Индустриальное
общество родилось в XVIII веке. Оно –
дитя двух революций – экономической
и политической. Под экономической
подразумевается великая индустриальная
революция (ее родина-Англия). А под
политической – Великая французская
революция (1789 – 1794). За три века культура
европейского общества изменилась неузнаваемо.
На смену феодализму пришел капитализм.
Флагманом индустриализации выступила
Англия. Она была родиной машинного производства,
свободного предпринимательства и нового
типа законодательства. Благодаря успехам
медицины, улучшению санитарных условий
жизни и качества питания резко сокращается
смертность. Средняя продолжительность
жизни растет. Увеличивается и численность
населения. Люди с большим желанием мигрируют
из села в город – в поисках более комфортной
жизни, культурно разнообразного досуга,
лучших возможностей получить образование.
К появлению такого типа общества привели
два глобальных процесса: индустриализация
и урбанизация. Урбанизация – переселение
людей в города и распространение городских
ценностей жизни на все слои населения
– становится неотъемлемым спутником
другого процесса – индустриализации.
Индустриализация – применение научных
знаний к промышленной технологии, открытие
новых источников энергии, позволяющих
машинам выполнять ту работу, которую
прежде выполняли люди или тягловые животные.
Переход к промышленности был для человечества
такой же значительной революцией, как
в свое время переход к земледелию. Благодаря
этому небольшая часть населения оказалась
в состоянии кормить большинство населения,
не прибегая к обработке земли. Сегодня
в сельском хозяйстве США занято 5% населения,
Германии — 10%, Японии — 15%.
Индустриализация
требует все более подготовленных
работников, так как сложность
технологии постоянно растет. В индустриальном
обществе, пожалуй, впервые место работы
отделяется от места жительства: в отличие
от ремесленника, рабочий каждое утро
покидает свой дом и отправляется в городском
транспорте на другой конец города, где
расположена его фабрика. Вместо нескольких
десятков, в крайнем случае, сотен специальностей
доиндустриального общества появились
десятки тысяч профессий. Причем скорость,
с какой на смену старым профессиям приходили
новые, возросла в десятки и сотни раз.
И большинство из них было просто неизвестно
аграрному обществу.
23.
Культурологические
характеристики постиндустриального
общества.
Переход от культуры
индустриального общества к культуре
постиндустриального сопровождается
превращением товаропроизводящей экономики
в обслуживающую, что означает превосходство
сферы услуг над сферой производства.
Решающим фактором развития становится
уровень образования и знаний. Подобные
процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих
переход от индустриального к постиндустриальному
обществу. Но они не отмечаются в России,
которая не так давно завершила переход
от доиндустриального общества, где большинство
населения составляли крестьяне, проживавшие
в сельской местности, к индустриальному.
Технический прогресс неузнаваемо преобразил
человеческое общество. Сегодня оно вступает
в эпоху безлюдного производства. «Белые
воротнички» — работники, занятые в автоматизированном
производстве, научных и прикладных разработках,
а также в сфере информации,— составляют
в развитых странах около 90% рабочей силы.
Возникает особая форма занятости — надомный
труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе,
когда место работы было неотделимо от
места жительства. Если это и возвращение,
то на качественно более высокой ступени.
Нынешнее поколение «компьютерных надомников»,
которых насчитываются уже многие миллионы,
нажимают на клавиши сверхточных машин
и оперируют огромными потоками информации.
Производительность их труда возрастает
при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные
компании переводят своих секретарей
и делопроизводителей на надомную работу.
Занятость в сфере обслуживания достигает
в США, Японии и Германии 70%. Таким образом,
первая и вторая половина XX века — две
качественно различающиеся социокулътурные
эпохи. В первой половине произошли две
мировые войны, во второй — ни одной. Ядерная
опасность, нависшая над всей планетой,
заставила ощутить хрупкость человеческого
существования, привела к формированию
невиданного доселе типа мировоззрения,
которое называют планетарным мышлением.
Кроме того, используются и другие термины:
«вторая промышленная революция», «третья
волна», «супериндустриальное общество»,
«третья индустриальная революция», «кибернетическое
общество». Но чаще всего используется
понятие «информационное общество», свидетельствующее
о том, что в современном обществе поиск,
анализ и применение информации стали
главными факторами развития. Общество
в США или Западной Европе именуют не только
постиндустриальным, но также информационным,
поскольку 60—80% рабочей силы прямо или
косвенно связано с созданием, обработкой
и передачей информации. Информация стремительно
становится все более и более доступной
из-за развития технологии. Персональные
компьютеры, автоматическая обработка
текстов, кабельное телевидение, видеодиски
и записывающие видеоустройства все шире
проникают в дома, школы и офисы.
Каждый год информация в мире удваивается
и утраивается, выходят все новые информационные
каналы, а самым передовым является система
Интернет — компьютерная паутина, опутавшая
невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня
по Интернету люди из разных концов земного
шара общаются письменно и визуально,
проводятся научные конференции и показательные
операции. Благодаря Интернету можно войти
в любую библиотеку мира, прочитать любую
газету и узнать самые последние новости.
За время существования
человеческого общества кардинальным
образом изменились источники энергии,
определяющие скорость технического прогресса.
Простое общество — это эпоха человеческих
мускулов; аграрное общество — силы животных;
индустриальное — мощи электричества,
пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное
общество — эпоха атомной и термоядерной
энергии.
XX век называют
самым динамичным за всю историю
человечества. Процессы обновления,
или модернизации, затронули все
страны мира и каждого человека
в отдельности. Ученые придумали
теорию модернизации, а художники —
новый стиль в искусстве, названный модернизмом.
24.
Роль культуры
в решении глобальных
проблем современности.
Глобальные проблемы
— это совокупность жизненно важных
проблем, затрагивающих уже не какой-то
отдельный народ, а человечество
в целом.
Вследствие стремительной
интернационализации хозяйственной
деятельности глобальные проблемы приобрели
планетарный характер и на наших
глазах стали объединять людей всей
планеты перед лицом общей
опасности и во имя общих ценностей,
главной из которых является сама жизнь.
Не будет преувеличением сказать, что
возникновение и обострение глобальных
проблем нанесло чувствительный удар
по классовым и националистическим стереотипам
в политике и культуре, способствуя преодолению
«кланового» и «блокового» мышления и
расколу мира на два враждующих лагеря
и множество ревниво охраняемых и вооружаемых
национальных «квартир». В самом деле,
если на терпящем экологическое бедствие
космическом корабле с атомной «начинкой»,
каким является наша Земля, будет продолжаться
межнациональная и межклассовая грызня,
то его шансы на выживание катастрофически
понижаются. Роль гуманистической культуры
в такой обстановке — культуры, выступающей
против любых видов ненависти, — неизмеримо
возрастает.
В научной литературе
нет окончательного «списка» глобальных
проблем; их число и характер варьируются
от автора к автору: опасность ядерной
войны; загрязнение природной среды; истощение
традиционных источников энергии; «демографический
взрыв» в одних странах и депопуляция
в других; растущая угроза голода в планетарном
масштабе; ухудшающаяся экология и т.п.
Среди глобальных
проблем особо выделяют проблему
растущего отчуждения современного
человека от себе подобных и от окружающей
его среды.
Сохранение культурной
среды — задача не менее существенная,
чем сохранение окружающей природы. Если
природа необходима человеку для его биологической
жизни, то культурная среда столь же необходима
для его нравственной самодисциплины
и социальности.
Культура в
качестве нормативного явления служит
во многом психологическим аналогом правоохранительных
органов, только действующим методом не
силового, а нравственного одобрения и
поддержки или осуждения и отторжения
нарушителей. Это внутренний «страж порядка»
в психологическом строе каждого человека,
и чем строже и бескомпромисснее он исполняет
свои обязанности, тем высококультурней
проявляет себя индивид. Культура не передается
от родителей генетически, а приобретается
по ходу жизни.
По-настоящему безопасное
общество то, где люди в абсолютном
большинстве своем сознательно и целенаправленно
соблюдают общепринятые нормы жизнедеятельности,
т. е. являются культурными. Для реализации
этих задач требуется объединение усилий
всех отраслей культуры (в ее широком понимании):
образования, искусства, религии, науки,
средств массовой информации, книгоиздания,
собственно культурных институтов (музеев,
библиотек, организованного досуга и т.
п.) — в рамках единой государственной
программы социокультурного саморазвития
и самосохранения общества.
25.
Человек и глобальная
информатизация. Проблема
взаимоотношений.
Благодаря широкому
распространению компьютеров каждая
личность получила свободный выход
в мир информации. Выравниваются
возможности людей в приобщении
к культурным ценностям. Благодаря
глобальным компьютерным сетям мир
становится более взаимосвязанным, целым.
Специалисты отмечают,
что информационная и компьютерная
революция имеет некоторые негативные
последствия. Компьютерная революция
может привести к снижению индивидуального
начала общекультурного уровня людей,
их разобщенности, изоляции, дегуманизации
(и труда), личное общение отходит на второй
план. Компьютерная революция может привести
к усилению манипулирования людьми. Средства
современных СМИ искусственно создают
и навязывают имиджи, языковые формулы,
стереотипы мышления и поведения. Это
лишает человека свободы выбора, подавляет
личность.
Большую опасность
для будущих поколений людей
представляет глобальная информатизация
общества. Если генная инженерия подрывает
природную основу жизни, то интерактивная
информация разрушает социокультурное
ядро наций. Сегодня необходимо защищать
не только биоразнообразие, но и разнообразие
культур. К сожалению, новейшие информационные
технологии используются как средство
культурного колониализма, как средство
создания глобальной технокультуры, ассимилирующей
традиционные ценности. Ответ на глобализацию
– душительницу культур, может быть только
один – это культурное разнообразие. Политики
и все ответственные лица обязаны цивилизовать
глобализацию и поставить на первое место
интересы человека, всех людей.
26.
Перспективы развития
культуры информационного
общества.
На самом деле,
это вопрос довольно деликатный и
волнующий практически каждого,
кто, так или иначе, связан с информационным
миром. Ведь информатизация хоть и проникает
в наш повседневный мир, но далеко
не с одинаковой скоростью, которая различная
в разных странах. Несомненно, в США, Японии,
Германии, Италии, Испании, Голландии эта
скорость одна, но вот в России, Белоруссии,
Боливии, Перу, Зимбабве эта скорость совершенно
другая. Впрочем, можно также надеяться
и на то, что произойдет повсеместное внедрение
IT и Hi-Tech технологий, что повсеместно будут
использоваться цифровые технологии,
сплошь и рядом будут микрочипы, сенсоры,
лазерные панели. Вследствие этого, рекламные
и развлекательные технологии перейдут
на принципиально новую платформу и новый
уровень. Повсеместно станут использоваться
лазерные технологии, возможно, у каждого
дома появиться виртуально-визуальный
лазерный друг, который будет оснащен
весьма приличным искусственным интеллектом,
с которым можно будет поговорить, поиграть,
у которого можно будет спросить совет.
Всюду будут внедряться голосовые технологии,
технологии голосового управления и контроля.
Это позволит виртуальной реальности
максимально приблизиться к обыкновенной
реальности. И, возможно, в определенный
момент, вы просто потеряете контроль
над реальностью. Мы перестанем ощущать
границу реальности и виртуальности, перестанем
отдавать себе отчет в том кто Мы и где
Мы. Несомненно, что в период пикового
развития информационных технологий,
практически полностью исчезнет бумажный
документооборот, он трансформируется
полностью в электронный. Это уже отчасти
сегодняшний день, так как все условия
для этого созданы. А вообще, информационно
развитие, среди всех своих положительных
сторон, имеет также и отрицательные стороны.
И это не только то, какое воздействие
эти технологии оказывают на психику,
но и то, что с каждым годом развития IT
технологий, технологий искусственного
интеллекта, мы, люди, сами проектируем
себе нового, пока что даже невидимого,
суперсовременного, суперсовершенного,
противника, против которого, в определенный
момент времени, мы просто окажемся, бессильны,
ведь этому противнику будет несвойственно
ошибаться, и на просчет самой сложной,
и самой невероятной задачи он будет тратить
менее миллиардной доли секунды. Это конечно
не сегодняшний, и даже не завтрашний день,
но все к этому идет.
Перспективы развития
культуры информационного общества
связаны с культурой постмодернизма.
Течение постмодернизма складывалось
в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса
в США. В целом, постмодернизм — это выражение
мировоззрения, переход к новому витку
в развитии культуры, размывание границ,
рамок между формами культурной деятельности.
Постмодернизм лишен стремления к исследованию
глубинных проблем и процессов бытия,
он стремится к простоте и ясности, к совмещению
культурных эпох. Мир нужно не понимать,
а принимать его таким, какой он есть. Подлинный
мир постмодернизма — лабиринт и полумрак,
зеркало и неясность, простота, не имеющая
смысла. Отношение человека к миру состоит
в мгновенном объяснении истины на основе
интуиции. Окончательное свое слово постмодернизм
еще не сказал. Культуре будущего будет
свойственно иррациональное, безмерное
буйство, трагико-героическое, нарушение
покоя, беспокойство, неудовлетворенность
уничтожение всякой индивидуальности
через мистическое единство. Образ мира
будет подобен образам, возникающим в
сновидениях, иллюзиях, грезах.