Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:41, контрольная работа
Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и почти геометризованная статичность — впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Таковы выразительные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Одновременно в рельефе и в рисунке, в частности в изображениях слуг, рабов и вообще простых людей, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению.
Отличительные черты
египетской скульптуры — фронтальность
и почти геометризованная статичность
— впервые проявляются в
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны
египетских зданий украшали рельефы
и росписи, которые легко узнать
по своеобразным приёмам изображения
человека. Каждая часть фигуры была
представлена в своём повороте так,
чтобы её было видно как можно
полнее: ступни ног и голова в
виде сбоку, а глаза и плечи- спереди.
Дело тут было не в неумении, а в строгом
соблюдении определённых правил. Длинными
полосами следовали друг за другом серии
изображений, очерченных врезанными контурными
линиями и окрашенных в красиво подобранные
тона; им сопутствовали иероглифы - знаки
- картинки письма древних египтян. По
большей части здесь показаны события
из жизни фараонов и вельмож, встречаются
также и сцены труда. Полагают, что изображены
не столько действительные, сколько желаемые
события, поскольку египтяне верили, что
изображённое непременно должно исполниться.
Древние египтяне не
знали перспективы, дальние предметы
они изображали просто над ближними.
Несмотря на некоторую наивность, их рельефы
и росписи подкупают тонкостью и изяществом.
Особенно пленительны стройные женщины
в лёгких льняных одеяниях, украшенные
многочисленными драгоценностями.
Особый расцвет
египетского искусства наступил
в эпоху правления фараона
Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В
то время в искусстве получали
отзвук и реальные события. Среди
других произведений тогда были созданы
замечательные изображения
Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов.
Род скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой.
Скульптура, будучи
искусством объемным, требует соответствующей
организации окружающего
Введение
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800-2250 лет до н.э.), второй - Среднее Царство (2050-1700 лет до н.э.), третий - Новое Царство (1580-1070 лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» - «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени.
С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.
На земле страны,
которая ныне называется Арабская Республика
Египет, в древности возникла одна
из самых могущественных и загадочных
цивилизаций, которая веками и тысячелетиями
притягивала как магнит внимание
современников. В то время, когда
в Европе и Америке еще господствовала
эпоха каменного века и примитивных
охотников, древние египетские инженеры
строили ирригационные
Сохранившиеся на территории государства уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.
1. Материальная культура Египта
1.1 Архитектура
От архитектурных
сооружений Древнего Египта осталось
очень много - и практически ничего.
Очень много - потому что в стране
были крупные запасы хорошего строительного
камня, и египтяне превосходно научились
обрабатывать его. Очень мало - потому
что из камня они возводили
лишь сооружения, имевшие какое-то отношение
к вечности. Впрочем, при археологических
раскопках отдельных
Совсем другая картина
складывается при изучении памятников
монументальной архитектуры Древнего
Египта. Колоссальные каменные сооружения,
вырубленные в толще скал или сложенные
на ровных строительных площадках вдалеке
от каменоломен, являют собой великолепные
образцы инженерной и художественной
мысли.
Наивысшие достижения древнегипетского зодчества - храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.
Погребальные сооружения - древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в толще скального грунта или вырытые в земле и укрепленные изнутри каменной кладкой. Эти погребения-масштабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье - собственно погребальную камеру с одной, реже - с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).
Мастабы (приведен на рисунке 1) - прообраз пирамид. Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью.
Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид - сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера (изображена на рисунке 2), фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.
Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все постройки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.
Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана «под дерево». Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.
Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы - усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.
Сами по себе эти
три пирамиды уже являются лучшей
иллюстрацией мастерства египетских строителей
и стремительного прогресса архитектурной
и инженерной мысли египтян. Крупнейшая
из трех - пирамида Хеопса - представляет
собой сооружение высотой сто
сорок семь метров. Угол между гранями
пирамиды почти равен золотому сечению.
В древности пирамида была облицована
полированным известняком, однако со временем
облицовочные плиты отвалились или
были содраны и использованы на других
строительствах.