Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:52, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе аспектов и основных направлений социально-культурной деятельности Русской Православной Церкви.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть РПЦ как социокультурный институт
- определить социокультурное своеобразие восточного христианства
- проанализировать ретроспективную и перспективную деятельность РПЦ в сфере:
-образования
-здравоохранения
-благотворительности
Объектом исследования является социально-культурная деятельность православной церкви.
Предметом исследования являются РПЦ.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности Русской православной церкви…………………………………………….4
1.1 Понятие религии как социокультурного института………………4
1.2 Социокультурное своеобразие восточного христианства……….14
1.3 РПЦ как социокультурный институт……………………………..16
Выводы…………………………………………………………………….18
2. Глава 2. Анализ социально-культурной деятельности РПЦ в России….19
2.1 Социально-культурное взаимодействие церкви и государства..19
2.2 Специфика отношения РПЦ к образованию…………………….22
2.3 Благотворительность РПЦ…………………………………………23
2.4 Деятельность РПЦ в области здравоохранения………………….28
Выводы……………………………………………………………………32
3. Заключение……………………………………………………………..…33
Список литературы…………………………………………………………………35
В светской литературе под государством понимается единая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию страны и ее населения, располагающая аппаратом управления, издающая обязательные для всех законы и обладающая суверенитетом20. Рассматривая сущность церковно-государственного взаимодействия в светской интерпретации, целесообразным будет сравнение функциональных моделей церкви и государства, что позволяет нам выделить важнейшие для государства функции:
1)
функцию организации общего
2)
функцию господства и
3)
функцию создания и
государства.
Основатель функционализма, Э.Дюркгейм выделил основные функции религии, а соответственно, задачи церкви как формы организации религии:
1) функцию утешения перед лицом смерти;
2) функцию внесения смысла во все аспекты жизни человека;
3)
функцию снятия страхов перед
стихийными и непонятными
4)
функцию объединения людей
Главной функцией религии он считал отражение и укрепление общественных связей, объединение людей общими верованиями и объектами поклонения21.
Таким образом, задачи церкви и государства совпадают в осуществлении функции консолидации общества. Богословская традиция предписывает и определенные правила взаимодействия церкви и государства. Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предпола-
гающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством.
Государство же посредством права принуждает, ограничивает, требует, контролирует. Однако государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и т.д., равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям. Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства.
Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию. Государство, в том числе светское, как правило, осознает свое призвание в устроении жизнь народа на началах добра и правды, заботясь о материальном и духовном благосостоянии общества. Поэтому Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти.22
Церковь
может взаимодействовать с
1)
миротворчество на
2)
забота о сохранении
3) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
5) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
6)
диалог с органами
7)
попечение о воинах и
8)
труды по профилактике
9)
наука, включая гуманитарные
10) здравоохранение;
11)
культура и творческая
12) работа церковных и светских средств массовой информации;
13)
деятельность по сохранению
14) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
15)
поддержка института семьи,
16)
противодействие деятельности
Церковно-
2.2
Специфика отношения
Православной Церкви
к образованию.
Христианская традиция неизменно уважает светское образование. Многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что «внешние науки не бесполезны» для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту. По мысли святого Григория Богослова, «всякий имеющий ум признает ученость (paideusin - образование) первым для нас благом. И не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая... имеет своим предметом одно спасение и красоту умосозерцаемого, но и ученость внешнюю, которой многие христиане по невежеству гнушаются как ненадежной, опасной и удаляющей от Бога».
С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир. Не должно повторяться положение, характерное для многих стран в XX веке, когда государственные школы были инструментами воинственно-атеистического воспитания.
Церковь призывает к устранению последствий атеистического контроля над системой государственного образования.
К сожалению, доныне во многих учебных курсах истории недооценивается роль религии в формировании духовного самосознания народов. Церковь постоянно напоминает о том вкладе, который внесло христианство в сокровищницу мировой и национальной культуры. Православные верующие с сожалением воспринимают попытки некритического заимствования учебных стандартов, программ и принципов образования из организаций, известных негативным отношением к христианству вообще или Православию в частности. Нельзя игнорировать и опасность проникновения в светскую школу оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных сект, под воздействием которых ребенок может быть потерян и для себя, и для семьи, и для общества.24
Церковь
полагает полезным и необходимым
проведение уроков христианского вероучения
в светских школах по желанию детей или
их родителей, а также в высших учебных
заведениях. Священноначалие должно вести
с государственной властью диалог, направленный
на законодательное и практическое закрепление
реализации международно признанного
права верующих семей на получение детьми
религиозного образования и воспитания.
В этих целях Церковь также создает православные
общеобразовательные учебные заведения,
ожидая их поддержки со стороны государства.
Школа есть посредник, который передает
новым поколениям нравственные ценности,
накопленные прежними веками. В этом деле
школа и Церковь призваны к сотрудничеству.
Образование, особенно адресованное детям
и подросткам, призвано не только передавать
информацию. Возгревание в юных сердцах
устремленности к истине, подлинного нравственного
чувства, любви к ближним, к своему отечеству,
его истории и культуре должно стать задачей
школы не в меньшей, а может быть и в большей
мере, чем преподавание знаний. Церковь
призвана и стремится содействовать школе
в ее воспитательной миссии.
2.3
Благотворительность
Русской Православной
Церкви
Русская Православная Церковь с самого начала взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Со времени христианизации Руси до петровских реформ дело «общественного призрения» находилось исключительно в руках Церкви. Древнейшими правовыми актами, определяющими благотворительность как составную часть жизни и деятельности Церкви, можно считать Уставы первых православных русских монастырей, о которых история донесла до нашего времени очень мало официальных сведений. Но до нас дошли жития святых и праведников, исторические повести, древнейшие летописные своды. Монастыри решали различные социальные задачи: давали приют осиротевшим и больным, организовывали больницы, делились зерном для посева с бедными крестьянами, выделяя на социальные цели десятину из своих доходов. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы.25
Корни
русской благотворительности
Традиции благотворительности на Руси испокон веков находили поддержку у правителей. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». В 996 году он издал Устав, который поручал общественное призрение, попечительство – духовенству. Обращаясь к князю Владимиру, митрополит Киевский Илларион подчеркивает его милосердие и говорит, что князь исполнил Божественные заповеди: «просящим давал, нагих одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящих утешением всяческим утешал, должников искупал, рабам даруя свободу».26 В этом святитель Илларион видит реальное воплощение заповедей Христа, какое осуществил в своей государственной деятельности святой равноапостольный великий князь Владимир.
Великий
князь Ярослав Владимирович, вступивший
на престол в 1016 году, внес в Церковный
и Земский уставы специальные
разделы, связанные с
Активно помогал неимущим и внук Ярослава князь Владимир Мономах: он щедро раздавал деньги нуждающимся, призывая детей и дружину следовать своему примеру: «Странние и нищие накормляли и напояли, избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу».
В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига Церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII–XIII веках фактически взяли на себя благотворительную функцию. Этому способствовало и то обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Древней Русью, уважительно относились к духовенству, давали митрополитам охранительные грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от поборов, давая тем самым Церкви большую возможность для занятия делами милосердия и благотворительности, помощи нуждающимся. Именно в период татаро-монгольского ига Церковь учредила первые в государстве больницы, в которых лечили бедных бесплатно.
XIV–XVII века являются временем расцвета Русской православной церкви. В это время особенно широко развернулась ее деятельность в сфере благотворительности. Так как в данный период Церковь находится в тесной связи с государством, великие князья принимают непосредственное участие в ее деятельности. \
При Иване III были собраны все прежние грамоты и установления, приняты новые законы по выделению средств церквям и монастырям на содержание бедных. При Василии III по инициативе и с помощью князя в некоторых монастырях создавались больницы и богадельни. Иван Грозный в своих вопросах Стоглавому Собору поставил задачу расширения благотворительности. Он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы и созданы приюты для всех нищих и убогих.
Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему.
Информация о работе Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви