Понятие культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит,
возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить
предмет культуры, как основы изучения культурологии.

Работа содержит 1 файл

культурологияВведение.docx

— 71.18 Кб (Скачать)

основным  видам  производства  -  материального  и  духовного.  Материальная

культура  охватывает всю сферу  материальной  деятельности  и  ее  результаты

(орудия  труда, жилища,  предметы  повседневного   обихода,  одежда,  средства

транспорта  и связи и другие). Духовная культура охватывает  сферу  сознания,

духовного производства (познание, нравственность, воспитание и  просвещение,

включая право, философию, этику,  эстетику,  науку,  искусство,  литературу,

мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно  предполагает

органическое  единство материальной и духовной культур 

1. Сущность  культуры.  

Спор  о культуре не завершен. Можно ли счесть его бесполезным? Нет. Получены важные «промежуточные результаты». Прежде всего такой промежуточный результат - так сказать, минимизация числа  подходов к определению категории  культуры. Эмпирическая классификация  становится возможной именно с этой поры. В самом общем виде основаниями  классификации служат или могут  служить: мера обобщенности, дисциплинарная отнесенность, степень психологичности, социологичности и/или антропологичности  и т.д. Но пользу таких процедур и  у нас, и на Западе справедливо  подвергают сомнению, что имеет следствием среди прочего также и своего рода «инфляцию» понятия культуры.[1] Характерен обычный, массовидный взгляд на культуру: «В состав культуры входит множество социальных ожиданий, передаваемых людьми из поколения в поколение  в процессе научения... Общество делится  с личностью своим культурным наследием и модифицирует ее реакцию  в процессе приспособления к групповой  модели»[2]. Необязательность, нестрогость  таких характеристик, отсутствие у  них какой бы то ни было объясняющей  силы выводят их за рамки науки - в сферу обыденных представлений. В таком ключе выдержана большая  часть рассуждений о культуре, претендующих на достойное место  в теории культуры. На этом примере  легко убедиться в том, что  Фейерабендова стратегия пролиферации, действенная до поры до времени, все-таки ограничена пределами первого познавательного  этапа (см. гл. 2 упомянутой моей монографии.).  

Несмотря  на то, что понятие «культура» - основополагающее для теории культуры, определить его  не просто. Дело в том, что от этого  определения слишком многое зависит  не только в культурологии, но и далеко за пределами этой области. У понятия "культура" долгая история. А уж история слова «культура» изучена  до обсосанности, а между тем в  ней все еще остаются непонятые моменты - в силу все той же методологической закономерности, согласно которой лишь теоретический взгляд придает осмысленный вид истории.[3] Хорошо известно, что слово «культура» восходит к латинскому cultio - возделывание, обработка, как и слово «культ», происходящее из того же источника. Этимологически в латыни более древним источником слова «культура» считается глагол colere в первоначальном значении «возделывать», «обрабатывать» и лишь в позднейшем - «почитать», «поклоняться».  

Уже в  античности (точнее, в Древнем Риме) слово приобрело широкое хождение, сохранив, разумеется, как и все  понятия на первом этапе становления  науки, свой метафорический оттенок. Цицерон  говорил о необходимости культуры души, считая таковой философию («Cultura ... animi philosophia est...»). В этой метафорике содержится огромный смысл: во-первых, все последующие смыслы соответствующих  понятий находятся здесь в  свернутом виде - как во всякой метафоре[4]; во-вторых, для современного читателя именно в этой метафоре - источник последующего появления того, что получило название философии культуры.  

Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат  развития некоторых духовных или  телесных способностей при помощи соответствующих  упражнений. В более общем и  ординарном смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений; культурой  нередко называют и просто воспитанность. В этом смысле часто говорят также  об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация. У слова «культура» в этом употреблении всегда позитивный смысл, но термин - это глубоко симптоматичный факт языка! - всегда предполагает дополнение (resp., определение): культура труда, отдыха, духовная, политическая культура и  т.д. Таким образом слово используется все шире, начиная с конца XVII века, сделавшись к XVIII веку более или менее  обычным в массовом словоупотреблении; в литературе им стал широко пользоваться современник и друг Мирабо, Мармонтеля, Вольтера, ученик и оппонент Ларошфуко - маркиз де Вовенарг (и опять характерная  деталь - Л.Вовенарг-моралист возлагает  все свои надежды на постепенное  эволюционное изменение нравов, на культивирование, «окультуривание». У  противопоставления культуры революции, как видно, долгая история). Но даже значительно позднее, в конце XVIII века Форсиа д'Юрбан считал необходимым  пояснение: «Это слово культура, по-видимому, означает в этой и следующей моей мысли состояние духа, облагороженного  просвещением»[5]. Наряду со словом «культура» (die Kultur) в немецкоязычной традиции широко используются слова die Bildung (воспитание, образование с процессуальным смыслом), die Aufklarung (просвещение, иногда в значении die Kulturkampf - «борьба за культуру», сиречь тоже «окультуривание»).  

Именно  на почве немецкого Просвещения  категории «культура» суждено было сыграть важную теоретическую роль. Вопреки распространенному предрассудку, не философы, а представители конкретных гуманитарных дисциплин поставили  вопрос о культуре как относительно самостоятельном социальном феномене; философы в дальнейшем попытались лишь осмыслить его, включив в состав своих теоретических систем. Все  они в согласии с общими установками  просвещенческого сознания понимали под  культурой, как мы помним, то, что  человек привносит как в окружающую среду, так и в развитие своего естественного состояния и посредством  чего он достигает своего собственного усовершенствования. Я уже упоминал эти ныне незаслуженно забытые[6] имена: правовед барон Самуэль фон Пуфендорф  в своем трактате «De jure naturae et gentium libri octo» (1672, второе изд. 1681) и филолог  Иоганн- Кристоф Аделунг в работе «Versuch einer Geschichte der Kultur des menschlichen Geschlechts»  понимали под культурой именно такую  просвещенность, тогда как Гердер, в самом начале своих «Идей  к философии истории человечества»  поставивший все вопросы философии  культуры[7], связывал культуру с человечностью - гуманностью, мыслимой как высшая цель Творца. Вместе с тем, коль скоро  речь зашла о Гердере, стоило бы напомнить  тот факт, что великому немецкому  просветителю в высшей степени были присущи мощные инсайты в сторону  подлинного историзма и ничуть не менее тонкой, чем гегелевская  диалектики. Гердер-просветитель, например, высказывает воистину просвещенный в высоком смысле этого слова  взгляд на то, что по самой сути должно было бы противостоять просветительству - на мистику: «И мистика сослужила  свою службу - она отвлекала души от пустых церемоний, приучала их к  самоуглублению и давала им духовную пищу. Одиноких людей, отнятых у мира, тоскующих, мистика утешала картинами  иных миров, она даже развивала чувства, будучи своего рода духовным романом. Мистика предшествовала метафизике сердца, подобно тому, как схоластика уже трудилась ради разума - мистика и схоластика сохраняли равновесие. К счастью, почти уже прошли времена, когда опиум этот был - и не мог не быть - лекарством».[8]  

Это, между  прочим, ближайший источник Марксова образа в афоризме «религия - опиум  народа». Неплохо бы об этом не забывать: почти все так называемые «высказывания  классиков», вошедшие в лингвократическую (не лого-, а именно лингво-: очень  важно здесь ценой греко-латинской  вульгарной гибридизации поточнее передать смысл) идеологически- властную афористику, подлежат, так сказать, обратному  включению в исторический контект. Главное средство догматизации текстов - изъятие их из исторического контекста, отнесение их к tempora aeterna - «этернализация»  слова. Перед культурологически  ориентированной герменевтикой  стоит новая по своей качественной определенности задача - не простая  десакрализация текстов, а новое  транскультурное их понимание - переосмысление через пирамиду культурных смыслов.  

Еще одно уместное замечание: воспринимая ближайший  смысл Гердерова образа - опиум - лекарство, Маркс всецело стоит  на почве просветительства, которое, по сути, им же преодолено всюду - но не здесь - в области, которая стоит  еще всецело перед задачами, так  и не выполненными просветителями. И потому теоретическое (Кантово- гегелевское) и практическое (собственно марксистское) снятие просветительства здесь для  Маркса (и для нас) еще не произошло.  

Учителем  Гердера и в этой - «культурологической» - области был Кант, но в данном случае учитель оставался на голову выше своего ученика, хотя в отличие  от Гердера никогда систематически представить историю культуры, по-видимому, не собирался. Для Канта культура - «приобретение разумным существом  способности ставить любые цели вообще (значит, в его свободе»[9]. В этом качестве культура - последняя  цель, «которую мы можем приписать  природе в отношении человеческого  рода»[10].  

Понятие «культура», таким образом, исподволь  занимало место в философской  рефлексии, входило в концептуальные ряды, составлявшие каркас важнейших  философских систем. В дальнейшем сложился ряд оригинальных подходов к проблеме культуры, из которых  заслуживают особого упоминания символическая концепция культуры Э.Кассирера и С.Лангер, а также  ценностный подход к культуре на базе других школ неокантианства. Г.Рюккерт, Н.Данилевский, К.Леонтьев, О.Шпенглер создали ряд конкретных теорий культурно-исторических типов и локальных цивилизаций. Философия культуры крупнейшего  этнолога Б.Малиновского построена  на основе созданной им теории потребностей.  

Эту линию  в дальнейшем продолжили представители  культурной антропологии (Э.Тейлор, Ф.Боас, А.Кребер). Большой вклад в современную  теорию культуры внесли семиотические  исследования и лингвистика вообще, занимающая особое место в гуманитарном познании ХХ века: в мире, где скомпрометированы  все системы ценностей, особенно активно ведется поиск хоть каких-нибудь твердых оснований, безусловных  ориентиров. К числу таких ориентиров часто относят именно язык с его  всеобщей значимостью и сравнительно высокой независимостью от тех или  иных идеологий, да и вообще социальных систем. Заманчиво поэтому пытаться строить теорию культуры на такой  основе: ведь культура становится тогда  общим знаменателем, опосредующим звеном научной объективности и гуманистической  субъективности. Если добавить к этому  проблему человеческого равенства, которая получает теоретическое  обоснование в идее равноценности  культур (культурного релятивизма), связанной генетически с теорией  лингвистической относительности - станет ясно, почему многие представители  западной философии в наши дни  склонны отождествлять философию  и теорию культуры и относить свои теоретические идеи к области  философии культуры. Этот факт нашел  подтверждение в солидной культурологической тематике последних философских  конгрессов, съездов, симпозиумов на Западе.  

Перед западными мыслителями наших  дней стоит проблема взаимосоотнесения  этих подходов: какая же это философия  культуры, если сама культура понимается как область семиотики (семиотическая теория культуры)? Из этого затруднения часто пытаются выйти, постулируя некоторую двучленную типологию культурологического знания: культурология тогда делится на философию культуры и семиотику культуры. Это, однако, не избавляет от необходимости выяснить их соотношение - и если это занятие не понимается как бесплодное формальное классификаторство во имя раздела «культурологического имущества», здесь есть над чем подумать всерьез, тем более, что нерешенность таких проблем - питательная почва для скептицизма относительно культурологии вообще: не секрет ведь, что традиционная система образования ряда стран не знает культурологической специализации, что закономерно порождает сомнения в необходимости такой научной дисциплины. Так и получается, что, например, «франкофонным» культурологам систематически приходится обращаться к доказательствам своего права на существование, предъявляя научному сообществу и научным административным инстанциям (соответственно, распорядителям кредитов) вид на жительство.  

При всем том, однако, в истории различных  культурологических концепций в  наши-то дни уже можно проследить определенную логику, в общих чертах обозначенную самой сменой теоретических  ориентаций, намеченных выше. Здесь  убедительно демонстрирует себя переход от субстанциональных построений («культура - совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности»)[11] к ценностным и  психологически-личностным культурологическим построениям, далее к реляционным  взглядам («культура - совокупность отношений  между людьми» и далее - к деятельностным концепциям («культура - та или иная сторона специфически человеческой деятельности»), и затем, наконец, - к  креативистским концепциям («культура - творческая деятельность человека и  общества». При этом особняком стоят  и не особенно претендуют на общекультурологическое содержание всякого рода психологические (например, «личностные»: культура - «личностное  измерение» человеческой истории) и  семиотические теории культуры: все  они заранее отвлекаются от содержательной стороны человеческой истории и  не ставят вообще вопрос о содержательном соотношении категорий «общество», «история», «культура». Особняком стоит  и вопрос о механизмах развития культуры в разного рода концепциях локальных  цивилизаций - ведь сколько ни будь цивилизаций, вопрос об источниках изменений  культуры и ее сущности с помощью  такой плюрализации не снимается.  

Повторю важную в методологическом отношении  мысль: косвенным, но мощным доказательством  неслучайного характера эволюции концепций  служит своего рода зеркальное подобие  карикатурной картины «смены парадигм»  в советской культурологической литературе своему образцу - западной культурологии. Пикантность этой картине  придают именно одинаковые ходы мысли, осуществлявшиеся вне зависимости  от исходных (задолго до этого появившихся) западных образцов в силу явного отсутствия у большинства бывших советских  исследователей подозрений о самом  существовании этих образцов.  

Если  считать доказанной неслучайность  этой эволюции, то такое общеэмпирическое обобщение, добытое из рефлексивного  анализа продуктов мыслительной деятельности, становится зачатком теории, а это теоретическое положение  можно превратить в методологический принцип. И коль скоро этот принцип  будет увязан с общеметодологическими  принципами (minimum minimorum - не будет противоречить  им) - тогда открываются возможности  получить методологическое основание  для построения общей теории культуры, ибо необходимый характер теоретического движения указывает на наличие у  него неявной общей основы, которую  в дальнейшем и предстоит искать. Общеметодологическое соображение  о необходимости поисков общей  основы в конкретном анализе становится ариадниной нитью поиска теоретических  инвариантов внутри эволюционного  процесса смены теоретических ориентаций в познании и трактовке культурных феноменов.  

Эта, вообще говоря, отнюдь не простая сама по себе процедура поисков инвариантов - инварианты в трактовке культуры только что доставили немало хлопот в спорах о культуре - становится тем более сложной, если учитывать, что такой поиск методологически  необходимо сочетать с диктуемой  диалектикой истины необходимостью отыскания в каждой из теоретических  концепций своей «крупицы истины»  и последующим встраиванием этого  фрагмента в рамки общей картины  культурологического знания.  

Препятствием  для построения теории культуры, как  мы только что видели, снова и  снова оказывается предположение  о наличии единственного существенного  признака, отличающего человека от животного - культуры. Просто диву даешься, как долго культурологам удавалось  не замечать, казалось бы, очевидные  вещи - то, что ссылка на культуру как  программу поведения человека ничего не объясняет: непонятное явление объясняется  непонятным словом. С классической ясностью чеканя формулу за формулой, эту мысль проводит Ю.И.Семенов: «Нельзя  ограничиться объявлением культуры основой, программой поведения человека. Необходимо ответить на вопрос, что  лежит в основе этой программы, почему в данном обществе существуют именно такие, а не иные нормы, культурные ценности... Иными словами, нужно найти объективную  основу той части культуры, той  части общественного сознания, которая  определяет человеческое поведение, выступает  как его программа»[12].  

Информация о работе Понятие культуры