Скульптура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и почти геометризованная статичность — впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Таковы выразительные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Одновременно в рельефе и в рисунке, в частности в изображениях слуг, рабов и вообще простых людей, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению.

Работа содержит 1 файл

скульптура.docx

— 72.74 Кб (Скачать)

Впрочем, при археологических  раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет  составить представление об относительно простой строительной технике.

Совсем другая картина  складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или  сложенные на ровных строительных площадках  вдалеке от каменоломен, являют собой  великолепные образцы инженерной и художественной мысли.

                Наивысшие достижения древнегипетского зодчества — храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

                 Погребальные сооружения — древнейшая  область приложения сил египетских  архитекторов. Первоначально гробницы  знатных людей представляли собой  помещения, вырубленные в толще  скального грунта или вырытые  в земле и укрепленные изнутри  каменной кладкой. Эти погребения-мастабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье — собственно погребальную камеру с одной, реже — с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).

  Мастабы — прообраз пирамид. Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью. 

Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно  древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной  точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид — сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера, фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.

Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все посторойки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.   Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана “под дерево”. Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.  Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы — усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

Сами по себе эти  три пирамиды уже являются лучшей иллюстрацией мастерства египетских строителей и стремительного прогресса архитектурной  и инженерной мысли египтян. Крупнейшая из трех — пирамида Хеопса —  представляет собой сооружение высотой  сто  сорок семь метров. Угол между гранями  пирамиды почти равен золотому сечению. В древности пирамида была облицована полированным известняком, однако со временем облицовочные плиты отвалились или  были содраны и использованы на других строительствах.

    Никакие  цифры не позволят составить  более-менее яркое представление  о Великой пирамиде Хеопса. И  все-таки попробуем: высота пирамиды  — 146,6 м. Длина нижней грани  у основания пирамиды — 233 м.  Вес каменных блоков, пошедших  на ее изготовление — от 2 до 30 тонн. Общее количество этих  блоков — два миллиона триста  тысяч. Срок строительства —  двадцать лет плюс десять лет,  затраченных на подготовку дороги  от каменоломен к строительной  площадке. Количество работников, возводивших  пирамиду — по сто тысяч  человек каждый год, работавших  посменно на “царских работах”. 

                То, что пирамиды возводились  с применением инженерной техники,  более сложной, чем простые  системы блоков и рычагов, очевидно. Точность подгонки многотонных  каменных блоков друг к другу  настолько высока, что ее вряд  ли было возможно добиться  одним лишь использованием мускульной  силы сотен тысяч строителей. По меньшей мере, египетские инженеры  обладали великолепными измерительными  инструментами. Способ же установки  каменных глыб остается загадкой  до сих пор, хотя выдвигались  и продолжают выдвигаться самые  различные гипотезы на этот  счет. 

 Примером великолепного  технического решения является  самая грандиозная из пирамид  — усыпальница фараона Хуфу (Хеопса). Погребальная камера в ней находится в толще самой пирамиды, а не упрятана под землю. Перед строителями пирамиды стояла одна, но едва ли не самая важная проблема: как уберечь усыпальницу правителя от давящей сверху массы камня, вес которой измерялся даже не сотнями, а сотнями тысяч тонн? 

                Для решения этой проблемы  были спроектированы несколько  разгрузочных камер, стены которых  приняли бы на себя значительную  часть давления. После того, как  была готова погребальная камера, над ней выложили рядами длинные  каменные балки значительной  толщины. Эти балки образовали  четыре “комнаты”, а над ними  были под углом уложены две  гранитные плиты, сформировавшие пятую комнату и “крышу” этого “домика”. На плиты и балки пришлось и равномерно распределилось давление всех тысяч известняковых блоков, что легли в верхние слои пирамиды. Насколько удачным оказалось подобное решение? Уже одно то, что усыпальница фараона за четыре тысячи лет пострадала единственно от воров, а не от давления крыши, говорит в пользу древнеегипетских инженеров и их умения производить расчеты. 

                В эпоху Среднего царства общее  направление заупокойной архитектуры  изменилось. Прежде всего, фараоны  более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать с пирамидами  Древнего царства. Царские усыпальницы  стали гораздо скромнее и меньше  размерами, хотя по-прежнему доминировала  пирамидальная форма надгробия.  Основной упор в погребальном  комплексе делался отныне не  на саму гробницу, а на заупокойный  храм (эти храмы еще со времен  пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.  

                Зато несравненно большей пышностью  отличаются гробницы знати эпохи  Среднего царства. Возросшее и  укрепившееся влияние номархов  в стране позволило им обеспечивать  себя после смерти с пышностью,  способной потягаться с усыпальницей  самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению — проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть. 

                Наконец, эпоха Нового царства  явила собой вершину пышности  и великолепия в архитектуре.  Речь уже не идет только  о заупокойных сооружениях. Храмы  и дворцы, возводившиеся живыми  для живых в эти времена  невиданного расцвета и богатства  Кеми, поистине великолепны. 

                Храмы в эпоху Нового царства в основном строили прямоугольными, выходящими фасадом на Нил. Помимо нескольких колонных залов, их богато украшали статуями, настенными рельефами и росписями. 

                Последующие века уже не привнесли  ничего принципиально нового  в архитектуру — ни в гражданскую, ни в храмовую. Совершенствование если и шло, то исключительно по линии технической. Поздний и эллинистический периоды истории Египетского царства отмечены лишь разработкой концепций былых времен. Слава Египта шла на убыль, и зодчество вместе с ней. 

    Скульптура 

      Как и все остальные области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. Прежде всего, речь идет о культе заупокойном. Статуи, имеющие то или иное символическое значение, были обнаружены уже в захоронениях времен Раннего царств   Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать

возможность его  ка беспрепятственно пользоваться всеми  доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или  фигурки божеств). Еще с древнейших, додинастических времен существовал  обычай класть в гробницу несколько  десятков мелких фигурок, символизировавших  рабов и слуг. Обычай хоронить жен  и слуг вместе с покойным существовал  лишь в самых богатых захоронениях, причем сравнительно поздней эпохи. 

                Таким образом, культовое предназначение  скульптуры определило ее основные  черты в египетском искусстве.  Форма и материал, значимые изобразительные  элементы, обладающие символической  важностью, диктовались именно  культовыми соображениями. Уже  в статуях Раннего царства  складываются канонические элементы  древнеегипетской скульптуры. Каменные  или из прочного черного дерева  статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение,  где замурован саркофаг. Все без  исключения статуи делались фронтальными. Поскольку их в большинстве  случаев прислоняли к стене,  то со спины скульптуры, особенно  каменные, были проработаны не  столь подробно, сколь спереди. 

                Позы у статуй — правильные, симметричные. Характерная особенность  египетской скульптуры (заметим  в скобках, как и всей древневосточной)  — выдвинутая вперед левая  нога статуи, особенно на статуях  фараонов. Довольно быстро сложились  два основных положения скульптурных  изображений — ростовое и сидячее,  так называемая “поза пирамиды”.  Начиная с эпохи Среднего и Нового царства знатных людей нередко изображали сидящими на стуле. Сохранилось несколько парных статуй последнего рода — фараоны и их жены, чьи деревянные статуи “сидели” на тронах в гробнице. 

                У ростовых скульптур — спокойная,  устойчивая осанка, придавая которую,  скульпторы стремились передать  уверенность и силу. Особенно  хорошо это выражено в деревянных  статуях черных воинов, охранявших  вход в гробницу Тутанхамона  (Новое царство). Ростовые статуи  отличаются также преувеличенно  ярко переданной физической силой  и совершенством, великолепно  проработанной, хотя и несколько  условной мускулатурой. 

                Среди статуй в “позе пирамиды”  наиболее известна статуя писца,  изображающая вельможу, служившего  писцом при одном из фараонов  Древнего царства. Знатный царедворец  изображен в позе, наиболее характерно  обозначающей его профессию —  скрещенные ноги, на коленях —  лист папируса, в руке перо  для письма, взгляд устремлен  прямо перед собой, внимание  как бы сконцентрировано на  том, чтобы поймать из уст  правителя слова, которые тот  продиктует. “Позой пирамиды” подобная  поза называется за соответствующие  пропорции — в плоскостном  плане статуя писца и подобные  ей точно вписываются в пирамиду  — геометрическую фигуру, столь  любимую древнеегипетскими художниками  за устойчивость. Как видим, подобно  архитектуре, символизм был одним  из наиболее важных элементов  скульптуры древних египтян. 

                Символична и симметрия в изображениях, передающая идею гармонии и  совершенства, и основные изобразительные  детали. Так, выдвинутая вперед  левая нога, по мнению большинства  современных исследователей древнеегипетского  искусства (в основном, на Западе), символизирует попрание сил зла.  Данный элемент является общим  практически для всех древнейших  культур, причем везде ему сообщается  один и тот же смысл. Недаром  чаще всего выдвинутая вперед  левая нога — непременная деталь  всех скульптурных изображений  правителей в различных областях  Древнего Мира. 

                Статуи, как правило, раскрашивали, причем в окраске соблюдался  такой же строгий канон, как  и в самой скульптуре. Мужские  тела окрашивались в более  темный цвет, женские — в светло-желтый  тон. Глаза статуй чаще не  раскрашивали, а инкрустировали. Инкрустация  глаз статуй — отдельная тема  для исследований в египтологии.  Иногда искусство инкрустацию  выделяется в особую область  египетского искусства и ремесла.  И действительно, инкрустированные  глаза древнеегипетских статуй  — своего рода шедевры. Их  делали многослойными и многоцветными  из полудрагоценных камней и  из горного хрусталя. Под кусочек  хрусталя, изображавший зрачок, мастер  нередко подкладывал отполированный  кусок темного дерева. Свет, отражаясь  от дерева и преломляясь в  хрустале, создавал оптический эффект  живого взгляда статуи. Инкрустированные  глаза — визитная карточка  египетских статуй, их неповторимая  деталь. К сожалению, статуй с  целыми глазами сохранилось до  наших дней не так много.   

Информация о работе Скульптура Древнего Египта