Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
1.Термин «культура» и его значение
Культура (от лат. населять)обычно культура воспринимается как выращивание чего либо. В России термин культура появляется сравнительно поздно где-то в 18 веке. В современных языках термины «культура» и «цивилизация» являются синонимичными. Но культура это нравственность, а цивилизация это развитие. Культура-1)абстрактное понятие2)обозначение состояния общества3)абстрактное понятие образа жизни человечества4)абстрактное понятие худ. действительности. к 1952 году было уже 150 определений культуры, а в 21 веке уже около 500 понятий. Культура это то что отличает человека от животного, это то что не наследуется биологически, но предполагает обучение, т.е. передаётся с помощью языка.
2.Основные подходы к определению понятия «Культура»
Термин культура понимается по-разному:1)культура в целом 2)историческое понятие 3)нормативные определения: идеи образа жизни, ориентация на идеалы и ценности. 4)психологически: процесс адаптации, научения, формирования привычек и чисто психологических качеств. 5)структурные определения: структурная организация культуры. 6)генетические определения(культура с позиции появления):культура с позиции артефакта, культура как идея, роль символов в культуре, культура как нечто происходящее не от человека
3.Морфология культуры
Морфология-строение культуры
Предметом её исследования выступает изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества.
Выделяют след. Типы культуры:
1. С точки зрения
субъекта культуры: конфессиональное(
2. На основе конкретных региональных или исторических проявлений
3. На основе различных сфер и способов человеческой деятельности
Субкультура - это культура, обладающая особыми ценностями и нормами. Контркультура – культура, настроенная против устоев..
4.Функции культуры
- защитно-адаптивная;
преобразовательная (освоение и
улучшение природной и
5.Формирование личности в системе культуры
Личность-понятие для характеристики человека, как субъекта творческой деятельности, способного преобразовывать мир и самого себя. Культура-всеобщий способ самореализации личности.
Первоначально, личность-персона, личина-означала маску, которую надевал актер в античном театре. Превратившись в термин философии, личность изменила свой смысл. Человек не является в театре жизни лицедеем, а возлагает на себя определенную социальную роль, готов нести за нее отвественность.
Способ внутренней регуляции личности-совесть.
В каждой культуре формируется определенный тип личности.
Факторы: Общее историческое прошлое, Историческая память, Пространственно-временные отношения, Мифология, Религиозные доктрины, Общепринятые ритуалы, Био-социальный опыт, Система общезначимых моделей-образцов, Особенности географического пространства, Особенности социальных институтов, Групповая совесть, Преобладающие экономические модели, Коллективные мнения и ощущения, Предрассудки, Семейные образцы, Исторические традиции, идеалы и ценности, Отношение к чужим ценностям.
Личность:
- это не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления
- личность в культуре
создает свой собственный
6.Личность как субъект культуры
7.Понятие культурной самоидентичности
Культурная самоидентичность это осознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире.
К. с. — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. К. с. не про сто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Можно сравнивать К. с. с автобиографией.
8.Язык культуры
ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ - совокупность
культурных объектов, обладающая внутренней
структурой (комплексом устойчивых отношений,
инвариантных при любых преобразованиях),
явными (формализованными) или неявными
правилами образования, осмысления
и употребления ее элементов, и служащая
для осуществления коммуникативных и
трансляционных процессов (производства
культурных текстов).
Я.к. формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сооб-ва, принявшего правила этого языка. Совокупность Я.к. - осн. коммуникационное средство в культуре (субкультуре), поэтому освоение Я. к. - ключевой элемент социализации, аккультурации. Каждому Я.к. соответствует, как правило, своя область действительности или человеч. деятельности, представленная в опр. смыслах, а также собственно знаковая система - выразит, средство языка.
Изучением Я.к. занимаются семиотика (анализ знаковой представленности Я.к.), лингвистика (анализ естеств. языков), культурная семантика (изучение Я.к. как средства выражения смысла).
9.Способы освоения культуры
-аккультурация (исследование
процессов культурных
-инкультурация (процесс приобретения определенных черт культуры)
-социализация
Инкультурация-постепенная выработка человеком навыков, норм поведения, длительное овладевание культурным опытом, знанием традиций, которые характерны для определенного типа культуры и исторического периода
Социализация-процесс усвоения человеком социальных норм и правил жизнедеятельности в обществе. В процессе социализации человек приобретает способность играть определенные социальные роли. Основные механизмы: имитация; идентификация с другими; принцип подражания.
10.Понятие этнической культуры
Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.
11.Проблемы модернизации культуры
Модернизация-это
изменения окружающей действительности,
в которой традиции,как
Традиция (лат-передавать)
- соц. и культ. наследие, которое
транслируется от поколения к
поколению и воспроизводится
в определенных сообществах и
культурах в течение
культура - диактика противоречащая единство и новаторство
основные функции традиций.
- социализация - интеграция
людей социальной общности, нормирование
и первичный регулятор
- атрибут аграрных обществ.
Модернизация проявляется в индустриальном и постиндустриальном обществах. использование традицций наиболее характерно для бесписьменных обществ.
Пути освоения традиций.
- ритуалы (исторически
сложившиеся формы
- основополагающие идеи, которые демонстрируют прошлое как образец
- имитация
- вживание в культуру прошлого
Модернизация в культуре происходит благодаря инновациям (формирование новых моделей, стилей жизни, технологий,которые создают предпосылки досоциокультурных изменений)
12.Традиции и инновации в культуре
традиция от лат.-передавать-это соц. И культурное наследие, которое транслируется от поколения к поколению и воспр. В опр.сообществе и культурах в течении длительного времени. Развитие к-ры вне традиции явл. Невозможным., культуру часто отождествляют с традицией,хотя это понимание обыденного сознания явл.ошибочным.
Основные функции традиций: социализация, интеграция людей в в соц.обязанности, нормирование, первичный регулятор отношений. Т-это атрибут аграрных обществ. Модерн6изация к-ры более четка и активна в индустр. И постиндустр. Обществах. Использование традиций более характерно для бесписьменных обществ.
Пути освоения традиций:
1)с помощью ритуалов-
т.е. исторически сложившихся
форм неинстиктивного
2) основополагающие идеи
3)последствие основ.идей, демонстрирующих прошлое с помощью имитаций в к-ре,которое позволяет усвоить образцы прошлого
4)вживание в культуру
прошлого, характерно для
Модернизация в культуре происходит благодаря инновациям- это формирование новых моделей, стилей жизни, технологий, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Этот процесс происходит так:
1)порождение культурных
инноваций в силу опр.истор.
2)внедрение инноваций в к-ру приобщение человека к новому способу действий и движений, расширение числа субъектов вовлеченных в эту практику.
3)массовый,когда
инновация относится к
4)укрепление инноваций в строение культуры.
13.Глобализация культуры: понятие и сущность
На современном этапе решающее воздействие на модернизацию оказывает процесс модернизации. Глобальное понимание мира, как единого взаимосвязанного целого, предполагает реальный единый времен.практичнный ритм жизни,появление науки,технологий, глобального рынка.
Глобализм- это идеология глоб.об-ва и к-ру, а глоболизация- это длительно вызревающий соц.процесс формирования единого мирового порядка. Г к-ры сопровождается стремит.ростом влияния информ.технологий на повседневную жизнь. Другая отличительная черта глоболизации культуры это то,что в ходе информ.революции создается новая единая среда,повседневная соц.жизнь строится из противоречий локального и глобального индивида, должны выбирать свои жизненные пути из многообразия жизненных перспектив. Происходит противостояние глобального и локального, что приводит к трансформации чувства интимности. Традиционные связи уступают место новым, формируется противоречие во взаимосвязи индивидуального опыта и абстрактных систем, усиливается тенденция заботы о себе. Естественным следствием разрыва глобального и локального является усиление различных форм организации. Все это вместе приводит к необходимости проведения особой культурной переработки, т.е. осмысленной корректировки общего содержания общественной культуры. Задачами культурной политики явл.:
1)развитие к самобытности2)следование принципам культурного разнообразия3)уважение прав меньшинств4)создание возможностей для сохранения языков и традиций
14.Понятие культурной политики
15.Эволюционнизм как культурная школа
Эволюционизм — система взглядов в изучении истории жизни, подразумевающая всеобщее постепенное (упорядоченное) и закономерное (последовательное) развитие Человеч. культура в этих теор. рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в об-ва, к их природному окружению. Интерес к понятию “адаптация” устойчиво сохраняется на протяжении всего существования Э. и особенно отчетливо проявляется в настоящее время в эколого-антропол., культурно-материалистич. исследованиях.