Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе аспектов и основных направлений социально-культурной деятельности Русской Православной Церкви.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть РПЦ как социокультурный институт

- определить социокультурное своеобразие восточного христианства

- проанализировать ретроспективную и перспективную деятельность РПЦ в сфере:

-образования

-здравоохранения

-благотворительности

Объектом исследования является социально-культурная деятельность православной церкви.

Предметом исследования являются РПЦ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности Русской православной церкви…………………………………………….4
1.1 Понятие религии как социокультурного института………………4
1.2 Социокультурное своеобразие восточного христианства……….14
1.3 РПЦ как социокультурный институт……………………………..16
Выводы…………………………………………………………………….18
2. Глава 2. Анализ социально-культурной деятельности РПЦ в России….19
2.1 Социально-культурное взаимодействие церкви и государства..19
2.2 Специфика отношения РПЦ к образованию…………………….22
2.3 Благотворительность РПЦ…………………………………………23
2.4 Деятельность РПЦ в области здравоохранения………………….28
Выводы……………………………………………………………………32
3. Заключение……………………………………………………………..…33
Список литературы…………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Знаменская 4 курс(курсовая ).doc

— 237.00 Кб (Скачать)

      С ростом влияния Церкви возрастала и роль монастырей. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания XVII века, в которых находились лечебницы, долгое время бывшие основным местом, где москвичи получали врачебную помощь. В Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. С конца XVI века прославился своей благотворительностью Коневский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для богомольцев. Кроме того, особое внимание уделялось бесплатному обучению грамоте бедных детей, сирот, для которых открывались приюты при монастырях, церковно-приходские школы. Истинным примером христианского милосердия служит жизнь святителя Макария в годы его служения архиепископом Великого Новгорода и Пскова: в 1595 году он отдал все деньги на выкуп пленных у крымских татар.

      Широко  развернулась благотворительная деятельность при первых Романовых: Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. Его преемник, Алексей Михайлович, занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654–1656 годы) Ртищев создавал больницы для раненых солдат. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. Первая гражданская больница в Москве была устроена боярином Фёдором Ртищевым неподалёку от его двора в конце 70-х – начале 80-х годов XVII века в районе старинной улицы Знаменки.

      При Петре I права Церкви были значительно урезаны, что, однако, не помешало строительству новых больниц и домов призрения. Настоящим ударом по благотворительным заведениям Церкви стала секуляризация церковных земель, проводимая при императрицах Анне, Елизавете и Екатерине. Как известно, земли были в значительной степени переданы «новому» дворянству, которое приобрело огромное влияние в результате дворцовых переворотов.27 При Екатерине II происходит частичное восстановление системы социальной поддержки, однако уже не столько за счет потерявшей былое влияние Церкви, сколько за счет государства. Однако уже с 1764 года открываются новые монастыри, имеющие богадельни, приюты, странноприимные дома, школы с общежитиями для учеников.

      Продолжила  традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. Современники называли Марию Федоровну министром благотворительности, а созданные или преобразованные ею воспитательные и благотворительные учреждения образовали собою целое «ведомство учреждений императрицы Марии». С 1797 года до самой своей смерти в 1828 году императрица Мария Федоровна начальствовала над старейшим и крупнейшим благотворительным ведомством в России, названным в ее честь. Благодаря ее деятельности, благотворительность стала составляющей и неотъемлемой частью государственной политики.

      У императрицы Марии Федоровны  было много последователей. Неоценимый вклад в дело благотворительности внес отец Иоанн Сергиев. В 1874 году он учредил в Кронштадте трудовое братство святого Андрея. При нем был создан Дом трудолюбия, где бездомные не просто получали питание, но овладевали профессиями и возвращались в нормальную жизнь. Впоследствии по этому образцу возникли подобные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

      В первые же годы советской власти благотворительная  деятельность в России была практически  прекращена. В ноябре 1917 года были упразднены все благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам и  их семьям. Церковь пыталась продолжать дело благотворительности и в те тяжелые годы – во время голода в Поволжье в начале 20-х годов Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 году эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 году общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967 годах).28 Государственные меры борьбы с нищетой переросли в борьбу с нищими. Бродяжничество объявили преступлением, бездомных отправляли подальше от больших городов, зачастую – в места заключения.

      Но  было бы несправедливо говорить о  полном прекращении христианской благотворительности в советской России и обойти вниманием деятельность Церкви в годы Великой Отечественной войны. 

      В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение колонны имени Дмитрия Донского. В ответ на призыв верующими было собрано более 400 тысяч рублей. Вся Москва собрала свыше 2 миллионов рублей, в блокадном голодном Ленинграде православные собрали один миллион рублей на нужды армии; в Куйбышеве стариками и женщинами было пожертвовано 650 тысяч. В Тобольске один из жертвователей принес 12 тысяч рублей и пожелал остаться неизвестным. Житель Челябинской области Михаил Александрович Водолаев написал в Патриархию: «Я престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву митрополита Сергия и вношу 1000 рублей из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли». Всего на танковую колонну собрано было более 8 миллионов рублей. В Новосибирске православные отдали 110 тысяч рублей на строительство самолетов Сибирской эскадрильи «За Родину». Всего за войну по приходам собрано было более 200 миллионов рублей на нужды фронта.

      В последнее десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной.29 Несмотря на формирование некой социальной системы поддержки нуждающихся, нельзя считать ее панацеей современного общества. У благотворительности есть несомненное преимущество перед любой чиновнической программой, и преимущество это – в личной заинтересованности благотворителя. Человек, оказывающий помощь не по служебному долгу, а по велению своей души, индивидуально подходит к каждому случаю, его цель – не создание видимости решения, а реальное искоренение проблемы путем приведения в жизнь последовательной благотворительной программы. Практика показывает, что в неспокойные и мутные времена наиболее эффективна частная благотворительность. Но она должна быть адресной, а расходование средств – прозрачным и понятным.  
 

      2.4 Деятельность Русской Православной Церкви в вопросах здравоохранения. 

      Организация медицинской помощи в нашей стране, как и во всем мире, является приоритетной задачей органов здравоохранения и государства, поскольку здоровье населения является важнейшим условием и целью социально-экономического развития страны, ее процветания и политической стабильности. При этом лечебно-диагностический процесс представляет собой сложнейшую систему, включающую различные факторы, условия, технологии. Условно факторы, влияющие на здоровье, можно разделить на медицинские и парамедицинские, но при этом важно заметить, что и та и другая группа факторов тесно взаимосвязаны и представляют собой сложно разделимый комплекс. В условиях масштабных общественно-экономических и политических реформ современного общества связи между отдельными факторами и процессами постоянно видоизменяются, что влечет за собой проблему определения в каждый временной период приоритетных звеньев в этой системе, поскольку необходимость в этом определяется стремлением к оптимизации и повышению качества медицинской помощи для обеспечения удовлетворенности пациентов.

      Из  истории известно о роли Русской  Православной Церкви в создании и развитии медицины, чье традиционное наследие призывает врачей всех специальностей внимательно относиться не только к вопросам физического здоровья их пациентов, а также к духовной стороне существующих проблем. В настоящее время Русская Православная Церковь занимает достойное место в жизни российского общества и имеет возможности по содействию в оказании как социально-психологической, так и медицинской помощи.

      На  территории России элементы здравоохранения  существовали еще у древних славян. В Киевском государстве санитарной очистке населенных мест, захоронению умерших во время эпидемий, павших в боях уже в 9 в. уделяется особое внимание. С распространением христианства выполнение функций здравоохранения берет на себя церковь. Однако, в отличие от стран Западной Европы, Киевское государство не стояло в стороне от церковной благотворительности, а, напротив, юридически и финансово укрепляло ее. Так, бесплатное лечение и призрение больных, убогих, вдов и сирот, управление больницами и банями Уставом Великого князя Владимира (996) было возложено на церковь. Финансовое обеспечение этой деятельности было решено введением Ярославом Мудрым в 1096 г. специального налога — десятины в пользу бедных, сирот и больных. В 11—12 вв. на Руси были достигнуты несомненные успехи в вопросах санитарного благоустройства, водоснабжения и т. п., о чем свидетельствуют, в частности, археологические находки в Новгороде, Пскове и других городах. Однако наступивший в конце 12 в. период феодальных междуусобиц и последовавшее за ним татаро-монгольское иго приостановило развитие здравоохранения на Руси; только после ликвидации раздробленности, освобождения от татаро-монгольского ига и образования централизованного Московского государства наметились некоторые сдвиги в развитии здравоохранения.

      Дореволюционная государственная система здравоохранения  России включала в себя государственные (гражданские, ведомственные медико-санитарные учреждения), общественные, частные  лечебные учреждения. Причем все перечисленные  лечебные организации, включая и общественные, и частные, являлись составной и неотъемлемой частью государственной системы здравоохранения России. К началу XX столетия система в целом вполне удовлетворительно обеспечивала единство и планомерность руководства по обслуживанию всех категорий населения на началах бесплатной, общедоступной, высококвалифицированной медицинской помощи, с учетом широкого оздоровления городов и сельской местности, промышленных предприятий, заводов, фабрик. В этой сложившейся государственной системе здравоохранения России медицинские лечебные учреждения Русской Православной Церкви всегда занимали свое определенное место, что и обеспечивало дальнейшее развитие их потенциальных возможностей. Традиционно одним из важных направлений деятельности Русской Православной Церкви было способствование духовному и связанному с ним физическому здравию нации. Просвещающая, развивающая и исцеляющая сила Церкви была тем фундаментом, на котором строилось само понятие "народное здравие". Особая роль в истории отечественного здравоохранения принадлежала монастырям, где не только сохранялись традиции народной медицины, но и находили свое место современные достижения медицинской науки.30

      Деятельность  Российского общества Красного Креста (РОКК) как государственно-общественной организации с первых лет своего существования была неразрывно связана с жизнью Церкви. В первые годы создания РОКК (1867) была разработана государственная "Программа мирного и военного времени" (1870), во многом определившая единую направленность долговременной совместной деятельности РОКК и Русской Православной Церкви на многие десятилетия. Необходимость в короткие сроки создать сеть действующих сестринских общин по всей России заставило государство обратиться к Церкви. Обращение государства было вызвано уверенностью, что Русская Православная Церковь сможет обеспечить медицинское обслуживание с учетом высоких духовно-нравственных требований, а также обеспечит подготовку медицинских кадров. Под покровом Церкви были созданы и активно действовали епархиальные общины, такие как Московская Покровская община сестер милосердия (1860), Марфо-Мариинская обитель милосердия (1909) и др., получившие заслуженную известность своей высокопрофессиональной медицинской помощью населению. Успешно действовали монастыри-больницы: Киевский Покровский женский монастырь-больница, созданный трудами Великой Княгини Александры Петровны, и Костромской Богоявленский Анастасьинский монастырь (возглавляемый игуменией Марией, принадлежавшей к известному дворянскому роду Давыдовых), где не только лечили больных, но и успешно велась подготовка среднего медицинского персонала. Это были не единственные женские православные монастыри в России, деятельностью своей заявившие о полезности и значимости для населения медицинской помощи, оказываемой монастырями. Сестры Леснинского Богородицкого монастыря (Холмско-Варшавской епархии), Санкт-Петербургского Воскресенского монастыря и ряда других женских монастырей трудились на поприще оказания лечебной помощи окрестному населению. Существовали и другие формы организации медицинской помощи. По определению Священного Синода (1898) графиней М.В. Орловой-Давыдовой в Московской губернии была создана женская община "Отрада и Утешение", которая также наряду с оказанием населению разнообразной медицинской и социальной помощи готовила сестер милосердия, именуемых в общине "добрыми девушками". Во время войн все подготовленные под покровом Русской Православной Церкви сестры становились соработницами общинных сестер милосердия, находясь под флагом РОКК. В конце XIX века в рамках государственной системы здравоохранения разрабатывалась и модель лечебного заведения санаторного типа с реабилитационным уклоном. Такие заведения предполагалось открывать при православных монастырях.

Информация о работе Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви