Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:52, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе аспектов и основных направлений социально-культурной деятельности Русской Православной Церкви.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть РПЦ как социокультурный институт
- определить социокультурное своеобразие восточного христианства
- проанализировать ретроспективную и перспективную деятельность РПЦ в сфере:
-образования
-здравоохранения
-благотворительности
Объектом исследования является социально-культурная деятельность православной церкви.
Предметом исследования являются РПЦ.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности Русской православной церкви…………………………………………….4
1.1 Понятие религии как социокультурного института………………4
1.2 Социокультурное своеобразие восточного христианства……….14
1.3 РПЦ как социокультурный институт……………………………..16
Выводы…………………………………………………………………….18
2. Глава 2. Анализ социально-культурной деятельности РПЦ в России….19
2.1 Социально-культурное взаимодействие церкви и государства..19
2.2 Специфика отношения РПЦ к образованию…………………….22
2.3 Благотворительность РПЦ…………………………………………23
2.4 Деятельность РПЦ в области здравоохранения………………….28
Выводы……………………………………………………………………32
3. Заключение……………………………………………………………..…33
Список литературы…………………………………………………………………35
С ростом влияния Церкви возрастала и роль монастырей. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания XVII века, в которых находились лечебницы, долгое время бывшие основным местом, где москвичи получали врачебную помощь. В Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. С конца XVI века прославился своей благотворительностью Коневский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для богомольцев. Кроме того, особое внимание уделялось бесплатному обучению грамоте бедных детей, сирот, для которых открывались приюты при монастырях, церковно-приходские школы. Истинным примером христианского милосердия служит жизнь святителя Макария в годы его служения архиепископом Великого Новгорода и Пскова: в 1595 году он отдал все деньги на выкуп пленных у крымских татар.
Широко развернулась благотворительная деятельность при первых Романовых: Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. Его преемник, Алексей Михайлович, занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654–1656 годы) Ртищев создавал больницы для раненых солдат. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. Первая гражданская больница в Москве была устроена боярином Фёдором Ртищевым неподалёку от его двора в конце 70-х – начале 80-х годов XVII века в районе старинной улицы Знаменки.
При Петре I права Церкви были значительно урезаны, что, однако, не помешало строительству новых больниц и домов призрения. Настоящим ударом по благотворительным заведениям Церкви стала секуляризация церковных земель, проводимая при императрицах Анне, Елизавете и Екатерине. Как известно, земли были в значительной степени переданы «новому» дворянству, которое приобрело огромное влияние в результате дворцовых переворотов.27 При Екатерине II происходит частичное восстановление системы социальной поддержки, однако уже не столько за счет потерявшей былое влияние Церкви, сколько за счет государства. Однако уже с 1764 года открываются новые монастыри, имеющие богадельни, приюты, странноприимные дома, школы с общежитиями для учеников.
Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. Современники называли Марию Федоровну министром благотворительности, а созданные или преобразованные ею воспитательные и благотворительные учреждения образовали собою целое «ведомство учреждений императрицы Марии». С 1797 года до самой своей смерти в 1828 году императрица Мария Федоровна начальствовала над старейшим и крупнейшим благотворительным ведомством в России, названным в ее честь. Благодаря ее деятельности, благотворительность стала составляющей и неотъемлемой частью государственной политики.
У императрицы Марии Федоровны было много последователей. Неоценимый вклад в дело благотворительности внес отец Иоанн Сергиев. В 1874 году он учредил в Кронштадте трудовое братство святого Андрея. При нем был создан Дом трудолюбия, где бездомные не просто получали питание, но овладевали профессиями и возвращались в нормальную жизнь. Впоследствии по этому образцу возникли подобные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
В
первые же годы советской власти благотворительная
деятельность в России была практически
прекращена. В ноябре 1917 года были упразднены
все благотворительные
Но было бы несправедливо говорить о полном прекращении христианской благотворительности в советской России и обойти вниманием деятельность Церкви в годы Великой Отечественной войны.
В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение колонны имени Дмитрия Донского. В ответ на призыв верующими было собрано более 400 тысяч рублей. Вся Москва собрала свыше 2 миллионов рублей, в блокадном голодном Ленинграде православные собрали один миллион рублей на нужды армии; в Куйбышеве стариками и женщинами было пожертвовано 650 тысяч. В Тобольске один из жертвователей принес 12 тысяч рублей и пожелал остаться неизвестным. Житель Челябинской области Михаил Александрович Водолаев написал в Патриархию: «Я престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву митрополита Сергия и вношу 1000 рублей из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли». Всего на танковую колонну собрано было более 8 миллионов рублей. В Новосибирске православные отдали 110 тысяч рублей на строительство самолетов Сибирской эскадрильи «За Родину». Всего за войну по приходам собрано было более 200 миллионов рублей на нужды фронта.
В
последнее десятилетие XX века в связи
с произошедшими кардинальными экономическими
изменениями, повлекшими за собой формирование
частных капиталов и, как следствие, огромное
расслоение населения, тема благотворительности
в России вновь стала актуальной.29
Несмотря на формирование некой социальной
системы поддержки нуждающихся, нельзя
считать ее панацеей современного общества.
У благотворительности есть несомненное
преимущество перед любой чиновнической
программой, и преимущество это – в личной
заинтересованности благотворителя. Человек,
оказывающий помощь не по служебному долгу,
а по велению своей души, индивидуально
подходит к каждому случаю, его цель –
не создание видимости решения, а реальное
искоренение проблемы путем приведения
в жизнь последовательной благотворительной
программы. Практика показывает, что в
неспокойные и мутные времена наиболее
эффективна частная благотворительность.
Но она должна быть адресной, а расходование
средств – прозрачным и понятным.
2.4
Деятельность Русской
Православной Церкви
в вопросах здравоохранения.
Организация медицинской помощи в нашей стране, как и во всем мире, является приоритетной задачей органов здравоохранения и государства, поскольку здоровье населения является важнейшим условием и целью социально-экономического развития страны, ее процветания и политической стабильности. При этом лечебно-диагностический процесс представляет собой сложнейшую систему, включающую различные факторы, условия, технологии. Условно факторы, влияющие на здоровье, можно разделить на медицинские и парамедицинские, но при этом важно заметить, что и та и другая группа факторов тесно взаимосвязаны и представляют собой сложно разделимый комплекс. В условиях масштабных общественно-экономических и политических реформ современного общества связи между отдельными факторами и процессами постоянно видоизменяются, что влечет за собой проблему определения в каждый временной период приоритетных звеньев в этой системе, поскольку необходимость в этом определяется стремлением к оптимизации и повышению качества медицинской помощи для обеспечения удовлетворенности пациентов.
Из истории известно о роли Русской Православной Церкви в создании и развитии медицины, чье традиционное наследие призывает врачей всех специальностей внимательно относиться не только к вопросам физического здоровья их пациентов, а также к духовной стороне существующих проблем. В настоящее время Русская Православная Церковь занимает достойное место в жизни российского общества и имеет возможности по содействию в оказании как социально-психологической, так и медицинской помощи.
На территории России элементы здравоохранения существовали еще у древних славян. В Киевском государстве санитарной очистке населенных мест, захоронению умерших во время эпидемий, павших в боях уже в 9 в. уделяется особое внимание. С распространением христианства выполнение функций здравоохранения берет на себя церковь. Однако, в отличие от стран Западной Европы, Киевское государство не стояло в стороне от церковной благотворительности, а, напротив, юридически и финансово укрепляло ее. Так, бесплатное лечение и призрение больных, убогих, вдов и сирот, управление больницами и банями Уставом Великого князя Владимира (996) было возложено на церковь. Финансовое обеспечение этой деятельности было решено введением Ярославом Мудрым в 1096 г. специального налога — десятины в пользу бедных, сирот и больных. В 11—12 вв. на Руси были достигнуты несомненные успехи в вопросах санитарного благоустройства, водоснабжения и т. п., о чем свидетельствуют, в частности, археологические находки в Новгороде, Пскове и других городах. Однако наступивший в конце 12 в. период феодальных междуусобиц и последовавшее за ним татаро-монгольское иго приостановило развитие здравоохранения на Руси; только после ликвидации раздробленности, освобождения от татаро-монгольского ига и образования централизованного Московского государства наметились некоторые сдвиги в развитии здравоохранения.
Дореволюционная
государственная система
Деятельность
Российского общества Красного Креста
(РОКК) как государственно-
Информация о работе Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви