Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:41, контрольная работа
Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и почти геометризованная статичность — впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Таковы выразительные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Одновременно в рельефе и в рисунке, в частности в изображениях слуг, рабов и вообще простых людей, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению.
Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершёнными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями[4][3].
Скульптура Позднего Царства
Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают — так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.
В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.
В немногочисленных
памятниках эпохи персидского владычества
также преобладают чисто
Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм[2].
Заключение
Эпоха Древнего
царства – время расцвета
Хозяйство и культура
Древнего Египта возникли на
узкой полосе (15 - 20 км) плодородной
долины Нила, сжатой Ливийской и
Аравийской пустынями. Наиболее древние
памятники архитектуры Древнего
Египта сосредоточены в дельте
реки.
Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:
Древнее Царство - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)
Среднее Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)
Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)
Поздний Египет (1071 - 332 гг. до н. э.)
Эллинистический
Египет (332 - 30 гг. до н. э.)
В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.
Древнее Царство
Расцвет архитектуры Древнего Египта начинается с 3 тысячелетия до н. э., после объединения страны.
Начало Древнего
царства связывают с
Особого расцвета Мемфис достиг при IV династии египетских фараонов (2720-2550 гг. до н.э.). В эпоху фараонов IV династии осуществляется переход, через ромбовидную пирамиду Снорфу в Дашуре, от ступенчатой структуры к пирамиде с гладкими и однородными стенами, как в пирамиде Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура) в гизском некрополе под Каиром. Ступенчатая пирамида фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) представляет собой если не первое, то во всяком случае одно из первых в истории человеческой культуры цельнокаменное сооружение, отличающееся к тому же впечатляющим размером. Ему же мы обязаны изобретением первого нивелира.
Среднее царство
Положено начало
крупным храмовым ансамблям более
позднего времени. Особое значение в
Среднем царстве приобрели
Краски становятся нежнее и прозрачнее. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, синевой цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо; контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее.
То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике Среднего царства. Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись. Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,— таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток. Совершенны яркие фаянсовые сосуды бирюзовых и синих тонов и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении которых применялась подглазурная роспись.
Новое Царство
Наибольшее распространение
в период Нового царства получил
тип храма с четким прямоугольным
планом. Фасад храма обращался
к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная
по сторонам каменными сфинксами
или священными овнами (баранами). Аллея
сфинксов приводила к входу —
каменному пилону — грандиозной,
сужающейся кверху в форме трапеции
стене, разделенной узким проходом
посредине. Перед пилоном воздвигались
колоссальные статуи, обелиски. За пилоном
открывался прямоугольный в плане,
открытый двор, обнесенный колоннами.
В центре двора по главной оси
также прокладывалась каменная колоннада.
Она намечала прямую линию пути к
колонным залам, молельням, кладовым
и другим помещениям. Монументальные
рельефы покрывали стены
Сохранившиеся колоннады и храмы древней столицы донесли до наших дней величавый дух архитектуры этого периода.
Украшая их статуями, отчего на протяжении веков комплексы Карнака и Луксора превратились в своеобразные каменные города с аллеями и площадями, колоннадами и храмами. Колонны имели мощные капители (декоративное завершение) и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, как бы воспроизводя фантастический каменный лес. И в то же время египетские храмы Нового царства благодаря своему теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов не производили ощущения гнетущей мощи камня.
Многообразие рельефов и росписи, многие из которых насыщены в этот период динамикой. Мчащиеся колесницы, тонконогие лани, в паническом беге спасающиеся от разящих стрел охотников, стройные кони, летящие галопом, сменили прежние торжественные, спокойные шествия. Рельефы стен повествуют о путешествиях, иноземных послах, о ладьях, пускающихся в плавание.
Архитектура позднего царства и эллинойского египта
Греческая колонизация дельты Нила, вторжения персов и войск Александра Македонского способствуют более интенсивному культурному общению стран Средиземноморья. Это накладывает отпечаток и на архитектуру Египта.
Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения страны под властью саисских фараонов (7 в. до н. э.) характеризуется появлением холодного, изысканного стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов. Однако и в этот период искусство не исчерпало себя окончательно. Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому эллинистическому периоду.
Шедеврами древнеегипетского
строительного искусства были пирамиды.
Они потрясают воображение
Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после
погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур , ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта .
Перемещение экономических
центров в северное Средиземноморье,
появление новых государств с
более прогрессивными формами социально
- экономической организации
Архитектура
Древнего Египта наиболее
полно отразила свое время
и породивший ее общественный
строй, но ее достижения, монументальность
и подавляющее величие
Тем не менее различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры , хотя и в других формах и соотношениях.
Архитектура
явилась той организующей
Подражания исключительному
по самобытности и яркости искусству
Древнего Египта , его отточенной
символике не раз прокатывались волной
по истории человеческой культуры.
Архитектура От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много — и практически ничего. Очень много — потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало — потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Большая часть жилых и хозяйственных построек, то, без чего немыслимо воссоздать историю всей цивилизации Кеми, а не только историю ее искусства и религии, возводилось из недолговечных сырцовых кирпичей. В отличие от городов Шумера, раскопанных под холмами многовекового мусора, в египетских городах практически не было зданий из обожженного кирпича, сохраняющегося не в пример дольше. В Египте просто не было необходимости обжигать сырцовые кирпичи ввиду сухого климата с низким уровнем осадков.