Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, реферат
Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит,
возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить
предмет культуры, как основы изучения культурологии.
Применительно
к научному познанию эта задача,
как я в первой главе старался
показать, решается сравнительно легко:
конкретные познавательные стадии целесообразно
различать по специфичному проявлению
отношений истины и заблуждения.
На первой стадии, обычно относимой
к донаучному познанию, происходит
всего лишь собирание мнений - doxa.
На второй стадии возникают столкновения
мнений на общем проблемном поле, так
что сама возможность подобных столкновений
может в принципе служить критерием
перехода от первой стадии ко второй. Динамика
относительных заблуждений
Гораздо
труднее выявить принципы различения
стадий в культуре, мыслимой как
развивающееся целое. Если в общем
плане стадиальность в культуре
совпадает со стадиями всемирно-исторического
процесса, то отнесение каждой конкретной
культурной общности к той или
иной стадии всякий раз представляет
собой особую задачу, решаемую по- разному
в разных системах нерелятивистской
теории культуры. Различие решений
определяется в первую очередь, конечно,
содержательными моментами, то есть
в конечном итоге тем, какой концепции
культуры придерживается тот или иной
исследователь. И поскольку таких концепций
много (хотя и не бесконечно много), возникает
нужда в довольно формальном критерии
отнесения к той или иной стадии каждой
конкретной культуры. Именно таким универсальным
абстрактным моментом культуры, который
может позволить провести искомое различение,
является широко понятый язык культуры.
Семиотика культуры, предметом которой
как раз и являются системы смыслов, знаков
и значений в культуре, должна и может
поэтому претендовать на гораздо более
существенную - метатеоретическую - роль,
чем та, которая ей до сих пор отводилась
в системах содержательного анализа культур.
Смысл
этой новой роли усматривается в
осуществлении транскультурных
сравнений, то есть в компаративном
анализе полноты, глубины и дифференцированности
культурных значений двух культур. Из
двух сравниваемых культур, следовательно,
та принадлежит более высокому уровню,
чья система включает в себя помимо
основной массы культурных смыслов
другой культуры еще и значимое число
таких, которые не только отсутствуют
в этой последней, но и принципиально
не выразимы в ней. В данном случае
речь идет, по-видимому, о конечном числе
разнообразных культурных смысловых
единиц, в целом характеризующих
каждую из культур, благо техника
такого рода сравнений в современной
лингвистике и структурализме разработана
довольно подробно.
В то же
время следует помнить, что при
использовании такого рода техники
нельзя прибегать к крайностям: здесь
нужен не extremum, а optimum. Язык культурных
норм, обычаев, ритуалов, традиций столь
богат и разнообразен, что всякий
раз возникает проблема необходимого
и достаточного обоснования. Можно
поэтому предложить облегченный
вариант сравнения: отсутствие в
языке одной из сравниваемых культур
целых слоев культурных смыслов,
присутствующих в другой, - свидетельство
ее принадлежности более низкому
уровню. Этот подход не в силах вовсе
избавить нас от субъективизма, но может
существенно снизить его
Всем
этим, однако, не решается, а только
формулируется наиболее важная задача
обеспечения транскультурного понимания:
в отличие от развитого понятийного
язык культурных смыслов включает,
разумеется, комплексы «непереводимых»
смысловых единиц, к числу которых,
как это показано еще Э.Кассирером,
в первую очередь относятся символы.
Между тем именно они составляют
главную ценность каждого относительно
самостоятельного культурного языка,
поскольку в этой сфере и формируется
то, что составляет своеобразие данной
культурной реальности.
Сказанное
позволяет уяснить, что, во-первых, именно
герменевтика в качестве наиболее развитой
техники истолкования символических
содержаний призвана прежде всего обеспечить
транскультурное понимание, а тем
самым и возможность отнесения
каждой конкретной культуры к той
или иной стадии развития мировой
культуры; во-вторых, транскультурное
понимание требует
Логическое
развертывание категориальной сети
теории культуры, отражающее одновременно
этапы исторического
Смысл
марксистских дискуссий 60-80-х гг. вокруг
теории общественно- экономической
формации, как это теперь видится
воочию, состоял в том, чтобы избавиться
от унилинейности в понимании общественного
развития - от представления, согласно
которому все общество в целом проходит
пресловутые пять стадий - ступеней. От
унилинейности не спасает, как тотчас
же выяснилось, и представление, в силу
которого каждое общество по-своему проходит
все те же стадии. Ведь как раз при этом
последнем «раскладе» получается, что
некоторая изначальная этно- культурная
заданность определяет последующие социальные
структуры и формы экономической жизни.
Именно невозможность построить развитую
картину истории - исторической смены
социального устройства на базе марксистского
представления о последовательной смене
способов производства со своей механикой
разрешения противоречия производительных
сил и производственных отношений - заставляла
отказываться от идеи стадиальности всемирно-исторического
развития. И тогда выходило, что теорию
исторического процесса как смены общественно-экономических
формаций надо дополнить теорией культуры.
Логика дополнительности здесь не действует,
как не действует она нигде, если берется
в качестве универсального методологического
принципа: даже будучи дополнена (стоит
только начать!) холистскими отсылками-вкраплениями,
она исключает диалектику, - ведь диалектика-то
предполагает существование внутри-себя-
противоречивого единства изначальной
социальной тотальности, выражением которой
как раз служит субъект-объектное отношение,
обусловливающее двоякодетерминированность
социальной реальности.
Социально-экономические
закономерности объективны. Производственные
отношения - та социальная материя, которая,
существуя в обществе (и, значит,
немыслимая без сознания), не зависит
от общества (resp. от сознания) и определяет
их собой, определяет социальную реальность,
частью которой она сама является.
Другая часть этой реальности - все
остальные отношения между
Таким
образом, существует порядок вещей,
определяемый социальной материей и
по традиции образно именуемый объективной
логикой или объективной
Но есть
еще объективная логика - логика
культуры, не менее объективная, но
не материальная. Эта логика относительно
самостоятельная, в известной мере
независимая от социально-экономических
отношений. Логика эта - предмет теории
культуры. Конституируется ее предмет
не только в рамках теории, но и практической
потребностью: надо же постигать отдельную
особую логику заблуждений, произволений,
художественных эмоций. Утверждая это,
мы сразу же вновь попадаем в центр
проблемы соотношения
, с одной
стороны, и теории культуры - с
другой. В таком случае, однако, приходится
принять во внимание
Не будучи
абсолютно самостоятельной, культура
в той мере, в какой она обладает
атрибутами внутренней автономии, развивается
из определенной исходной «клеточки».
Добраться до этой исходной величины
нелегко: именно ее-то и проясняет
эпистемологический анализ. Методологический
прием, который при этом используется,
- историческое восхождение от конкретного
к абстрактному подвергается проработке
под лазерным лучом логического
анализа сознательным применением
восхождения от абстрактного к конкретному.[26]
Именно так выявлена исходная клеточка
культурных структур.
Решая
проблемы, относящиеся «к классической
проблеме противоречия двух функций
культуры - поддержания и изменения
порядка», [27] обращу внимание прежде всего
вот на что. Доказательством того,
что радикальные общественно-
В основе
креативизма, как мы помним, лежит
культурологизм - абсолютизация роли
культуры в социальном процессе: источник
эволюции социума усматривается
в творческой культурной деятельности,
осуществляемой в знаково-символической
форме. Аргументы против такого понимания
культуры можно теперь свести к двум
главным: во- первых, при таком подходе
к культуре приходится без достаточных
оснований пересматривать четкое понятие
традиции, приписывая ему совершенно
фантастические атрибуты, в то время
как оно безусловно предполагает
примат репродуктивной деятельности,
основанной на - увы! - рабском воспроизведении
вещей, предметов и схем деятельности;
во-вторых, перенесение источника
социального развития в культуру
резко искажает реальную социальную
динамику - на задворках оказываются
тогда социально-экономические
Преодолению
креативистских схем должно служить
понимание развития социума как
двоякодетерминированного процесса, то
есть как обусловленного социально-экономическими
производственными отношениями, с
одной стороны, и культурой - с
другой. Лишь мерой совпадения этих
двух факторов определяется конкретная
картина развития общества. Это значит,
что лишь теоретико-познавательная
трактовка динамики социума требует
различения первичной и вторичной
роли каждого из этих факторов в
реальном бытии общества, в остальном
их различение преходяще, относительно.
Очевидно, однако, что только раскрытие
механизма взаимодействия детерминантов
общественного развития могло бы
придать значимость этому тезису.
Но постижение этой механики (наиболее
тонкий и вместе с тем туманный
момент в традиционно-марксистской
теории общества) невозможно без выяснения
структуры и сущности культуры как
детерминанта общественного развития.
В отличие от всех других определений
сущности культуры, исходящих из категории
«деятельность» («способ деятельности»,
«социально значимая творческая деятельность»
и т.д.), здесь в основу понятия
«культура» полагается опыт - фиксированная
сторона практики, своего рода «застывшая
практика», структура и условие
реализации того или иного способа
деятельности.