Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Влияние философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше на западноевропейское художественное творчество.
Многие мыслители пытались
проникнуть в душу той или иной культуры, к примеру, О.Шпенглер через
гештальты, а Й.Хeйзинга через игру, однако эти философско- и историко-
культурологические концепции возникли в XX веке на уже имеющемся фундаменте,
заложенном представителями
А.Шопенгауэром .
источник самого мощного в западноевропейской мысли направления -
пессимистического.
Не все представители
декларировали свою приверженность пессимизму, поскольку вкладывали различный
смысл в это понятие, но в созданных ими системах трагическое ощущение мира
доминирует.
В жизни так много зла и страданий, что, даже не видя зло подле себя, но зная
о его существовании, невозможно человеку нравственному быть счастливым.
Осознавая это, он может различно проживать жизнь: деятельно - преобразуя
внешний мир или наоборот, отказавшись от него, углубиться в себя. Последнее
наиболее привлекательно для философов-иррационалистов, которые точку духовной
опоры всегда искали не вне, а внутри себя. Что же касается внешнего мира, то
он в их представлениях выступал в качестве зависимой от Я субстанцией.
Следовательно, путь преобразований мира внешнего лежал через внутренний мир
человека.
Можно ли облагородить человечество?"- этот вопрос является центральным для
Фридриха Ницше. В истории философии, пожалуй, не было более страстных и
поэтических философских трактатов, чем у Ницше. Его философская проза
наполнена художественной образностью, в ней стерта граница между философией и
поэзией.
Для переоценки ценностей, существующих в буржуазном обществе, Ницше нуждался
в некой идеальной модели, позволяющей высветить то негативное, что несла с
собой демократическая культура. Таким образцом явилась для него Древняя
Греция, где до появления Сократа органично сочетались оба начала -
дионисийское и аполлоновское. Чувство меры было отличительной чертой эллина,
нарушение еe привело к ырождению, а затем и к гибели Эллады. Декларируя
равенство обоих начал в культуре, Ницше на деле демонстрирует превосходство
дионисийского. Философ видит проявление особенности античного мировосприятия
в создании мифа и трагедии, которые есть животворящее женское дионисийское
начало в культуре.
Сознательная жизнь Ницше была завершена дифирамбами, которые со времен
древних греков посвящали богу Дионису. Ницше по своему мировидению был
дионисийцем. Хаос, безмерность, бушующий поток жизненных сил привлекали его.
Неожиданные истины самого Ницше противоречивы и многозначны. Истина для него
свет одинокой свечи, бережно спрятанной на груди Заратустры. Истина не
открыта каждому. Но может случиться так, что одинокий скиталец, проделавший
тяжкий путь к ней, ужаснется еe образу. Путь к истине не только кремнист,
долог, неоправдан, но и небезопасен. В жертву ей Ницше принeс свой
собственный разум.
Шопенгауэр предпочитал христианству буддизм, Ницше заменил Христа
Заратустрой. И тот и другой желали вырваться из современной им буржуазно-
демократической культуры, которая им виделась плоской и мещанской. В книге
"Так говорил Заратустра" Ницше выписал ценности иной культуры, указал
обязанности подчиненных, долг и объeм власти сильных, в том числе и
сверхчеловека, а также цель движения - высшее будущее.
На протяжении всей своей жизни Ницше решал только одну проблему - каким путeм
можно создать такую культуру - совокупность традиций, правил и верований,
чтобы человек подчиняясь ей мог облагородить свой внутренний мир? Ни наука,
ни религия не могут спасти нас, только искусство.
А.Шопенгауэр был последним немецким философом, предпринявшим попытку создать
всеобъемлющую систему,
способную разрешить
разгадать его тайну. Мыслитель, которого недолюбливали не только современники,
но и потомки 1, обвиняя его во многих смертных грехах, оставил
человечеству красивейшую аналитическую систему в виде объемного трактата "Мир
как воля и представление", предварив ее обращением "... человечеству передаю я
ныне законченный труд свой, в уповании, что он не будет для него бесполезен
..."2. Шопенгауэр мечтал о культуре, целью которой был бы человек,
ему он и адресовал свою книгу.
Научно-техническая
Существуют цивилизации, которые характеризуются прежде всего уровнем развития техники. Западные исследователи (Д.Белл, Г.Кан, З.Бжезинский, Р.Арон и др.) характеризуют их как "доиндустриальные", "индустриальные" и "постиндустриальные". Последние сегодня называются "информационными", "технотронными" и т.п. Действительно, каждая из названных технических цивилизаций имеет свой уровень развития техники и свои специфические способы ее освоения: соединения человека с орудиями производства, его трудовые навыки и производственный опыт, формы управления производством и др. Для каждой из названных технических цивилизаций характерен свой уровень развития техники и человека как технологического субъекта. Уровень техники зависит от степени распространения того или иного типа орудий производства, прежде всего машин. Проблема свободного времени - это и проблема развития духовной цивилизации. Именно духовная цивилизация определяет подлинное лицо технической цивилизации, выражая отношение национальной культуры, ее духовных ценностей, традиций к новым материальным и духовным ценностям.
Важно понять, что развитие постиндустриальной цивилизации, вхождение в нее через рынок, как мы сегодня провозгласили, связаны с тем, каким способом происходит овладение новыми материальными и духовными ценностями, прежде всего новыми технологиями, электроникой, автоматизацией, информатикой.
Культура не безразлична
к новому: она может отторгнуть
его или принять, органически
переработать, сделать своим. Религия,
этика, социальные установки, общественное
сознание не относятся безразлично
к существующим в обществе материальным
и духовным ценностям. Это хорошо
показал немецкий социолог М. Вебер
в работе "Протестантская этика
и дух капитализма". Протестантская
этика, т.е. неформальная система норм
и ценностей протестантской религии,
регламентирующая человеческие отношения
и общественное поведение людей,
являющаяся основанием социально-этических
оценок, оказала решающее воздействие
на развитие промышленного производства,
всей предпринимательской
3
4 г
5