Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:21, шпаргалка

Описание работы

Шпоры по культорогии

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Главной целью  искусства является социализация человека, утверждение его самоценности.

8. Идеология и общественное  сознание. Культура  и общество.

Общественное  сознание – это совокупность воззрений  людей на явления природы и  социальную реальность. В общественном сознании различают два уровня: обыденное  и теоретическое сознание.

Обыденное сознание – это непосредственное отражение реального процесса жизни людей в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д. Ему характерны рациональность и практичность.

Одной из сторон обыденного сознания является общественное мнение, отражающее отношение (скрытое или явное) к событиям и фактам действительности. Источниками формирования общественного мнения могут выступать СМИ, научные знания, опыт, слухи, молва и т. д. Формами выражения общественного мнения являются референдумы, конференции, совещания, манифестации и т. д.

Второй уровень  общественного сознания – теоретическое  сознание – отражает сущность и  глубинные процессы общественной жизни. Выражается оно в форме взглядов, теорий, законов. Теоретическое сознание основывается на обыденном сознании и здравом смысле.

На достижения теоретического общественного сознания опирается идеология. Идеология  – система взглядов, идей, теорий, выражающих интересы определенных групп  общества. Идеология создается определенными слоям общества – идеологами, политиками, учеными. Интересы народа, представления его об общественно-политической жизни являются почвой для формирования идеологии. Основными функциями политической идеологии являются овладение общественным сознанием, создание позитивного образа предлагаемых целей и задач политического развития. При этом идеология направлена на осуществление гражданами необходимых действий.

Общественное  сознание может не только отражать бытие, но и активно способствовать его перестройке. Конечно, одному человеку очень трудно повлиять на общество, для этого требуется организация усилий множества людей. Идеалом организации является гражданское общество, которое признает набор естественных прав человека, а каждый человек занимает гражданскую позицию по отношению к обществу. Такая развитая форма организации общества требует не только материальной и экономической основы, но и высокого культурного уровня. Культурные нормы и ценности воспитывают людей, регулируют их отношения, удовлетворяют некоторые духовные потребности. Посредством идеологии руководство доносит свои идеи до людей, которые выражают свое отношение через общественное мнение. Эти культурные феномены являются результатами развития и средствами организации общества. Таким образом, культура является необходимым элементом жизни людей и общества.

9. Содержательные элементы  духовной жизни  общества: язык и  речь, обычай, нормы,  ценности, знания.

Духовная культура общества представляет собой мировоззренческую  систему, картину мира. Эта система  базируется на культурных элементах: обозначениях, нормах и ценностях.

Культурными обозначениями  называют средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям общаться, понимать и передавать культурный опыт. Коммуникации и обмен информацией  основаны на языке, системе знаков. Знак – это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. п.), который замещает, представляет другие предметы, свойства и отношения. Существуют 5 видов знаковых систем:

-естественные знаки или знаки-признаки

-функциональные знаки, указывающие на функцию предмета

-конвенциональные знаки (сигналы, условные обозначения, образы и символы)

-вербальные знаки, составляющие речь

-знаки записи (письмо, нотная грамота)

Культурные нормы  – правила, предписания, пожелания, регулирующие человеческое поведение. Это идеальные образцы поведения, то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Нормы существуют в форме разрешений и запретов. Культурная норма имеет мотивационную основу, т. е. норма соблюдается тогда, когда человек заинтересован это сделать. За нарушение норм следует наказание в разных формах. Нормы культуры изменяются в соответствие с изменениями общества. Сохраняющиеся нормы называют обычаями, передаются следующим поколениям в форме традиций. Обычай – это традиционно установившийся порядок поведения. Обычай основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Ценности –  это абстрактные понятия, социально  одобряемые представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. п. Ценности служат эталоном и идеалом для людей. С развитием культуры ценности переоцениваются. Ценности бывают жизненными, моральными, эстетическими, религиозными, социальными, политическими, экономическими. Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знания – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания – специализированной деятельности ученых. Истинные знания признаются научными.

10. Личность и культура.

С биологической  точки зрения человек – это результат эволюции. Человек выделился из природы благодаря своему разуму и сознанию. Люди научились создавать орудия труда, изобрели язык, стали организовываться в общество. Таким образом, человек развивается не только биологически, но и культурно.

Коллективная, организованная деятельность людей порождает культуру. Однако конкретные, практические действия осуществляют члены общества. Человек  по отношению к культуре выступает  в нескольких ролях.

  1. Творец культуры, ее производитель. Т. е. человек создает новые культурные формы или выражает свое отношение к существующим формам, интерпретирует их. Через творчество человек реализует себя, раскрывает свои таланты. Творчество направлено на развитие, являясь в то же время результатом развития.
  2. «Транслятор» или проводник культуры. Когда человек создает или воспроизводит что-либо, он тем самым передает информацию о своих действиях, передает свой опыт другим людям.
  3. «Продукт» культуры. Человек формируется как личность приобщаясь к культуре. Приобщение к культуре происходит во время воспитания, обучения, социализации. Адаптируясь к культуре, человек становится ее носителем.
  4. «Потребитель» культуры. Человек использует достижения культуры для личных целей и для взаимодействия с другими людьми. При этом человек пользуется выработанной системой норм и ценностей, языком, различными практическими и научными знаниями.

Одной из проблем  отношений личности и культуры является проблема соотношения личностного  и общественного. Эта проблема заключается  в определении права личности на свое понимание норм и ценностей общества, права на свое самоопределение. Полную свободу личности дать невозможно, т. к. это разрушит общество и приведет к деградации культуры. Однако ужесточение и урезание прав ведет к торможению развития. В современном либеральном обществе личность обладает довольно большими правами и свободами. Такой уровень личной свободы возможен только при соответствующем уровне ответственности, образованности и профессионализма. С другой стороны, человек может использовать блага общества только при глубоком знании принципов и законов общества. Таким образом, высокий культурный уровень человека обеспечивает его права, свободу, возможности.

11. Культура этноса. Национальная культура  и ее символы.

Носителем культуры является не личность, а народ или этнос. Считается, что у каждого народа своя культура. Этнос – это большая кровнородственная группа людей, образующих племя, народность, нацию. Признаками единства и общности этноса являются:

-кровное родство (происхождение от общего предка)

-преемственность поколений

-единство территории

-единство языка

-общая историческая судьба

-общие традиции

-общее самосознание (этническая идентификация)

Прежде всего  этнос формируют единство территории и кровное родство. Остальные  признаки являются культурными, социальными и историческими. Признаки единства этноса становятся отличительными его чертами в составе нации. Нация состоит из этносов или является исторически развитой формой этноса. Основами нации прежде всего являются:

      единство  территории, общность экономической жизни, единство языка

На основе определенной нации складывается государство. А  в государстве на первый план выходят  экономические и политические ценности. Поэтому некоторые уникальные культурные признаки этноса сглаживаются, если не вписываются в культурную жизнь нации. С другой стороны, малые народы входят в состав нации, чтобы сохранить себя, продолжить свое существование в составе более мощного и развитого государства.

У каждой нации  существуют символы, составляющие ее культурное единство. Символами национальной культуры являются флаг, герб, гимн государства. Также символами могут быть выраженные в определенных образах индивидуальные черты нации. Русским, например, характерны доброта, гостеприимство, но и безответственность. Когда говорят: «Русский авось» – понятно, что имеется в виду. Символами нации могут стать яркие и всемирно известные личности, национальные герои. Для русского народа это, например, Пушкин, Чайковский, Ломоносов, Петр Великий. Символы национальной культуры выражают своеобразие нации на мировом уровне.

12. Институциональная  и профессиональная  культура.

Институциональная культура представляет собой совокупность культурных комплексов, регулирующих деятельность людей и организаций. Институты – это закрепленные формы организации общества, а также сложившиеся механизмы, удовлетворяющие потребности больших групп людей. Социальными институтами называют учреждения, министерства, но и устоявшиеся принципы их функционирования. Создание социального института служит для организации системы в определенной сфере общественной жизни. Такая система опирается на материальную базу, на конкретных людей и на институциональную культуру.

Существует несколько  сфер действия институтов: экономика, политика, образование, религия, семья. Признаки институтов носят культурный характер:

-символические культурные признаки –идеология - письменный и устный кодекс -нормы и образцы поведения -практические культурные черты

Для конкретного  человека институциональная культура служит двум целям. Во-первых, это осознание своего места в системе, ответственности за выполняемые действия. Во-вторых, это удовлетворение потребностей человека, наделение человека определенными правами. Социальный институт, построенный по культурным принципам, обладает высокой устойчивостью, а также способен к саморегуляции и саморазвитию.

Профессиональная  культура включает совокупность специальных  теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом  труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации. Различают формальную и реальную квалификацию. Формальная квалификация основывается на подтверждающем документе (дипломе, аттестате, удостоверений). Реальную квалификацию человек приобретает с опытом, который вырабатывается после нескольких лет работы в данной области. Опытный работник обладает всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями и умениями. Профессионализм заключается в умении выполнить поставленную задачу в заданных условиях.

13. Антикультура и  контркультура. Субкультура.

Общество распадается  на множество групп: национальных, демографических, социальных, профессиональных.  У  каждой из этих групп постепенно формируется  собственная субкультура. В отдельных  сторонах субкультура отличается или  противостоит главенствующей культуре. Но в главных чертах она согласуется и продолжает доминирующую культуру. Субкультуру отличает особая система норм и ценностей. Выражается это в языке, взглядах на жизнь, манерах поведения, прическе, одежде, обычаях. Обычно субкультура добавляет к общепринятым свои ценности, характерные только для данной группы. Если субкультура противоречит доминирующей культуре, то называется контркультурой.

Контркультура – это такая субкультура, которая  отличается от доминирующей культуры и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Контркультура возникает в обществе потому, что доминирующая культура не способна охватить и упорядочить все сферы общественной жизни. Существование контркультур очень важно, т. к. они обычно носят прогрессивный характер. Христианство раньше подвергалось гонениям, однако оно сохранилось и пережило Римскую империю. А идея коммунизма оказалась несостоятельна в настоящее время.

Антикультура  – это совокупность социокультурных  установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в культуре. Антикультура даёт человеку мнимую свободу, она навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь. Антикультура может быть агрессивна и деструктивна и всегда служит интересам отдельной группы людей, либо государственным интересам. Антикультура абстрактна и античеловечна, склонна к замещению индивидуального общественным. В общем, антикультура служит инструментом разрушения, инструментом революции.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"