Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:52, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе аспектов и основных направлений социально-культурной деятельности Русской Православной Церкви.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть РПЦ как социокультурный институт
- определить социокультурное своеобразие восточного христианства
- проанализировать ретроспективную и перспективную деятельность РПЦ в сфере:
-образования
-здравоохранения
-благотворительности
Объектом исследования является социально-культурная деятельность православной церкви.
Предметом исследования являются РПЦ.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности Русской православной церкви…………………………………………….4
1.1 Понятие религии как социокультурного института………………4
1.2 Социокультурное своеобразие восточного христианства……….14
1.3 РПЦ как социокультурный институт……………………………..16
Выводы…………………………………………………………………….18
2. Глава 2. Анализ социально-культурной деятельности РПЦ в России….19
2.1 Социально-культурное взаимодействие церкви и государства..19
2.2 Специфика отношения РПЦ к образованию…………………….22
2.3 Благотворительность РПЦ…………………………………………23
2.4 Деятельность РПЦ в области здравоохранения………………….28
Выводы……………………………………………………………………32
3. Заключение……………………………………………………………..…33
Список литературы…………………………………………………………………35
1.2 Социокультурное своеобразие восточного христианства
Принятие той или иной религии в качестве государственной и национальной влечет за собой далеко идущие последствия не только в сфере веры, но и во всей духовной жизни.
Любая национальная культура заимствует только те элементы других культур, к восприятию которых она уже подготовлена всем ходом собственного развития. Восточное христианство - православие - включило в свою сферу все слои русского народа, все общество, но не захватывало человека целиком. Проникновение православия в толщу народной жизни не было всеобъемлющим. Оно руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, регулировало времяпровождение, семейные отношения, слабо отражаясь в ежедневном обиходе, не оставляя заметных следов в его будничных привычках и понятиях.13
Социокультурные особенности восточной ветви христианства заключались в нескольких моментах.
1.
Православный смысл земного
Отсюда в православной культуре появилось пренебрежение к земным благам, поскольку они ничтожны и скоротечны, отношение к труду как способу самодисциплины.
2. Соборность. С православием на русскую почву была перенесена и идея соборности, под которой понимается коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви. Соборное переживание и поведение ориентировалось не на рассудок, а на "движение сердца" и эмоции, и в тоже время стремилось всегда к конкретности, осязательности религиозных актов, к их согласованию с обычаями, привычками.
Православный
тип человека. Православие, духовно
организуя религиозно-
В православии очень сильно выражена эсхатологическая сторона христианства, описывающая конечные судьбы мира в целом и человека. Поэтому русский человек обладает чутким различением добра и зла, подмечает несовершенство земных поступков, нравов, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра. Признавая святость высшей ценностью, он стремится к абсолютному добру, хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного. Вечный поиск идеала - благодатная основа для возникновения различного рода социальных утопий и мифов.14
Русский человек не живет настоящим, а только прошлым или будущим. В прошлом он ищет нравственное утешение и вдохновение своей жизнедеятельности. Устремленность в будущее. Постоянный поиск лучшей жизни сочетается у русского человека с неукротимой верой в возможность ее достижения. Культ прошлого и будущего делает настоящее объектом критики и порождает две жизненные установки: постоянное учительство как проповедь нравственного обновления с готовыми на все случаи жизни социальными рецептами, и непрерывные искания, сомнения.
Поэтому
если добродетелями западного человека
являются энергичность и интенсивность,
восточного человека - точная середина,
посредственность, бесшумность, то добродетели
русского человека - чувство справедливости,
пассивность и терпеливость, консерватизм
и гармония.
1.3 Русская Православная Церковь как социокультурнй институт
Существование
любого социального института
1)ценностно-нормативные
– то есть совокупность таких
ценностей и норм, благодаря которым
координируется и
2)определенная
социальная организация –
3) ресурсность – человеческие и духовные ресурсы (верующие, священнослужители).16
Рассмотрение православной церкви в качестве социокультурного института предполагает его изучение с нескольких позиций. Во-первых, православная церковь – это, прежде всего, объединение верующих православного вероисповедания. С другой стороны, церковь выступает в качестве носителя социальной культуры. Еще с принятием христианства на Руси православная церковь сосредоточила в себе весь комплекс культурных традиций страны. Монастыри и храмы были практически единственными распространителями образования и культуры. Там велись летописи, переводились и переписывались книги, по книгам Священного Писания грамоте обучались дети. Православный храм был своего рода университетом воспитания и образования русского человека. Священнослужители были самыми образованными людьми того времени. Кроме того, православная церковь играла положительную роль и в формировании русской государственности, обогатила новым социальным и политическим опытом публичное право, расширившего сферу своего распространения, в частности на семейное и брачное право.
И сегодня, можно утверждать, что православная церковь является носителем культуры нашего общества. Как социокультурный институт церковь обладает определенным ценностно-нормативным комплексом, который включает в себя совокупность символов, предписаний, правил поведения. Этот комплекс ценностей и норм отражен в книгах священного Писания, прежде всего, в Библии. Нормы и ценности православной церкви занимают важное место в духовной культуре общества. Они выражают основные общечеловеческие ценности, такие как: доброта, благодарность, верность, честность, милосердие и т. д. Также они имеют и гуманистическую направленность, призывающая к социальной справедливости и любви к своему ближнему: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Важную роль занимает и православная символика, которая призвана служить не только атрибутом религиозного служения, но и является символом веры православия.Православная символика включает в себя крест, иконы, алтарь, само церковное строение, которые также являются образцами проявления культуры.
Являясь носителем социально-культурных традиций, православная церковь выполняет ряд функций в обществе:
1)
Способствует социальной
2)
Регулирует принятые в
3) Функция помощи и поддержки не только особо нуждающимся, но и всему обществу в целом. С появлением первых православных храмов и монастырей, институт церкви стал не только носителем государственной идеологии и осуществлять поддержку власти, но и выражением такого вида помощи, который основан на православных канонах милосердия и благотворительности. Это была первая институализированная форма социальной защиты насиления.17
В
настоящее время можно
Православная
церковь как социокультурный
институт помогает решить жизненно важные
проблемы большому количеству людей, обратившихся
за помощью. Таким образом, православная
церковь играет важную роль в развитии
не только культурной жизни общества,
но и других жизненно важных сфер его развития.
Значение православной церкви в качестве
социокультурного института общества
будет неуклонно повышаться благодаря
благотворительной и милосердой деятельности,
моральной и материальной поддержки населения.
Выводы
Для понимания религии, ее места и роли в общественной жизни большое значение имеет анализ тех функций, которые она выполняет в качестве социального института. Специфика религии может быть правильно раскрыта, если рассматривать ее в качестве социокультурного института. Поэтому при анализе религии следует исходить из приоритета тех ее функций, которые она выполняет в качестве одного из ведущих компонентов культуры. Характерной особенностью выполняемых религией функций в обществе является их латентный характер, так как явно или скрыто религиозный институт провозглашает цели и задачи, имеющие главным образом внутрирелигиозный смысл и значение.
Русскую
Православную церковь можно смело
назвать одним из важнейших социально-культурных
институтов России. РПЦ воплощяет традиционные
для восточного христианства ценности
и, являясь носителем социально-культурных
ценностей, выполняет ряд важнейших функций
для стабильного развития общества.(социальная
интеграция, благотворительность, культуротворчество,
охрана здоровья, просвещение).
Глава 2. Анализ социально-культурной деятельности Русской Прпавославной Церкви в России
2.1
Социально-культурное
взаимодействие церкви
и государства.
Вопрос о взаимоотношении церкви и государства – чрезвычайно важный и сложный, от его решения зачастую зависели судьбы мира и мировой истории. Взаимоотношения церкви и государства изменялись в ходе истории. Человечество накопило богатый и разнообразный опыт церковно-государственных отношений: это и периоды гонений на христиан и иных верующих со стороны государства, и периоды их мирного, терпимого сосуществования. История христианства свидетельствует о том, что инициатором всех этих изменений в большинстве случаев являлось государство. Проблема церковно-государственных отношений до сих пор является, пожалуй, одной из самых фундаментальных проблем человечества, касающихся глубинных оснований бытия. Религиозный мыслитель VI века Августин Блаженный говорил – «Два града существуют - земной и небесный, и между ними происходит непримиримая борьба. Град небесный - церковь, град земной – государство»18. Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ.
Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей. Государство опирается в основном на светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства. Таким образом, необходимо отметить, что существуют две основные характеристики церкви – светская и богословская. В светской интерпретации широко известно определение церкви как особой формы религиозной организации, объединения последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа, а в узком значении - здания для отправления религиозного культа19. В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм – тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви.
Информация о работе Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви