Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе аспектов и основных направлений социально-культурной деятельности Русской Православной Церкви.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть РПЦ как социокультурный институт

- определить социокультурное своеобразие восточного христианства

- проанализировать ретроспективную и перспективную деятельность РПЦ в сфере:

-образования

-здравоохранения

-благотворительности

Объектом исследования является социально-культурная деятельность православной церкви.

Предметом исследования являются РПЦ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности Русской православной церкви…………………………………………….4
1.1 Понятие религии как социокультурного института………………4
1.2 Социокультурное своеобразие восточного христианства……….14
1.3 РПЦ как социокультурный институт……………………………..16
Выводы…………………………………………………………………….18
2. Глава 2. Анализ социально-культурной деятельности РПЦ в России….19
2.1 Социально-культурное взаимодействие церкви и государства..19
2.2 Специфика отношения РПЦ к образованию…………………….22
2.3 Благотворительность РПЦ…………………………………………23
2.4 Деятельность РПЦ в области здравоохранения………………….28
Выводы……………………………………………………………………32
3. Заключение……………………………………………………………..…33
Список литературы…………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Знаменская 4 курс(курсовая ).doc

— 237.00 Кб (Скачать)

       

      1.2 Социокультурное  своеобразие восточного  христианства

      Принятие  той или иной религии в качестве государственной и национальной влечет за собой далеко идущие последствия не только в сфере веры, но и во всей духовной жизни.

      Любая национальная культура заимствует только те элементы других культур, к восприятию которых она уже подготовлена всем ходом собственного развития. Восточное христианство - православие - включило в свою сферу все слои русского народа, все общество, но не захватывало человека целиком. Проникновение православия в толщу народной жизни не было всеобъемлющим. Оно руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, регулировало времяпровождение, семейные отношения, слабо отражаясь в ежедневном обиходе, не оставляя заметных следов в его будничных привычках и понятиях.13

      Социокультурные особенности восточной ветви  христианства заключались в нескольких моментах.

      1. Православный смысл земного существования.  В восточно-христианской культуре земное существование человека, рассматривавшееся как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло самоценности. Поэтому основной жизненной задачей была подготовка человека к смерти, которая расценивалась как начало новой жизни. В качестве смысла земного существование человека признавались духовные стремления к смирению и благочестию, ощущение собственной греховности и аскетизм.

      Отсюда  в православной культуре появилось  пренебрежение к земным благам, поскольку  они ничтожны и скоротечны, отношение  к труду как способу самодисциплины.

      2. Соборность. С православием на  русскую почву была перенесена  и идея соборности, под которой понимается коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви. Соборное переживание и поведение ориентировалось не на рассудок, а на "движение сердца" и эмоции, и в тоже время стремилось всегда к конкретности, осязательности религиозных актов, к их согласованию с обычаями, привычками. 

      Православный  тип человека. Православие, духовно  организуя религиозно-нравственный быт русского народа, способствовало усвоению им такой системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию особого типа русского человека.

      В православии очень сильно выражена эсхатологическая сторона христианства, описывающая конечные судьбы мира в целом и человека. Поэтому русский человек обладает чутким различением добра и зла, подмечает несовершенство земных поступков, нравов, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра. Признавая святость высшей ценностью, он стремится к абсолютному добру, хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного. Вечный поиск идеала - благодатная основа для возникновения различного рода социальных утопий и мифов.14

      Русский человек не живет настоящим, а  только прошлым или будущим. В прошлом он ищет нравственное утешение и вдохновение своей жизнедеятельности. Устремленность в будущее. Постоянный поиск лучшей жизни сочетается у русского человека с неукротимой верой в возможность ее достижения. Культ прошлого и будущего делает настоящее объектом критики и порождает две жизненные установки: постоянное учительство как проповедь нравственного обновления с готовыми на все случаи жизни социальными рецептами, и непрерывные искания, сомнения.

      Поэтому если добродетелями западного человека являются энергичность и интенсивность, восточного человека - точная середина, посредственность, бесшумность, то добродетели русского человека - чувство справедливости, пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония. 

      1.3 Русская Православная Церковь как социокультурнй институт

      Существование любого социального института обеспечивается, прежде всего,потребностью общества. Главным фактором деятельности социального института является признание и одобрение обществом его ценностей и норм. При изучении Русской Православной Церкви в качестве социокультурного института необходимо выделить два его значения это: литургическое, включающее символы веры, богослужение, духовную жизнь; и социальное, задача которого – духовное возрождение общества и оказание помощи. Как любой социальный институт, институт русской православной церкви имеет несколько свойств.15

      1)ценностно-нормативные  – то есть совокупность таких  ценностей и норм, благодаря которым  координируется и осуществляется  деятельность института (символы,  предписания, верования, богослужение);

      2)определенная  социальная организация – включает  в себя набор социальных ролей и статусов (священнослужители, монахи, прихожане, верующие);

      3) ресурсность – человеческие и  духовные ресурсы (верующие, священнослужители).16

      Рассмотрение  православной церкви в качестве социокультурного института предполагает его изучение с нескольких позиций. Во-первых, православная церковь – это, прежде всего, объединение верующих православного вероисповедания. С другой стороны, церковь выступает в качестве носителя социальной культуры. Еще с принятием христианства на Руси православная церковь сосредоточила в себе весь комплекс культурных традиций страны. Монастыри и храмы были практически единственными распространителями образования и культуры. Там велись летописи, переводились и переписывались книги, по книгам Священного Писания грамоте обучались дети. Православный храм был своего рода университетом воспитания и образования русского человека. Священнослужители были самыми образованными людьми того времени. Кроме того, православная церковь играла положительную роль и в формировании русской государственности, обогатила новым социальным и политическим опытом публичное право, расширившего сферу своего распространения, в частности на семейное и брачное право.

      И сегодня, можно утверждать, что православная церковь является носителем культуры нашего общества. Как социокультурный институт церковь обладает определенным ценностно-нормативным комплексом, который включает в себя совокупность символов, предписаний, правил поведения. Этот комплекс ценностей и норм отражен в книгах священного Писания, прежде всего, в Библии. Нормы и ценности православной церкви занимают важное место в духовной культуре общества. Они выражают основные общечеловеческие ценности, такие как: доброта, благодарность, верность, честность, милосердие и т. д. Также они имеют и гуманистическую направленность, призывающая к социальной справедливости и любви к своему ближнему: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Важную роль занимает и православная символика, которая призвана служить не только атрибутом религиозного служения, но и является символом веры православия.Православная символика включает в себя крест, иконы, алтарь, само церковное строение, которые также являются образцами проявления культуры.

      Являясь носителем социально-культурных традиций, православная церковь выполняет ряд функций в обществе:

      1) Способствует социальной интеграции  и стабильности в обществе. Имея гуманистическую ориентации., православная церковь формирует основные правила человеческого общежития. Соблюдение этих принципов и правил, помогает урегулировать сложные ситуации, возникающие в обществе.

      2) Регулирует принятые в обществе  ценности и нормы. В рамках  выполнения этой функции, православная церковь осуществляет социальный контроль через деятельность своих православных организаций, поощряя или наказывая верующих за их поведение. Особо эта функция проявляется, когда православная церковь выступает в роли института воспитания и образования. С помощью своих форм и методов (исповедь, молитва, изучение книг Священного писания и другой литературы) церковь формирует в сознании людей те нормы и ценности, которые не противоречат общественно признанным нормам и носят высокий нравственных характер.

      3) Функция помощи и поддержки  не только особо нуждающимся,  но и всему обществу в целом. С появлением первых православных храмов и монастырей, институт церкви стал не только носителем государственной идеологии и осуществлять поддержку власти, но и выражением такого вида помощи, который основан на православных канонах милосердия и благотворительности. Это была первая институализированная форма социальной защиты насиления.17

      В настоящее время можно говорить, что православная церковь является одним из социальных институтов оказания помощи нуждающимся. Помощь и поддержка оказывается как материальная в виде натуральной помощи, сбора средств и пожертвований особо бедным слоям населения, так и духовная. В этом плане православная церковь оказывает психотерапевтическую и психологическую поддержку, помогая людям выйти из сложной ситуации, с помощью молитв, проповеди, бесед, которые оказывают на людей успокаивающее действие.

      Православная  церковь как социокультурный  институт помогает решить жизненно важные проблемы большому количеству людей, обратившихся за помощью. Таким образом, православная церковь играет важную роль в развитии не только культурной жизни общества, но и других жизненно важных сфер его развития. Значение православной церкви в качестве социокультурного института общества будет неуклонно повышаться благодаря благотворительной и милосердой деятельности, моральной и материальной поддержки населения. 

Выводы

Для понимания  религии, ее места и роли в общественной жизни большое значение имеет  анализ тех функций, которые она  выполняет в качестве социального института. Специфика религии может быть правильно раскрыта, если рассматривать ее в качестве социокультурного института. Поэтому при анализе религии следует исходить из приоритета тех ее функций, которые она выполняет в качестве одного из ведущих компонентов культуры. Характерной особенностью выполняемых религией функций в обществе является их латентный характер, так как явно или скрыто религиозный институт провозглашает цели и задачи, имеющие главным образом внутрирелигиозный смысл и значение.

Русскую Православную церковь можно смело  назвать одним из важнейших социально-культурных институтов России. РПЦ воплощяет традиционные для восточного христианства ценности  и, являясь носителем социально-культурных ценностей, выполняет ряд важнейших функций для стабильного развития общества.(социальная интеграция, благотворительность, культуротворчество, охрана здоровья, просвещение). 

      Глава 2. Анализ социально-культурной деятельности Русской Прпавославной Церкви в России

      2.1 Социально-культурное  взаимодействие церкви  и государства. 

      Вопрос  о взаимоотношении церкви и государства  – чрезвычайно важный и сложный, от его решения зачастую зависели судьбы мира и мировой истории. Взаимоотношения церкви и государства изменялись в ходе истории. Человечество накопило богатый и разнообразный опыт церковно-государственных отношений: это и периоды гонений на христиан и иных верующих со стороны государства, и периоды их мирного, терпимого сосуществования. История христианства свидетельствует о том, что инициатором всех этих изменений в большинстве случаев являлось государство. Проблема церковно-государственных отношений до сих пор является, пожалуй, одной из самых фундаментальных проблем человечества, касающихся глубинных оснований бытия. Религиозный мыслитель VI века Августин Блаженный говорил – «Два града существуют - земной и небесный, и между ними происходит непримиримая борьба. Град небесный - церковь, град земной – государство»18. Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ.

      Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей. Государство опирается в основном на светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства. Таким образом, необходимо отметить, что существуют две основные характеристики церкви – светская и богословская. В светской интерпретации широко известно определение церкви как особой формы религиозной организации, объединения последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа, а в узком значении - здания для отправления религиозного культа19. В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм – тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви.

Информация о работе Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви