Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:41, контрольная работа
Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и почти геометризованная статичность — впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Таковы выразительные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Одновременно в рельефе и в рисунке, в частности в изображениях слуг, рабов и вообще простых людей, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению.
Никакие цифры не
позволят составить более-менее
яркое представление о Великой
пирамиде Хеопса (изображение приведено
на рисунке 3). И все-таки попробуем: высота
пирамиды - 146,6 м. Длина нижней грани у основания
пирамиды - 233 м. Вес каменных блоков, пошедших
на ее изготовление - от 2 до 30 тонн. Общее
количество этих блоков - два миллиона
триста тысяч. Срок строительства - двадцать
лет плюс десять лет, затраченных на подготовку
дороги от каменоломен к строительной
площадке. Количество работников, возводивших
пирамиду - по сто тысяч человек каждый
год, работавших посменно на «царских
работах».
То, что пирамиды
возводились с применением
В эпоху Среднего царства общее направление заупокойной архитектуры изменилось. Прежде всего, фараоны более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать с пирамидами Древнего царства. Царские усыпальницы стали гораздо скромнее и меньше размерами, хотя по-прежнему доминировала пирамидальная форма надгробия. Основной упор в погребальном комплексе делался отныне не на саму гробницу, а на заупокойный храм (эти храмы еще со времен пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.
Зато несравненно большей пышностью отличаются гробницы знати эпохи Среднего царства. Возросшее и укрепившееся влияние номархов в стране позволило им обеспечивать себя после смерти с пышностью, способной потягаться с усыпальницей самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению - проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть.
Наконец, эпоха Нового царства явила собой вершину пышности и великолепия в архитектуре. Речь уже не идет только о заупокойных сооружениях. Храмы и дворцы, возводившиеся живыми для живых в эти времена невиданного расцвета и богатства Кеми, поистине великолепны. Храмы в эпоху Нового царства в основном строили прямоугольными, выходящими фасадом на Нил. Помимо нескольких колонных залов, их богато украшали статуями, настенными рельефами и росписями.
Последующие века уже не привнесли ничего принципиально нового в архитектуру - ни в гражданскую, ни в храмовую. Совершенствование если и шло, то исключительно по линии технической. Поздний и эллинистический периоды истории Египетского царства отмечены лишь разработкой концепций былых времен. Слава Египта шла на убыль, и зодчество вместе с ней.
1.3 Скульптура
Как и все остальные области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. Прежде всего, речь идет о культе заупокойном. Статуи, имеющие то или иное символическое значение, были обнаружены уже в захоронениях времен Раннего царства.
Статуи должны были
либо изображать усопшего, чтобы дать
возможность его ка беспрепятственно
пользоваться всеми доступными благами,
либо охранять тело (если это были статуи
воинов или фигурки божеств). Еще
с древнейших, додинастических времен
существовал обычай класть в гробницу
несколько десятков мелких фигурок,
символизировавших рабов и
Таким образом, культовое предназначение скульптуры определило ее основные черты в египетском искусстве. Форма и материал, значимые изобразительные элементы, обладающие символической важностью, диктовались именно культовыми соображениями. Уже в статуях Раннего царства складываются канонические элементы древнеегипетской скульптуры. Каменные или из прочного черного дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Все без исключения статуи делались фронтальными. Поскольку их в большинстве случаев прислоняли к стене, то со спины скульптуры, особенно каменные, были проработаны не столь подробно, сколь спереди.
Позы у статуй - правильные, симметричные. Характерная особенность египетской скульптуры (заметим в скобках, как и всей древневосточной) - выдвинутая вперед левая нога статуи, особенно на статуях фараонов. Довольно быстро сложились два основных положения скульптурных изображений - ростовое и сидячее, так называемая «поза пирамиды». Начиная с эпохи Среднего и Нового царства знатных людей нередко изображали сидящими на стуле. Сохранилось несколько парных статуй последнего рода - фараоны и их жены, чьи деревянные статуи «сидели» на тронах в гробнице.
У ростовых скульптур - спокойная, устойчивая осанка, придавая которую, скульпторы стремились передать уверенность и силу. Особенно хорошо это выражено в деревянных статуях черных воинов, охранявших вход в гробницу Тутанхамона (Новое царство). Ростовые статуи отличаются также преувеличенно ярко переданной физической силой и совершенством, великолепно проработанной, хотя и несколько условной мускулатурой.
Среди статуй в «позе пирамиды» наиболее известна статуя писца, изображающая вельможу, служившего писцом при одном из фараонов Древнего царства. Знатный царедворец изображен в позе, наиболее характерно обозначающей его профессию - скрещенные ноги, на коленях - лист папируса, в руке перо для письма, взгляд устремлен прямо перед собой, внимание как бы сконцентрировано на том, чтобы поймать из уст правителя слова, которые тот продиктует. «Позой пирамиды» подобная поза называется за соответствующие пропорции - в плоскостном плане статуя писца и подобные ей точно вписываются в пирамиду - геометрическую фигуру, столь любимую древнеегипетскими художниками за устойчивость. Как видим, подобно архитектуре, символизм был одним из наиболее важных элементов скульптуры древних египтян.
Символична и симметрия в изображениях, передающая идею гармонии и совершенства, и основные изобразительные детали. Так, выдвинутая вперед левая нога, по мнению большинства современных исследователей древнеегипетского искусства (в основном, на Западе), символизирует попрание сил зла. Данный элемент является общим практически для всех древнейших культур, причем везде ему сообщается один и тот же смысл. Недаром чаще всего выдвинутая вперед левая нога - непременная деталь всех скульптурных изображений правителей в различных областях Древнего Мира.
Статуи, как правило,
раскрашивали, причем в окраске соблюдался
такой же строгий канон, как и
в самой скульптуре. Мужские тела
окрашивались в более темный цвет,
женские - в светло-желтый тон. Глаза
статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали.
Инкрустация глаз статуй - отдельная
тема для исследований в египтологии.
Иногда искусство инкрустацию
Портретная сторона
скульптурных изображений развилась
уже после того, как оформился
весь канон искусства. Статуи Древнего
царства портретны еще
Мелкая скульптура - статуэтки, укладывавшиеся в гроб вместе с усопшим - очень быстро сформировалась в особый жанр характерных фигурок-ушебти. Поскольку назначением статуэток было символизировать слуг и работников, занимающихся строго определенным делом, им придавали форму, долженствовавшую максимально ясно передать принадлежность изображаемого персонажа к тому или иному ремеслу - позы, выражения лиц оказались раз навсегда канонизированы. Это, впрочем, не мешало художникам придавать статуэткам естественные черты, создавать скульптурные композиции, «оживляя» персонажей. Ушебти - «ответчик», статуэтка, чья роль заключалась в символической «помощи» усопшему в загробной жизни.
Начиная с эпохи Нового царства, когда культ фараона приобретает особую значимость, появляется новая область скульптурного искусства. Статуи правителя устанавливают в храмах, посвященных фараону, вдоль дорог, ведущих к храму. Появились скульптуры, несшие не только художественную, но и дополнительную архитектурную нагрузку, выступавшие в качестве опорных элементов строений. Такие статуи отличались меньшей проработанностью деталей, обобщенностью черт.
В целом египетская скульптура, как и вообще искусство этой страны, в значительной степени реалистично (невзирая на фантастичность изображений египетских божеств). Уже на очень ранних этапах египетские художники стремились уловить и передать общее через частное, выразить в фигурке писца всю суть его профессии, предельно четко через упрощенную статуэтку ремесленника передать его ремесло, в статуе фараона или верховного жреца воплотить саму идею божественной власти правителя и безграничность этой власти.
Реализм - и в технике
изображения. Египетские статуи обладают
совершенными пропорциями (как сидячие,
так и ростовые), скульптурные портреты
лишены упрощенности и условности.
Единственная, пожалуй, уступка условности
- уже отмечавшаяся выше тенденция
гипертрофии физического
Идеализация в скульптуре
исчезла лишь во времена фараона
Эхнатона. При нем скульптурные портреты
были максимально приближены к реальности.
Особенно хорошо это заметно на портретах
самого фараона. Те немногие статуи, что
уцелели от эпохи беспощадной
борьбы наследников фараона-
После окончания Нового царства египетская скульптура уже не переживала сколько-нибудь серьезных изменений с художественной точки зрения. Многие статуи Позднего царства отличаются великолепным качеством и художественным совершенством, но стилистически они повторяют и развивают новодинастические тенденции.
Уже после того, как Египетское царство перестало существовать и было поглощено более молодой греко-римской цивилизацией, основные художественные принципы древнеегипетского искусства сохранились в искусстве коптских общин - раннехристианских поселений на территории Египта, в значительной степени обособленных от греко-арамейской христианской культуры и по языковому признаку, и по художественной традиции.
Заключение
Но ещё очень долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура исподволь питала культуру Средиземноморья. Египетский город Александрия в 4 веке до нашей эры стал местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей - храм муз и оплот науки - были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.
«Огромная роль Древнего
Египта в истории мировой культуры
до сих пор ещё не оценена должным
образом, - пишет русский египтолог
М.Э. Матье. - Ряд открытий в науке и технике
всё ещё приписывается то грекам, то арабам,
ибо мы узнаём о появлении этих открытий
из античных или средневековых арабских
источников, не подозревая подчас о том,
что, в сущности, речь идёт о плодотворном
использовании культурного наследия древности».