Семейно-брачные отношения в Древней Руси в освещении письменных источников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются брачно-семейные отношения в Древней Руси в IX-X1II вв. и их особенности в языческий и христианский периоды.
Предметом исследования стали институты семьи, брака и опеки в Древней Руси, а также личные и имущественные отношения в древнерусской семье и регулирующие их морально-нравственные и правовые нормы.
Цель курсовой работы – рассмотреть эволюцию брачно-семейных отношений до и после образования государства, отношения внутри семей и положение женщин, а так же роль церкви в формировании браков и порядок наследования имущества в семьях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Традиционная система семейно-брачных отношений как основа
самоорганизации общества, древнерусская семья……………………………..7
2. Родовые отношения на Руси………………………………………………….11
3. Половозрастная дифференциация……………………………………………16
4. Положение женщин в обществе……………………………………………...18
4.1 Положение женщины в Древней Руси……………………………………..18
4.2 Положение женщины в роде княжеском…………………………………...21
5. Трансформация семейно-брачных отношений в условиях государства…..25
6. Роль церкви в семейно-брачных отношениях на Руси……………………..30
6.1 Понятие церковного брака на Руси и его характеристика………………..30
6.2 Наследование имущества на Руси …………………………………………39
7. Свадьба на Руси………………………………………………………………44
7.1 Свадебные обряды…………………………………………………………..44
7.2 История свадебного наряда русских невест………………………………48
Заключение ………………………………………………………………………51
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

курсовая. семейно-брачные отношения в древней руси в освещении письменных иссточников.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     Родовая община - это добровольный союз-единство нескольких семей одного рода. Законы общины строились на тех же космических принципах, что и законы рода. Они не противоречили этим законам, а дополняли их. Русы даже после принятия христианства, пытавшегося ликвидировать родовую общину и общину в целом, сумели сохранить ее законы общины до начала 20 века. Только община эта была уже не родовой. Явление общины ярко прослеживалось в течение длительного периода времени только на Руси.

     На  основе всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы. Древнерусские жители собирались для совместного проживания в общины, состоящие из нескольких семей, имеющих свои законы и обычаи, в таком  обществе женщина имела не только свободу, но и право выбора. Для брачных уз старались найти девушек и юношей в соседнем роду, которые являлись потомками бы их рода, а не в своих деревнях.

 

      2. Родовые отношения  на Руси

     Семья была средоточием жизни человека Руси. Обширная и детально проработанная терминология родственных отношений - одно из лучших тому подтверждений. К сожалению, письменные источники весьма скупо освещают эту строну духовной жизни наших предков. Однако даже косвенные данные позволяют сделать достаточно любопытные выводы.

     Судя  по всему, наиболее значимыми считались  связи, во-первых, между братьями и, во-вторых, между родителями и детьми. «Глубина» родовой памяти редко  когда выходила за рамки этих двух поколений родственников. Недаром  существительные «брат», «братья» чаще всех других слов употребляются летописцами. Так, в «Повести временных лет» они встречаются 219 раз (т.е. в среднем 4,6 упоминания на каждую тысячу слов текста; для сравнения: самое употребимое в «Повести» существительное «лето» - встречено 412 раз - дает 8,8 упоминаний на каждую 1000 слов, а следующее по частоте употребления – «сын» - встречено 172 раза, - соответственно 3,7 упоминания)4. Вообще же дети мало занимали летописца. Слова, обозначающие подрастающее поколение («отрок», «детя», «чадо»), встречаются в «Повести временных лет» в десять раз реже, чем существительные, относящиеся к взрослым мужчинам. Мужская родственная терминология составляет чуть меньше трети всего комплекса летописных существительных, притом, что вообще «родственная» лексика дает 39,4% от всех существительных, употребленных летописцем. Следует также отметить, что старшее поколение (отец-мать; муж-жена) занимает в летописи подчиненное положение по сравнению с младшим (сын-дочь; братья-сестры; дети-чада): 353 и 481 упоминание соответственно. Причем проблема «отцов и детей» в русском средневековье принимала вид проблемы «сыновей и родителей»: отношения между сыновьями, с одной стороны, и родителями (отец, мать), - в другой, дают 355 упоминаний.

     Теория  родового быта в русской истории  зародилась впервые в известном труде историка-юриста Эверса. Древнюю русскую историю Эверс представлял себе в следующем виде: русские славяне жили первоначально в родовом быту; родовой быт возник из стремления лица и семейства обеспечить свою собственность, свободу и самую жизнь от покушений со стороны других; во главе рода стоит старший родоначальник, а раздоры родов заставляют их выбрать себе общего главу: "взаимная вражда и ревность не позволяют (русским) выбрать (князя) из среды себя, почему они и решаются призвать себе князя извне". Князь управляет землей подобно тому, как родоначальник управляет своим домом и своей семьей: "государство в первоначальном своем состоянии есть не что иное, как соединение многих великих родов, и новый властитель - не что иное, как верховный патриарх"... "То, что оставлял (князь) по своей смерти, было первоначально семейною собственностью оставшихся детей", ею распоряжались "иногда старший брат, иногда все братья, но, большею частью, с известным подчинением старшему (основанному на уважении к летам). Если один брат умирал, то оставшийся заступал его место (т. е. происходило перемещение князей по волостям), ибо только братья в совокупности были владетелями оставленного отцом имущества. О детях братних, т. е. о втором колене, еще не было речи, имение постоянно составляло одно нераздельное целое"; раздел возник позднее; собственности личной не было, законов также не было; земля управлялась обычаями, вследствие чего не было определенности в правах и возникали частые ссоры; господствовала кровная месть; этот патриархальный, или родовой, порядок постепенно изменялся в государственный. Теория родового быта получила дальнейшее свое развитие в трудах С. М. Соловьева и К. Д. Кавелина. Теория родового быта в трудах наших историографов характеризует исключительно отношения между князьями Рюрикова дома и не касается населения Древней Руси. Это произошло по двум причинам. Во-первых, в источниках, дошедших до нас, почти нет указаний на родовую форму быта русского народа в древнюю эпоху. В летописях, правда, несколько раз употребляется термин "род", но этот термин не всегда имеет одинаковое значение, и из случаев его употребления трудно сделать какое-нибудь заключение. Можно только описывать "родовое" устройство русских по аналогии с другими славянскими племенами. Русская Правда указывает на господство родовой мести в XI-XIII в., но, в то же время устанавляет, что "аже оумреть смерд, то задница (т. е. наследство) князю", а не в род, чего бы не могло быть при существовании родового быта. Вторая причина является до некоторой степени следствием первой5. Кавелин формулирует ее так: "вся русская история, как древняя, так и новая, есть по преимуществу государственная, политическая, в особенном, нам одним свойственном значении этого слова. Областная провинциальная жизнь еще не успела сложиться, когда стало зачинаться и расти государство". Следовательно, внимание исследователя должно быть обращено преимущественно на политическую историю, на отношения между князьями Рюрикова дома, владевшими русскою землею. Полное господство родовых отношений на Руси С. М. Соловьев признает только до половины IX в.; " после являются условия, которые нарушают эту полноту". Старшинство признается младшими до тех пор, пока старший руководится в своих отношениях к младшим родственным чувством любви; когда последнего условия нет, младшие прибегают к суду Божьему - войне. Старшинство в родовой линии основывается на старшинстве физическом: дядья старше племянников; старший брат имеет преимущество перед младшим, тесть - перед зятем и т. д. Первоначально род состоял из отца, сыновей и внуков. Когда отец умирал, в отца место становился старший сын и тем самым дети его, т. е. внуки родоначальника, становились братьями дядьям; но остальные внуки, сыновья младших сыновей родоначальника, оставались внуками, так как старший дядя был в отца место их отцам. После смерти старшего сына старшинство получал второй сын и переводил своих сыновей в братья младшим его братьям и сыновьям покойного старшего брата. Таким образом, все члены рода получали последовательно старшинство.

     Важной  уточняющей частью имени человека на Руси было и остается отчество (патронимическое  прозвище), обычно употребляемое вместе с личными именами и образованное от имени отца. Отчество прямо указывало  на происхождение и родственные связи данного лица. Наряду с традиционными для данной семьи именами оно было одним из наиболее важных «внешних» показателей принадлежности человека к тому или иному роду (во всяком случае, до появления фамилий).

     В то же время в старину на Руси отчество косвенно указывало и на социальную принадлежность человека, поскольку считалось почетным наименованием. Если представители высшей феодальной аристократии именовались так называемым полным отчеством, оканчивающимся на -вич, то средние сословия пользовались менее почетными формами патронимических прозвищ - полуотчествами, оканчивающимися на -ов, -ев, -ин, а низшие вообще обходились без отчеств.

     Имена, отчества и прозвища были известны с древнейших времен, фамилии же появились на Руси довольно поздно. Фамилии - это наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определенной семье. Как уже отмечалось, на протяжении нескольких веков «родовая память» на Руси вполне обходилась двумя поколениями родственников: отцами и детьми. Это находило отражение в неосознаваемой автором источника повышенной (по сравнению с другими терминами родства) частоте упоминаний братьев с одной стороны, отцов и матерей - с другой. Подтверждается это и тем, что именование человека с отцовским прозвищем в качестве родового считалось вполне достаточным, а потому так называемые дедичества (личные прозвища, образованные от имени деда) употреблялись исключительно редко. Теперь же (видимо, с развитием частного землевладения) потребовалось более «глубокое» родословие, фиксировавшееся в родовых прозвищах, общих для всех членов семьи. Они появились лишь в XV-XVI вв., да и то вначале только у феодалов.

     На  основании изложенного можно  сделать выводы.  Теория родового быта в русской истории  зародилась впервые в известном труде историка-юриста Эверса. Русские славяне жили первоначально в родовом быту, который возник из стремления лица и семейства обеспечить свою собственность, свободу и самую жизнь от покушений со стороны других. Принадлежность к роду определялась именами и отчествами,  а уже позднее фамилиями. Во главе рода стоит старший родоначальник. Старшинство в родовой линии основывается на старшинстве физическом. Род состоял из отца, сыновей и внуков. Когда отец умирал, в отца место становился старший сын и тем самым дети его. На протяжении нескольких веков «родовая память» на Руси вполне обходилась двумя поколениями родственников: отцами и детьми. 

 

      3. Половозрастная  дифференциация

     Семья - это сложный союз супругов между  собой и родителей с детьми. Для создания семьи необходим один из двух этих союзов, семьей признаётся муж и жена, не имеющие детей, семью также может составлять один из родителей вместе с детьми. В историческом значении для образования семьи необходимы оба условия: так союз супругов, не имеющих детей, не выполнял понятия семьи, и бесплодие было причиной расторжения брака. По древним законам других славянских народов, смерть одного из родителей прекращала родительскую власть, и дети освобождались от власти родителей.6

     Для заключения брака необходимо было соблюсти ряд условии. Одним из этих условий - был установленный законом возраст. Византийские источники колебались в определении возраста: в одних документах он был для мужчин - 14 лет. Для женщин - 12 лет. В других 15 и 13 лет. Русское каноническое право (Стоглав) устанавливало свои сроки: для мужчин - 15 лет, для женщин - 12 лет. На самом же деле на Руси браки заключались и  более раннем возрасте: мужчины женились в 8 лет, а женщины выходили замуж в 10 лет. Это первое условие для брака не согласовывалось с обычаями - в России традицией было женить детей в восемь - десять лет. Мотивы поведения родителем были разными: материальная выгода выдать дочь замуж в определённую семью, желание породниться с друзьями и другие. Но главной причиной было желание управлять судьбами детей. Необходимость соблюдать брачный возраст не находило сочувствия у родителей. Однако церковная политика была направлена на строгое соблюдение закона. Каноническое право при сильной борьбе с обычным правом не получило всеобщего признания не только в 17 веке. Но и к концу 18 века. Вопрос о брачном возрасте поднимается и в 18 веке. Петр 1 установил новый брачный возраст: для юноши - 20 лет, для девушки - 17 лет7.

     Вторым  условием для вступления в брак было отсутствие запрещенных степеней родства, свойства, а также духовного родства, которые устанавливались исключительно по Кормчей книге. Священник должен был знать, как определить степени родства, запрещенные к браку. Кровное родство не разрешалось до седьмой степени включительно, его было проще всего установить. Более сложным был вопрос в определении степени свойства. Свойство возникало посредством брака, в результате которого муж и его родственники считались в свойстве с родственниками жены и наоборот. Оно запрещалось до шестой степени включительно. Трудность установления степени свойства заключалось в том, что многие родственники не поддерживали каких-либо контактов между собой и не могли знать о браках дальней родни. Существовал ещё один вид препятствия браку - духовное родство. Духовное родство возникало путём крещения, когда один был крёстным отцом или матерью, а другой крестником. По Кормчей - крёстный отец считался в духовном родстве первой степени, с крестником, так же как родители находились со своими детьми в кровном родстве первой степени. Брак запрещался в духовном родстве до седьмой степени включительно, но только по нисходящей линии (от седьмой до первой степени). Таким образом, существовала сложная система, запрещавшая браки в определённых - степенях родства, свойства, духовного родства и усыновления.

     По  этой главе можно сделать следующие  выводы. По древним законам других славянских народов, смерть одного из родителей прекращала родительскую власть, и дети освобождались от власти родителей. Для заключения брака необходимо было соблюсти ряд условии: Одним установленный законом возраст, отсутствие запрещенных степеней родства, свойства, а также духовного родства, которые устанавливались исключительно по Кормчей книге, а так же духовное родство. Однако не всегда эти условия соблюдались, в том числе и самими священниками.

      

 

      4. Положение женщин  в обществе

     4.1 Положение женщины  в Древней Руси

     Женщины редко упоминаются в летописных источниках. Например, в "Повести  временных лет" сообщений, связанных  с представительницами прекрасного  пола, в пять раз меньше, чем "мужских"8. Женщины рассматриваются летописцем преимущественно как предикат мужчины (впрочем, как и дети). Именно поэтому на Руси до замужества девицу часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме: Володимеряя, а после вступления в брак - по мужу (в такой же, как и в первом случае посессивной, владельческой форме; мужняя жена, т.е. принадлежащая мужу)9.

     Едва  ли не единственным исключением из правила стало упоминание жены князя  Игоря Новгород-Северского в "Слове о полку Игореве" - Ярославна. Кстати, это послужило А.А. Зимину одним из аргументов для обоснования поздней датировки "Слова". Весьма красноречиво говорит о положении женщины в семье цитата из "мирских притч", приведенная Даниилом Заточником (XII в.): "Ни птица во птицах сычь; ни в зверез зверь еж; ни рыба в рыбах рак; ни скот в скотех коза; ни холоп в холопех, хто у холопа работает; ни муж в мужех, кто жены слушает"10.

     Деспотические порядки, получившие широкое распространение  в древнерусском обществе, не обошли стороной и семью. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении. Прежде всего, это относилось к женской половине дома. Считается, что в древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его обычно не видела.

     После свадьбы ее новым "хозяином" становился супруг, а иногда (в частности, в случае его малолетства - такое случалось часто) и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить кому бы то ни было подарки либо получать их.

Информация о работе Семейно-брачные отношения в Древней Руси в освещении письменных источников