Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа
Объектом исследования являются брачно-семейные отношения в Древней Руси в IX-X1II вв. и их особенности в языческий и христианский периоды.
Предметом исследования стали институты семьи, брака и опеки в Древней Руси, а также личные и имущественные отношения в древнерусской семье и регулирующие их морально-нравственные и правовые нормы.
Цель курсовой работы – рассмотреть эволюцию брачно-семейных отношений до и после образования государства, отношения внутри семей и положение женщин, а так же роль церкви в формировании браков и порядок наследования имущества в семьях.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Традиционная система семейно-брачных отношений как основа
самоорганизации общества, древнерусская семья……………………………..7
2. Родовые отношения на Руси………………………………………………….11
3. Половозрастная дифференциация……………………………………………16
4. Положение женщин в обществе……………………………………………...18
4.1 Положение женщины в Древней Руси……………………………………..18
4.2 Положение женщины в роде княжеском…………………………………...21
5. Трансформация семейно-брачных отношений в условиях государства…..25
6. Роль церкви в семейно-брачных отношениях на Руси……………………..30
6.1 Понятие церковного брака на Руси и его характеристика………………..30
6.2 Наследование имущества на Руси …………………………………………39
7. Свадьба на Руси………………………………………………………………44
7.1 Свадебные обряды…………………………………………………………..44
7.2 История свадебного наряда русских невест………………………………48
Заключение ………………………………………………………………………51
Список использованных источников………………
В XI в. брак стал церковной прерогативой. В участии в судебных процессах о наследстве могли отказать лицам без соответствующих церковных свидетельств. Точных данных о возрасте вступления в брак до нас не дошло. С. В. Юшков считал, что он составлял 14 - 15 лет для мужчин и 12 - 13 лет для женщин.
В Русской Правде речь идет об индивидуальной семье (муж, жена, дети) с личным хозяйством. В статьях о "верви" подразумеваются, возможно, коллективы родственников. В Пространной Правде имеется целый устав о наследстве (ст. 90 - 95, 98 - 106). Две первые статьи (ст. 90, 91) закрепляют древние ограничения в общинах смердов: имущество умершего, не оставившего сыновей, переходит князю, дочерям до замужества выделяется часть на приданое32. В то же время в среде дружинников и бояр действовал иной принцип: "наследство князю не идет, его наследуют дочери". В остальных статьях регулируется наследование на базе частной собственности и индивидуального хозяйства33.
Общий принцип известен еще по Договорам с Византией: приоритет наследования по завещанию с обеспечением законных долей членов семьи. Статья 92 гласит: "Кто, умирая, разделит свой дом детям, на том стоять, кто без ряда умрет, всем детям идет имущество". Наследование по завещанию ограничено сыновьями и женой, дочери получают только часть (ст. 93, 95). Дети от первой жены имеют право на часть имущества, принадлежащего матери (ст. 94). Дети от рабыни не наследуют ничего, но получают с матерью свободу (ст. 98). Во всех случаях "двор" переладит младшему сыну (ст. 100) как менее способному к самостоятельному существованию. Имущество малолетних детей находится под управлением матери: если она выходит замуж, то назначается родственник-опекун. Мать, опекун, отчим отвечают за это имущество и несут материальную ответственность за его утрату. Своей частью имущества мать распоряжается самостоятельно, может завещать его детям, лишать их наследства, если они будут "лихи" (ст. 106).
Такой порядок наследования обеспечивал имущественные права всех членов семьи и в целом просуществовал до того момента, когда к наследованию стали допускаться женщины. Одновременно установилась зависимость благополучия детей мужского пола от воли завещателя как основа "доброго" отношения к родителям, при сохранении младшим детям гарантии средств к существованию.
На основании изложенного можно сказать, что к наследованию по закону призывались дети, супруг и родственники по боковой линии. Сыновья при наследовании по-прежнему исключали дочерей, однако приданое, которое причиталось дочерям, постепенно приближалось по своей правовой природе к наследованию, так как не связывалось более с обязательным замужеством. При отсутствии сыновей дочери призывались к наследованию, однако это не могло касаться недвижимого имущества, которое предоставлялось под условием государственной службы владельца (поместья и жалованные вотчины). Вдова имела право на пожизненное пользование выслуженной вотчиной и право собственности на благоприобретенные вотчины.
7. Свадьба на Руси
7.1 Свадебные обряды
Это сейчас свадьбы справляют в ресторанах и загородных коттеджах. Предки наши жили в лесах в рубленых избах. Но традиции тех далеких времен еще можно проследить даже в современных свадьбах. У древнейших наших предков вообще не существовало свадебной церемонии: жен покупали или "умыкали", то есть крали (в том числе из других племен) и, без совершения каких-либо обрядов, просто начинали с ними жить. Требования к невесте (а затем и жене) были предельно простыми: девственность, полное подчинение мужу в наступившей семейной жизни, чтобы «подруга жизни» не возражала и не жаловалась, чтобы была работящей и здоровой.
Однако, хотя как таковых свадебных традиций не существовало, у разных племен уже стали появляться разные обычаи. К брачным узам стали относиться с большим уважением, начали почитать их священными. Постепенно религия и быт древних славян усложнялась, появлялись новые обряды. Да и дикие нравы постепенно смягчались. Похищение невесты из реальной кражи стало обрядом, который проходил по взаимному согласию сторон.
Очень полезный и актуальный для современности древний славянский ритуал – в разных племенах иногда практиковался… пробный брак! Предполагаемая невеста переезжала в дом жениха, но саму свадьбу играли только через некоторое время. Если брак оказывался неудачным, девушка, точнее уже женщина, возвращалась к родителям, получив от семьи несостоявшегося мужа материальную компенсацию. Но такие случаи были исключением. Чаще всего пробный брак заканчивался настоящей свадьбой. Пробные браки были в ходу у небольшого количества племен и дальнейшего распространения этот обычай не получил, постепенно сойдя на нет.
В старорусских семьях дамы могли выходить замуж исключительно в порядке живой очереди. Это означало, что младшая дочь ни коим образом не могла выскочить замуж раньше старшей. Для многих крестьянских семей рождение дочери означало еще и серьезные траты – надо каждой дочке обеспечить - накопить приданное. Ведь бесприданница могла и вовсе остаться без мужа.
Разводов в те времена практически не было. Единственным поводом к разрыву отношений служила неверность одного из супругов. Зато церемония развода была предельно простой – надо было при свидетелях выйти на перекресток и разорвать там пояс, платок или полотенце. Еще ту же операцию можно было проделать над рекой, бросив потом в нее обрывки.
В дохристианской Руси молодых водили вокруг дерева, дома, бани. Затем, уже в церквях, молодых стали водить вокруг алтаря. В свадебных обрядах вообще используется много круглых предметов: свадебный венец невесты, кольца, каравай, круглый пирог или торт. Косы, ниспадающие на плечи у незамужней девушки, укладываются у замужней кольцами вокруг головы. Все старинные свадебные обряды, так или иначе, связаны с кольцом, кругом. Круг означал солнце, долгую жизнь, богатство, изобилие.
Исстари на Руси существовало два вида (или типа) свадеб – драматический и праздничный. Первый характерен, прежде всего, для русского севера, выходцев из Сибири и Забайкалья. Отголосок этого типа свадьбы можно увидеть во многих свадебных церемониях разных областей России. На свадьбу приглашали специальную плакальщицу, которая, выла и причитала так, что голосить начинали все. Символически причитали и плакали мать невесты и ее подруги. Считалось, что если не наплачешься перед свадьбой, то будешь плакать потом – в будущей семейной жизни.
А вот у казаков, украинцев и белорусов свадьба всегда была весёлым обрядом. Никто не плакал, все только плясали, пели, веселились, играли на музыкальных инструментах. Отсюда и пошло выражение "играть свадьбу".
Мало кто знает, что свадьба у славян была перво-наперво магическим действом! Одной из главнейших задач считалась надежная защита новорожденной семьи от порчи. Жениха "защищали" тем, что ему крестообразно срезали с головы пучок волос. Для того чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол венчального платья крест накрест вкалывали иголки. Фата должна была скрывать невесту от злых духов, чтоб они ее не узнали.
Переход невесты из дома отца в дом мужа и того пуще – расценивался как переход под покровительство чуждых духов! А их нужно было задобрить. Поэтому на церемонии было огромное количество оберегов.
Существует традиция, по которой жених вносит невесту в дом на руках. Изначально этим действием пытались обмануть домового и заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи.
С дороги свадебного поезда (или, на современный манер, кортежа) убирали даже небольшие камешки (вдруг заколдованные), приглашенные бабки читали заговоры и молитвы. Возле дороги у дома клали зажженную паклю или лучины – опять же, чтоб духов не подпустить.
А еще в старину на свадьбе устраивались потешные кулачные бои между семьями (так сказать, кланами) жениха и невесты. Родственники невесты в этом случае символически сопротивлялись и быстро сдавались родне жениха. К сожалению, на современных деревенских свадьбах и сегодня спонтанно вспыхивают кулачные бои, отнюдь не магического характера.
Магическое значение имели и обряды с хлебом. Каравай могли разломить над головами жениха и невесты. Затем половинки связывали красной лентой и выкладывали на стол. Отсюда пошел обычай связывать красными ленточками бутылки шампанского. В старину на бутылки "зелена вина" надевались бублики и калачи. Ими иногда и закусывали. До сих пор мать мужа должна встречать молодых дома хлебом-солью. На длинное вышитое полотенце кладут круглую буханку чёрного хлеба с укреплённой посередине солонкой.
С принятием Русью христианства возникла необходимость освящения брака церковью. В остальном мало что изменилось - свадьба по-прежнему носила характер массового гуляния, с щедрым застольем, длившимся порой по три-четыре дня.
В России вообще всегда гуляли свадьбы с размахом. Главное в этом деле - отличиться по максимуму и заткнуть за пояс свадьбу соседа!
А свадебные традиции плавно перетекли из Руси языческой в Русь христианскую. Некоторые обычаи были заимствованы аж из античности. Это обмен кольцами, а так же осыпание молодоженов мелкими монетами и разнокалиберными зерновыми культурами. Даже традиционный «хлеб-соль» достался русичам в наследство от древних римлян.
Свадьбы игрались на Руси в строго отведенное для этого время. Во время поста, в дни больших православных праздников нечего было и думать о браке. Больше всего свадеб гулялось осенью, после уборки урожая. Это время и по сей день считается самым благоприятным. Затем наступает пост и приходится ждать, пока не пройдут святки. После крещения и до масленицы нужно успеть срочно пожениться - а то потом снова пост. Лучшим днем для свадьбы считалась Красная горка – первое воскресенье после Пасхи.
В старину на Руси в дом невесты засылали сватов. Иногда это была специально приглашенная сваха, иногда – родственники жениха. Дабы избежать сглаза, сватать приходили уже после захода солнца. Сваты старались по дороге не останавливаться и ни с кем не разговаривать. Родители невесты выслушивали сватов, но с ответом не спешили. Ответ давался лишь во время второго, а то и третьего визита сватов. В случае положительного ответа родители невесты принимали от сватов хлеб, разрезали его и съедали. При отказе отказа каравай возвращался визитерам.
На Руси помолвка (сговор) являлась самым важным предсвадебным обрядом. Родители молодых писали уговор, в котором значился день свадьбы. Зажиточные люди – дворяне, помещики – давали в доме невесты бал и званый ужин. Жених дарил невесте какое-нибудь украшение. В семьях победнее помолвка была не столь пышной. Родители просто благословляли жениха и невесту, поднося молодым икону. Сразу после благословения отец невесты передавал отцу жениха приданое34.
Первую брачную ночь молодые по обычаю должны были провести в бане, в клети (в чулане) или на сеновале. Жена должна была собственноручно снять с мужа сапоги, демонстрируя этим свое смирение и покорность35. Муж вынимал из сапога деньги (которые сам накануне туда положил) и отдавал жене в знак того, что обязуется содержать ее. После чего брал плеть, трижды слегка ударял жену – чтоб знала, кто в доме хозяин и чтоб в будущей жизни не бить ее36.
Наутро чулан или баню отпирали и свахи забирали у невесты ночную рубаху и простыни. Этим вещам придавалось большое магическое значение - через них невесту могли сглазить или сделать бесплодной. Нельзя было допустить, чтоб эти вещи попали в чужие руки.
Соблюдение всех обрядов на свадьбе было обязательным лишь в том случае, если брак был первым. Повторный брак проводился без особой помпы. Третий брак, к примеру, вообще не одобрялся церковью. Недаром в народе ходит такая пословица: "первая жена от Бога, вторая от себя, третья – от Дьявола".
7.2 История свадебного наряда русских невест
Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.
Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.
Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было, прежде всего, в отделке.
Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.
Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.
Информация о работе Семейно-брачные отношения в Древней Руси в освещении письменных источников