Рассмотрение культурологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Культурология должна сориентировать слушателя, помочь ему войти в интересный и сложный мир культуры, так сказать, предоставить ему «ключи» и «путеводитель» для путешествия в этом мире.
Цель данной работы – рассмотрение культурологии как науки: предмет и объект культурологии, функции, основные области культурологии. Но так как культурология – это наука, изучающая культуру, то говорить о ней возможно только после рассмотрения понятия культуры.

Содержание

Введение
Особенности становления культуры.
Определение культуры и ее функции.
Материальная и духовная культура и их элементы.
Заключение

Работа содержит 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 69.67 Кб (Скачать)

Функции культурологии обычно делят между собой этнография, этнология, культурная антропология, социология, семиотика и философия культуры. Остаются нерешенными проблемы ее размежевания с другими гуманитарными и социальными науками. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Материальная и духовная культура и их элементы.

Материальная  культура имеет достаточно сложную  структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства.

Производственная культура – это орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.

Культуру жизнеобеспечения  составляют постройки, предметы быта, одежда.

Вооружение и военная техника – это особая область материальной культуры.

Материальная  культура – результат, средство и  условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она  удовлетворяет материальные потребности  людей, оно многообразнее и многозначнее. Она выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение. Материальная культура отражает процессы взаимовлияния народов, их культур  вплоть до вытеснения ее отдельных  элементов. Например, в России в 18-19 вв. национальная одежда вытеснялась  западноевропейской, становясь постепенно общемировой.

Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и  как социальный знак, и как памятник культуры.

Источники изучения материальной культуры:

Реальные  предметы (включают  археологические и этнографические памятники; сохранившуюся архитектуру; нефункционирующую технику; всю функционирующую материальную культуру).

Их изображения (включают произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические  произведения; фото- и кинодокументы).

Макеты и  модели, соответствующие оригиналу (включают макеты и модели известны с древности. Это уменьшенные  копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, детские игрушки и т.д.).

Письменные  источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию – о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).

Многие памятники  материальной культуры являются символом эпохи (определенные марки автомобилей, танков, «катюши» символизируют для  нескольких поколений ВОВ).

Корабли –  тоже символы эпохи: парусный – символ петровской эпохи; каравелла – Колумб открыл Америку.

Важная часть  материальной культуры – постройки  – жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически первым среди них было жилище человека.

Костер как  первый  «культурный» источник тепла и света стал центром притяжения, объединения древнейших людей. Так еще до появления построек возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества.

Жилище –  это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной  внешней среды; с другой – создает  социальное пространство, в котором  может осуществляться производственная и бытовая деятельность.

Кроме того, жилище – защита от посягательства на жизнь и имущество его обитателей (строились дома-крепости).

С развитием  общества и культуры жилище приобретает  новые функции. Появление социального  и имущественного неравенства привело  к тому, что дома стали отличаться размерами, числом комнат, уровнем комфортности. Появились постройки особого  социального назначения – дом  вождя, дворец правителя, который, кроме  утилитарной роли, стал играть презентативно-престижную, что положило начало новому виду искусства  – архитектуре. Появились постройки  неутилитарного плана, прежде всего  культовые, а также связанные  с системой государственной власти и управления. Шло время, жилье  менялось. Появлялись многоэтажные дома, но большинство людей мечтают  жить в собственном доме.

Разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Главное ее назначение – защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она  также служит социальным, социально-демографическим, национально-религиозным знаком отличия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный статус ее обладателя (дворянин, купец, духовенство, военный).

Большое значение имели и отдельные элементы одежды – пояс, головной убор. На Руси о  социальном статусе человека свидетельствовала  его шапка. Чем знатнее, тем выше шапка.

Издавна одежда была знаком племенной или национальной принадлежности. В современных условиях, когда общество перешло на «европейское платье», некоторые люди сохраняют  в одежде какой либо национальный элемент (вышитая рубаха, папаха, тюбетейка).

С развитием  моды одежда стала средством социального  самоутверждения. В середине 20 века самостоятельную роль стала играть молодежная мода (раньше молодежь одевалась  в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые), ибо не было понятия молодежь – в 12-15 лет  считались взрослыми. Производители  создали огромную индустрию молодежной моды. СМИ, рекламы сформировали рынок  молодежной одежды, которую носят  не только молодые.

Детская одежда. Вначале ее не было. Дети одевались  как и взрослые. Детская одежда появилась в конце 19-нач. 20 ст. Сегодня  наблюдается обратный процесс –  некоторые формы «взрослой» одежды шьются для детей.

Две тенденции  прослеживаются в истории костюма: усложнение и разнообразие и унификация (джинсовая ткань).

Особым социальным значением обладает боевое оружие. Это – часть материальной культуры, связанной с вооруженным насилием в обществе. Первоначально в качестве боевого использовалось охотничье  оружие. С возникновением производящего  хозяйства и появлением запасов  зерна, стадного скота, которые можно  было присвоить в результате успешного  военного набега, военные столкновения стали регулярными. Происходит дифференциация оружия: мечи, щиты. Оружие для многих народов (др. германцы, римляне республиканской  эпохи) стало своего рода «орудием  труда», источником дохода.

Развитие  военной техники способствовало техническому прогрессу вообще. Боевое оружие во все эпохи его существования  является условием и атрибутом политической власти. (Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием  в руках. В Древнем Китае необходимо было умение управлять боевой колесницей – это признак «благородного  мужа».

Техника поставила  перед человеком множество проблем, породила противоречия, стала одной  из причин кризиса цивилизации.

Происходит  унификация, стирание национального  своеобразия.

К базисным элементам духовной культуры относятся:

    • обычаи;
    • нравы;
    • законы
    • ценности

Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует поступать так, а не иначе.

Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную  систему культуры, но в качестве  дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс (Дуэль – культовый комплекс, который относится к этикету, есть (был) не везде).

Ценности - не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему  культуры, выполняя особую функцию. Они  указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в  культуре, но не предписывают.

Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке  должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как  нарастает степень строгости  тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

Обычай –  традиционно установившийся порядок  поведения, закрепленный коллективными  привычками.

Привычка  – это повседневная сторона социальной действительности, обычаи – более  редкий, «праздничный» ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать  старших и т.д. Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. Обычаи – это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.

Нравы –  обычаи, приобретающее моральное  значение.

В Древнем  Риме понятие обозначало самые уважаемые  и освященные обычаи. Они назывались mores – нравы. Отсюда пошло слово мораль (от лат. moralis – нравственный) – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества.

Закон –  нормативный акт, принятый высшим органом  государственной власти в установленном  конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов:

обычное право – совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли  

юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания. 

На более  высоком уровне культурная регуляция  человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые  не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять.

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют  проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части  духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная  композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет  или явление. Так, любой предмет  мебели мы скорее всего отнесем к  материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся  в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для  различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они  сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака  — деньги, а также разнообразные  талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения  оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент —  можно потратить на покупку продуктов  питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в  театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают  универсальным посредником между  предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между  собой эти предметы, обезличивая  предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что  все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают  духовную сторону жизни.

Стоит заметить и то, что  общечеловеческое наиболее ярко и отчетливо  проявляется именно в материальной культуре. Ее ценности, принципы и нормы, оказываются более долговечными, чем ценности принципы и нормы  духовной культуры.

Материальная культура служит цели удвоения человеком себя в предметном мире (К. Маркс). Человек трудится, прилагая к продукту труда свою человеческую меру, исходя из единства «меры вещи»  и «меры человека». У духовной культуры существует лишь одна мера –  человеческая. Материальная культура внутренне скрыто, латентно содержит в себе духовное. В духовной культуре духовное опредмечивается в материальные знаковые системы. Духовный текст материально  культуры скрыт, спрятан в ней; духовная культура дает свое гуманистическое  содержание открыто.

Информация о работе Рассмотрение культурологии как науки