Скульптура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и почти геометризованная статичность — впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Таковы выразительные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Одновременно в рельефе и в рисунке, в частности в изображениях слуг, рабов и вообще простых людей, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению.

Работа содержит 1 файл

скульптура.docx

— 72.74 Кб (Скачать)

Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо  считаются произведения скульпторов  мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершёнными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями[4][3].

Скульптура  Позднего Царства

Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают  — так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто  заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.

В период владычества  Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.

В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества  также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в  одеянии египетского воина с  жертвенными дарами, причем его имя  написано иероглифами.

Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм[2].

Заключение

 Эпоха Древнего  царства – время расцвета египетской  культуры и искусства, экономики  и захватнической политики государства,  время наибольшей деспотии фараонов, внешне которая проявлялась в строительстве гигантских усыпальниц. В период III - IV династии складывается канон египетского искусства, который прошел почти неизменным через все последующие эпохи. Монументальность, стилизация и, вместе с тем, изящество и конкретность образов свойственна Египетскому искусству. Характерен для него синтез архитектуры, скульптуры и живописи, при главенстве и объединяющем начале архитектуры. 

Хозяйство  и  культура  Древнего   Египта  возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной  долины Нила, сжатой Ливийской  и  Аравийской пустынями. Наиболее  древние  памятники  архитектуры   Древнего   Египта  сосредоточены в дельте реки. 

Этапы истории  архитектуры   Древнего   Египта  следуют  периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:

 Древнее  Царство  - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)

Среднее Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)

Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)

Поздний  Египет  (1071 - 332 гг. до н. э.)

Эллинистический  Египет  (332 - 30 гг. до н. э.) 

В 30 г. до н. э.  Египет  становится провинцией римской державы  и  постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет  наступает в VIII в., уже в эпоху  ислама.

 Древнее  Царство

Расцвет  архитектуры   Древнего   Египта  начинается с 3 тысячелетия до н. э., после объединения  страны.

Начало  Древнего  царства связывают с восшествием  на престол первого фараона III Династии Джосера, известного своей строительной деятельностью,  и трудами знаменитого придворного архитектора Имхотепа.

Особого расцвета Мемфис достиг при IV династии египетских фараонов (2720-2550 гг. до н.э.). В эпоху фараонов IV династии осуществляется переход, через ромбовидную пирамиду Снорфу в Дашуре, от ступенчатой структуры к пирамиде с гладкими и однородными стенами, как в пирамиде Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура) в гизском некрополе под Каиром. Ступенчатая пирамида фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) представляет собой если не первое, то во всяком случае одно из первых в истории человеческой культуры цельнокаменное сооружение, отличающееся к тому же впечатляющим размером. Ему же мы обязаны изобретением первого нивелира.

Среднее царство

Положено начало крупным храмовым ансамблям более  позднего времени. Особое значение в  Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные каменные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны —  две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом  на пути людей, вступающих в храм. Фигуры не располагаются строго по фризам, свободно размещены в пейзаже, среди  холмов пустыни, изображаются картины  сбора папируса, ремесленники за  работой  и т. д. Таким образом, новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью.

Краски становятся нежнее и прозрачнее. Росписи исполняются  темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетается в них с  зеленью трав, белизной одежд, синевой  цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо; контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче  и  живописнее.

То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении целые группы проявилось  и  в  мелкой пластике Среднего царства. Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки  повествовательны, как  и  живопись. Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,— таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток. Совершенны яркие  фаянсовые сосуды бирюзовых  и  синих тонов  и  фаянсовые фигурки  животных, в изготовлении которых  применялась подглазурная роспись.

Новое Царство

Наибольшее распространение  в период Нового царства получил  тип храма с четким прямоугольным  планом. Фасад храма обращался  к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная  по сторонам каменными сфинксами  или священными овнами (баранами). Аллея  сфинксов приводила к входу —  каменному пилону — грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посредине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном  открывался прямоугольный в плане, открытый двор, обнесенный колоннами. В центре двора по главной оси  также прокладывалась каменная колоннада. Она намечала прямую линию пути к  колонным залам, молельням, кладовым  и  другим помещениям.  Монументальные  рельефы покрывали стены храмов. Мощные колоннады, многочисленные  скульптуры  дополняли их торжественный  облик.

Сохранившиеся колоннады  и  храмы  древней  столицы донесли  до наших дней величавый дух  архитектуры  этого периода.

Украшая их статуями, отчего на протяжении веков комплексы Карнака  и Луксора превратились в своеобразные каменные города с аллеями и площадями, колоннадами и храмами. Колонны имели мощные капители (декоративное завершение) и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, как бы воспроизводя фантастический каменный лес. И в то же время египетские храмы Нового царства благодаря своему теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов не производили ощущения гнетущей мощи камня.

Многообразие рельефов и росписи, многие из которых насыщены в этот период динамикой. Мчащиеся колесницы, тонконогие лани, в паническом беге спасающиеся от разящих стрел  охотников, стройные кони, летящие галопом, сменили прежние торжественные, спокойные шествия. Рельефы стен повествуют о путешествиях, иноземных  послах, о ладьях, пускающихся в  плавание.

  Архитектура  позднего  царства и эллинойского  египта

Греческая колонизация  дельты Нила, вторжения персов и  войск Александра Македонского способствуют более интенсивному культурному  общению стран Средиземноморья. Это накладывает отпечаток и  на  архитектуру  Египта.

Последний расцвет  древнеегипетского искусства в  период объединения страны под властью  саисских фараонов (7 в. до н. э.) характеризуется появлением холодного, изысканного стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов. Однако  и в этот период искусство не исчерпало себя окончательно. Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому эллинистическому периоду.

Шедеврами древнеегипетского  строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное  впечатление они должны были производить  сразу после завершения, когда  их тщательно отшлифованные поверхности  ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

Величайшее  и  самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона  Хеопса. Её высота 146 метров  и  в  ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё  находится лишь небольшая погребальная камера  и  ведущие к ней  коридоры, которые после

погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым  в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид  пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы  в них искусно маскировали. Благодаря  невероятному стечению обстоятельств  была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым  фараон Тутанхамон.

Египетские мастера  создали множество прекрасных, простых  и  величественных  скульптур , ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела,  и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены  и  колонны  египетских зданий украшали рельефы  и  росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения  человека.

Благодаря верованиям  и  строгим правилам  древнее  египетское искусство просуществовало  почти без изменений около  двух с половиной тысячелетий. В  поздний период оно подверглось  воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей  эры окончательно угасло.

Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня  стали той основой, на которой  формировалась  монументальная  образность  архитектуры  рабовладельческого  Египта .

Перемещение экономических  центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с  более прогрессивными формами социально - экономической организации подрывают  консервативные устои жизни рабовладельческого  Египта .

 Архитектура   Древнего   Египта  наиболее  полно отразила свое время   и  породивший ее общественный  строй, но ее достижения, монументальность  и  подавляющее величие произведений  не получили непосредственного  продолжения в  архитектуре   других народов.

Тем не менее различные  типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах  и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры , хотя  и в других формах  и соотношениях.

 Архитектура   явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза  строительной техники, мастерства  пространственной композиции, живописи  и   скульптуры .

Подражания исключительному  по самобытности  и  яркости искусству  Древнего   Египта , его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Архитектура  От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много — и практически ничего. Очень много — потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало —  потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Большая часть жилых и хозяйственных построек, то, без чего немыслимо воссоздать историю всей цивилизации Кеми, а не только историю ее искусства и религии, возводилось из недолговечных сырцовых кирпичей. В отличие от городов Шумера, раскопанных под холмами многовекового мусора, в египетских городах практически не было зданий из обожженного кирпича, сохраняющегося не в пример дольше. В Египте просто не было необходимости обжигать сырцовые кирпичи ввиду сухого климата с низким уровнем осадков.

Информация о работе Скульптура Древнего Египта