обоснование новые принципы общежития - диалог, терпимость, ненасилие, солидарность. В .православии можно найти основу для утверждения всех необходимых сегодня обществу гуманитарных ценностей - достоинства личности и ее прав, свободы и любви.

      Однако  опыт показывает, что, когда государство  настроено на сотрудничество и партнерство с Церковью, социально-культурная релевантность Церкви и ее эффективность в решении общественных проблем многократно возрастают.

      Взаимодействие  Церкви со светской властью весьма необходимо и полезно, и сейчас уже на новом, более высоком и доверительном уровне ведется активный диалог с государством. Цель этого диалога заключается также в том, чтобы оказывать помощь нашим согражданам, и особенно тем из них, которые оказались социально слабо защищенными. Большое значение имеет сотрудничество с государством в воспитании воинов, в борьбе с беспризорностью и бедностью. Это очень серьезная работа – сохранить наш народ от вымирания и деградации.

      Церковь, государство и общество должны наращивать качество своего сотрудничества по линии социальной и культурной деятельности, просвещения и здравоохранения. Государственная власть в решении многих социальных проблем должна смело рассчитывать на Церковь как на надежного партнера и православную общественность. Этот процесс соработничества вполне осуществим в рамках светского характера государства, ибо Церковь уже доказала возможность, а православная общественность – готовность и зрелость для такого партнерства. Это хорошая основа для выстраивания новой модели государственно-церковных отношений в XXI веке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

    
  1. Беляев  В.А. Политология. Учебник. Часть 2.,- Казань, 2004. - 216с.
  2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект –пресс, 1998. – 591 с.
  3. Здоровец Я.И., Мухин А.А. Конфессии и секты в России. Религиозная, политическая и экономическая деятельность. – М.: Центр политической информации, 2005. - 288 с.
  4. Красников Н.П. Русское православие, государство и культура (исторический аспект). - М., 1989 – 64с.
  5. Куренный В. Власть и Церковь: мотивы и перспективы сближения // Отечественные записки, 2001. № 1.
  6. Логинов А.В. Власть и вера : государство и религиозные институты в истории и современности. – М.: 2005. - 496 с.
  7. Малерб Мишель. Религии человечества. – М.: Рудолино, 1999. – 600 с.
  8. Одинцов М. И. Государство и церковь в России: ХХ век. — М.: Луч, 1994. - 171 с.
  9. Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России (на* материалах отечественной истории XX века): Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. - М., 1996. - 46с.
  10. Патрик де Лобье. Социология религиозного феномена / Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Шмидт. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. - 47с.
  11. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995. – 511 с.
  12. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. – М.: Аспект Пресс – 1996. – 775 с.
  13. Религиоведение: Учебное пособие для высших учебных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации. – Белгород: 2005.
  14. Религиоведение: Хрестоматия/ Под ред. А.Н. Красникова. М.: Книжный дом «Университет», Юрайт, 2000. - 800с.
  15. Русское православие: Вехи истории /Научн. ред. А.И.Клебанов. - М., 1989 – 150 c.
  16. Смелзер Н. Социология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 688с.
  17. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 1600с.
  18. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Собрание сочинение. 1903. Т. 3. - 256с.
  19. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. - 640с.
  20. Яхонтова Е.С. Православная Церковь как социальный институт в современном информационном пространстве. – СПб.: Знание, 2008. – 136 с.

Информация о работе Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви