Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа
Объектом исследования являются брачно-семейные отношения в Древней Руси в IX-X1II вв. и их особенности в языческий и христианский периоды.
Предметом исследования стали институты семьи, брака и опеки в Древней Руси, а также личные и имущественные отношения в древнерусской семье и регулирующие их морально-нравственные и правовые нормы.
Цель курсовой работы – рассмотреть эволюцию брачно-семейных отношений до и после образования государства, отношения внутри семей и положение женщин, а так же роль церкви в формировании браков и порядок наследования имущества в семьях.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Традиционная система семейно-брачных отношений как основа
самоорганизации общества, древнерусская семья……………………………..7
2. Родовые отношения на Руси………………………………………………….11
3. Половозрастная дифференциация……………………………………………16
4. Положение женщин в обществе……………………………………………...18
4.1 Положение женщины в Древней Руси……………………………………..18
4.2 Положение женщины в роде княжеском…………………………………...21
5. Трансформация семейно-брачных отношений в условиях государства…..25
6. Роль церкви в семейно-брачных отношениях на Руси……………………..30
6.1 Понятие церковного брака на Руси и его характеристика………………..30
6.2 Наследование имущества на Руси …………………………………………39
7. Свадьба на Руси………………………………………………………………44
7.1 Свадебные обряды…………………………………………………………..44
7.2 История свадебного наряда русских невест………………………………48
Заключение ………………………………………………………………………51
Список использованных источников………………
Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники37.
В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.
В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).
Если
невеста происходила из княжеского
рода, она должна была одевать плащ-мантию
из тяжелой парчи с золотым шитьем.
Заключение
В работе была рассмотрена тема: «Семейно-брачные отношения на Руси в освещении письменных источников».
На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Культура человечества немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений. Через семейно-родственные отношения люди воспринимают социально-культурный опыт, традиции и обычаи, реализуя всемирный закон преемственности и сохранения постоянства.
Как социально-культурный феномен, семья определяется преемственностью различных связей, отношений, чувств, ролей и выступает мощным институтом социального изменения, в котором закладывается ценностный, деятельностный, культурный потенциал нового поколения. От оптимального и эффективного функционирования института семьи будет зависеть то, какие положительные или отрицательные изменения ждут современное общество.
На протяжении многовековой истории России семейный быт всецело вытекал из родовых понятий, по которым «домовладыкой» являлся муж, будучи единственным властным лицом. Функция лидерства определялась по полу и укрепляла семейную организацию. Жена пребывала в неограниченном подчинении своему мужу, завися от него как экономически, так и социально. Государство признавало за родителями полную власть над детьми. Между ними (родителями и детьми) господствовал дух рабства, едва прикрытый ложной святостью патриархальных отношений. Еще меньшей свободой по сравнению с сыновьями обладали дочери. Как в богатых, так и в крестьянских семьях девушек готовили к переходу в чужую семью, семью мужа.
Не
защищало права женщин и государство.
Не одно столетие правовое регулирование
семейно-брачных отношений
К XVII веку православная церковь владела монополией в духовно-нравственной сфере.
Богатые
и многослойные отношения в семьях
исследуемого периода, безусловное
подчинение интересов каждого интересам
семьи позволяют
В Древней Руси семейно-брачные отношения регулировались нормами обычая. С принятием христианства эти отношения стали регулироваться церковным правом. Для того времени был характерен патриархальный тип взаимоотношений в семье: вся полнота власти принадлежала мужу. С появлением «Домостроя» патриархальность еще сильнее укрепляется. С XVI века постепенно происходит процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Создаются органы, регулирующие эти отношения. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен.
Процесс
институционализации русского семейного
права шел, во-первых, через трансформацию
древних семейно-брачных
Заключение брака приводом невесты в дом жениха указывало на эволюцию брачно-семейных отношений. Приданое, даваемое за невестой и остающееся ее собственностью, делало ее более самостоятельной и свободной, переводило взаимоотношения супругов из вещного плана в личностный. Муж не получал права распоряжаться жизнью и смертью жены, но мог распоряжаться ее свободой.
Таким образом, современное развитие семейно-брачных отношений слабо учитывает опыт традиционной русской культуры, что негативно сказывается на обществе страны в целом. Учитывая культурный опыт русского традиционного общества, семейно-родственные отношения станут более осознанными и значимыми для человека. Семья должна стать фундаментом духовного возрождения российского общества. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Список использованных источников
Информация о работе Семейно-брачные отношения в Древней Руси в освещении письменных источников