Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Переход к новому типу общества — постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.
Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций
12 Тенденции культурной универсализации в современном мире. Место и роль России в мировой культуре.
Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т. п.). Благодаря этому происходят поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.
В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависят во многом от источника их возникновения.
Культурные заимствования
Культурная диффузия как процесс стихийного и никем не контролируемого заимствования культурных ценностей имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставляют говорить о процессе глобализации современной культуры.
Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую.
В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образов жизни.
Историческая практика свидетельствует,
что в самом процессе культурной
глобализации изначально заложен определенный
конфликтный потенциал, поскольку
зачастую приходится пересматривать или
отказываться от некоторых традиционных
принципов и ценностей
Конец XIX - начало XX в. стали
чрезвычайно плодотворным периодом
в развитии отечественной культуры.
Духовная жизнь общества, отражая
те стремительные перемены, которые
произошли в облике страны на рубеже
двух столетий, бурную политическую историю
России в эту эпоху, отличалась исключительным
богатством и разнообразием. "В
России в начале века был настоящий
культурный ренессанс, - писал Н.А. Бердяев.
- Только жившие в это время знают,
какой творческий подъем был у
нас пережит, какое веяние духа охватило
русские души". Творчество русских
ученых, деятелей литературы и искусства
внесло огромный вклад в сокровищницу
мировой цивилизации.
Просвещение. "Культурный ренессанс"
затронул, правда, в первую очередь, верхние,
образованные слои населения. Проблема
приобщения социальных низов к элементарной
грамотности была еще весьма далека от
разрешения. Правда, и здесь наметились
сдвиги. Процент грамотности населения,
поднялся с 31 для мужчин и 13 для женщин
в 1889 г. до соответственно 54 и 26 в 1913 г. Число
начальных школ, находившихся в ведении
Министерства народного просвещения,
увеличилось с 37 тыс. в 1900 г. до 81 тыс. в
1914 г., а число учащихся в них с 2,6 млн. до
6 млн. человек. Кроме того, накануне Первой
мировой войны еще 2 млн. человек посещали
церковно-приходские школы. Стремительно
росло число различных добровольных образовательных
обществ, народных университетов.
Расходы государства, органов местного
самоуправления на нужды образования
увеличивались весьма высокими темпами.
Если в середине 1890-х гг. на эти цели ежегодно
отпускалось примерно 40 млн. руб., то к
1914 г. уже 300 млн. Тем не менее в плане финансового
обеспечения образования Россия уступала
наиболее развитым государствам. Так,
в 1914 г. расходы на просвещение в России,
население которой по численности превышало
население Англии в 4 раза, были больше,
чем соответствующие расходы в Англии,
лишь в 1,5 раза.
Наука. Конец XIX - начало XX в. ознаменовались
интенсивным развитием отечественной
науки. Крупными достижениями снискали
себе заслуженную известность ученые-естественники.
П.Н. Лебедев получил известность своими
работами в области светового давления.
Н.Е. Жуковский и его ученик С.А. Чаплыгин
заложили основы аэродинамики. Исследования
К.З. Циолковского предвосхитили современные
достижения в освоении космоса. Мировую
известность приобрели исследования в
области минералогии и геохимии В.И. Вернадского.
Созданное им учение о ноосфере, сфере
разума, возникающей на планете в процессе
сознательной деятельности человечества,
сыграло огромную роль в формировании
современных представлений о взаимоотношениях
человека и природы. На рубеже двух веков
успешно работал в области ботаники К.А.
Тимирязев. Признание международной общественностью
успехов отечественной науки проявилось
в присуждении русским ученым Нобелевских
премий. Их лауреатами были выдающийся
физиолог И.П. Павлов (1904) и один из основоположников
сравнительной патологии и микробиологии
И.И. Мечников (1908).
Значительным был вклад русских ученых
и конструкторов в технический прогресс.
А.С. Попов вошел в историю техники как
изобретатель радио. В 1910 г. в воздух поднялся
аэроплан отечественной конструкции,
созданный Я.М. Гаккелем. Выдающийся русский
авиаконструктор И.И. Сикорский построил
сверхмощные (для тех лет) самолеты "Илья
Муромец", "Русский витязь". Эмигрировавший
впоследствии, в 1919 г., в США И.И. Сикорский
сыграл там огромную роль в развитии американского
вертолетостроения. Создателем первого
ранцевого парашюта стал Г.Е. Котельников
(1911). Больших успехов достигли русские
ученые в исследовании многих малодоступных,
практически еще "неоткрытых" районов
планеты. Сподвижник Н.М. Пржевальского
П.К. Козлов прославился серией путешествий
по Центральной Азии. Известный геолог
В.А. Обручев организовал экспедиции в
районы Сибири и Дальнего Востока. В 1914
г. при попытке достигнуть Северного полюса
погиб ученый-гидрограф, смелый полярный
исследователь Г.Я. Седов. Материалы, собранные
его экспедицией, имели большое научное
значение и были впоследствии использованы
советскими исследователями Арктики.
Конец XIX - начало XX в. были исключительно
плодотворным периодом в развитии русской
философской мысли. В обстановке острейших
конфликтов, раздиравших общество, мучительных
идейных исканий расцвела русская религиозная
философия, ставшая одним из наиболее
ярких, если не самым ярким явлением духовной
жизни страны. Своеобразным религиозным
ренессансом стало творчество плеяды
блестящих философов - Н.А. Бердяева, В.В.
Розанова, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского,
С.Л. Франка и др. Опираясь на соответствующие
традиции русской философии, они видели
важнейшее средство гармонизации общественных
отношений в нравственном самосовершенствовании
личности. Русская религиозная философия,
начала которой были неотделимы от основ
христианской духовности, стала одной
из вершин мировой философской мысли,
уделяя основное внимание теме творческого
призвания человека и смысла культуры,
теме философии истории и другим вопросам,
вечно волнующим человеческий ум.
14 Культура советского общества.
Культура Советской России, СССР – крайне противоречивое явление, содержит в себе и положительные и крайне негативные тенденции, фантастические успехи и невосполнимые потери. Своеобразные черты культуры советского общества: господство официальной идеологии марксизма-ленинизма, тотальный контроль государства над учреждениями культуры, творческими союзами, госбюджетное, остаточное содержание культуры. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, в Европе, Америке, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.
Перемены в сфере культуры
произошли сразу после октября
1917 г. Государственная политика в
сфере образования была направлена
на решение двух задач – сделать
образование доступным для
В годы Великой Отечественной войны культура была подчинена задачам борьбы с врагом. Были перестроены и созданы вновь структуры по идеологическому руководству культурной работой. Изменилась государственная политика по отношению к религии и церкви. Формы культурной работы: радио, кинематограф, печать как наиболее оперативные, мобильные, доступные и эффективные выдвинулись на первый план.
В послевоенные годы центральное
место в работе ЦК партии заняли
идеологические вопросы. Советское
руководство проводило
Во 2 половине 1950-х – начале 60-х наметились тенденции либерализации общественно-политической жизни. «Оттепель» хрущевской поры стала временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство входит тема репрессий, начало которой положила повесть А. Солженицина «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилитация многих деятелей науки и культуры, печатаются ранее запрещенные произведения отечественных и зарубежных авторов. Активизируются международные культурные связи. Открываются новые театры («Современник»), художественные выставки, издаются журналы («Новый мир»).
16 Фашизм как характерное явление XX в. и его влияние на мировую культуру
Фашизм (итал. Fascio- объединение) - открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических, империалистических элементов финансового капитала. Выражает неспособность удерживать власть обычными , демократическими методами…
Фашизм служит выражением того, что растущее стремление народных масс к свободе можно пресекать лишь кровавым насилием и террором. Поэтому характерным для фашизма является уничтожение всех, даже элементарных, демократических свобод внутри страны
разразился глубочайший
кризис традиционной буржуазной идеологии,
всей системы ценностей, в том
числе и либеральных.
Фашистское движение смогло предложить
массам некую "третью" идеологию,
направленную как против буржуазных ценностей,
так и коммунистических. Возникновение
фашистских движений в этот период Нольте
считает неизбежным "даже если бы не
было ни Гитлера, ни Муссолини" .
По мнению Гитлера,
В целях духовного отупления масс, эффектного и эффективного воздействия на массовую психологию фашисты большое внимание уделяли организации всякого рода массовых сборищ : маршей, манифестаций, собраний, зрелищ, игр и т.п