Понятие культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит,
возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить
предмет культуры, как основы изучения культурологии.

Работа содержит 1 файл

культурологияВведение.docx

— 71.18 Кб (Скачать)

В связи  с этим вырисовывается важная задача культурологии, столь же теоретически значимая, сколь и практически, можно  сказать, утилитарно существенная - выделение  в культуре того, что ошибочно было некогда к ней отнесено: потлач считался проявлением обрядовости, ритуальности, на деле будучи экономически, а не культурно обусловленным  явлением.[21]  

В культуре много явлений, которые внешне выглядят как обусловленные традицией, обычаем, - одним словом, опытом. Если ограничиться феноменологически очевидными данными, придется слишком жестко ограничить рамки культурологии как науки  и одновременно резко сузить ее задачи и возможности - она тогда окажется чем-то вроде вспомогательной дисциплины, от которой по мере развития науки  отпадают все новые и новые  области. В таком движении есть своя логика, и я еще попытаюсь проследить за тем, как эти процессы влияют на статус культурологического знания. Пока же стоит обратить внимание на то, что именно опыт лежит в основе процессов, которые обычно связывают  с опосредованием воздействия производственных отношений, общественного бытия  на общественное сознание. Призма, препятствие  и форма, наполняемая влитыми  в нее производственными отношениями, - вот те метафоры, символы (образы-идеи), метки-знаки, которыми описываются-обозначаются взаимные отношения общественного  бытия и культуры. И, надо сказать, каждый из этих образов на самом  деле ухватывает существенную сторону  дела. Производственные отношения и  вправду преломляются сквозь призму исторически конкретного социального  опыта; вместе с тем эта масса  опыта составляет в иных случаях  преграду для установления, утверждения, торжества этих отношений; наконец, производственные отношения вдавливаются в ячеи социального опыта, приобретая определенные структурные черты  последнего. Однако конкретнее представить  эти основные и множество частных  взаимосвязей данного порядка можно  лишь при одном условии - если будет  раскрыта структура самого этого  опыта и механизмы ее взаимодействия с факторами первичной детерминации исторического пути человечества.  

2. Структура  культуры  

Подобно всем другим проблемам теории культуры, вопрос о строении культуры также  относится к числу остро дискуссионных. Не все авторы отдают себе отчет  в том, что решение вопроса  о структуре культуры неотделимо от идеи культуры, от понимания культуры как неструктурированного целого, предшествующего  частям. Системосозидание на стихийно, эмпирически складывающейся, а не на идейной основе - заведомо убогий путь, не сулящий ничего, кроме эклектической  мешанины. Такое отсутствие методологизма - со времен самого Канта и неокантианцев  справедливо оценивается либо как  неотрефлектированность, своего рода «философская безвкусица», либо просто как проявление непрофессионализма. Беда в том, однако, что отсутствие системопорождающей идеи как основы структурирования чаще всего оборачивается  произволом в нанизывании слов друг на друга - даром, что авторы таких  произвольных конструкций сами-то склонны  гордо именовать эту свою активность построением типологий, типологизацией или еще более шикарно - таксономизацией. Между тем по большей части  вся эта деятельность вполне укладывается обычно в рамки простого и тривиального деления понятий, при котором  его агенты не всегда оказываются  в состоянии соблюсти хотя бы правило  деления по единому основанию, то есть не делят людей на мужчин, женщин и велосипедистов...  

Не будучи же в состоянии найти это основание  деления, поскольку дело это, действительно, не так уж элементарно просто: найти  надо не просто существенное, а самое  существенное основание, что в современной  развитой теоретической науке нельзя сделать без использования генетического (порождающего) метода, без отыскания  исходной теоретической «клеточки» анализа, - строители «таксономий» нагромождают категорию на категорию без малейших попыток отчитаться в проделанной работе хотя бы перед собственной теоретической совестью. Бесполезно до отчаяния ловить таких «теоретиков» за руку: пойманные на месте теоретического преступления, они отговариваются чисто по-детски - что-нибудь вроде «а я только что сюда пришел!» или «а ты кто такой, чтобы судить меня?». Все никак не проникнет у нас в научное поведение идея о логической ответственности, которая в науке может быть потяжелее уголовной...  

С другой стороны, проблема структурирования сложных  образований таит в себе опасность  перемудрить с классификациями, утерять наглядность в материале, так что пользоваться такой схематикой как инструментом для объяснения социальных механизмов будет невозможно. В самом деле, схема радиоприемника, компьютера или синхрофазотрона  может быть сколь угодно сложна в  деталях, но она должна состоять из принципиально понятных специалисту  блоков, делающих возможным инструментальное использование схемы.  

Есть, однако, и другие пути структурирования культурных явлений - когда облик культуры упрощается до крайности и вместе с тем  приобретает в деталях немыслимо  сложный вид. Это часто происходит тогда, когда, отчаявшись в возможностях социальной теории указать место  категории культуры и помочь ее пониманию, исследователь начинает кустарно изготавливать  «теоретическую» культурную схематику, руководствуясь только простым здравым  смыслом и игнорируя весь опыт социальных наук в обращении с  основными социальными понятиями. Позитивной стороной такой «методологии»  оказывается незашоренность, известная  свобода обращения с материалом, которая позволяет ученому увидеть  свежим взглядом то, что непосредственно  профессионалу может не броситься  в глаза. Примеры подобных прозрений  из нашей повседневной научной жизни  еще впереди. Однако издержки такого подхода столь велики, что и  допустимая творческая свобода не дает преимуществ: теоретическая кустарщина, о которой уже шла речь, бьет в глаза и мешает видеть «позитивы» этих образов культуры.  

Эпистемологический  анализ основных категорий теории культуры поэтому в нашей теоретической  работе - вещь довольно редкая. Особняком  стоит и весьма симптоматичным исключением  оказывается здесь в современной  зарубежной философско-культурологической литературе ряд работ представителей украинской культурологической школы, активно и плодотворно работающей на протяжении нескольких десятилетий  в киевском Институте философии  АН Украины под руководством М.В.Поповича (В.П.Иванов, С.Б.Крымский, Б.А.Парахонский, В.М.Мейзерский и др.). Последние три  из упомянутых авторов в своей  недавней совместной книге, единственной в своем роде, ставят задачи, точно  обозначенные уже самим ее названием  «Эпистемология культуры: Введение в  обобщенную теорию познания». И само название и представленный в книге  материал способны убедить даже самого закоренелого скептика в жгучей актуальности этой проблематики: в самом деле, трудно найти нечто более современное, чем витающие в воздухе идеи необходимости  расширения поля гносеологии - в духе Гегелевой феноменологии духа, как  верно отмечают авторы (с. 28) - за счет включения в него культурологического  знания, а также необходимости  эпистемологического по интенциям  рассмотрения всего комплекса культурологических проблем. Важно также и то, что  авторы прекрасно осознают: построение эпистемологии культуры требует  обращения к проблеме истины. Все  это делает книгу киевских эпистемологов  высококачественным профессиональным трудом, игнорировать который, - в отличие  от многочисленных дилетантских сочинений, где либо культурологи путаются в  элементарных гносеологических ситуациях, либо философы подходят к решению  культурологических проблем с традиционной теоретико-познавательной меркой - можно, только если сознательно заранее  отрешиться от тревожащих и действительно  дискуссионных проблем в пользу споров по пустякам. Поэтому здесь  данная работа не раз упоминается  по разным поводам и даже дается критический разбор отдельных ее положений.  

Сразу же, однако, необходимо со всей определенностью  заявить, что, будучи сама по себе правомочной, по-своему логичной, и уж конечно, имеющей  право на существование[22], позиция, отстаиваемая в книге, совершенно неприемлема  для автора данной работы. Речь при  этом идет не об отдельных несогласиях, а об иных общемировоззренческих  ориентациях, полемика и даже просто диалог, к чему с настойчивостью призывают все эти авторы, возможны только за пределами данного текста и при условии (по правде говоря, несбыточном) неограниченного запаса времени. Мировоззренческие споры разрешает только время, и то не всегда, а зачастую далеко за пределами жизненного цикла спорящих. По самой своей сути и позиция автора этих строк с самого начала неприемлема для авторов «Эпистемологии культуры»: ведь они рассматривают познание «не только как открытие объективной истины.., но и как человекоразмерное событие, ценностный акт человеческой подлинности» (с. 4). Мне такая позиция представляется абсурдной, стирающей грань между наукой и идеологией или, проще говоря, между познавательной и «шкурной» деятельностью. Речь идет не об обобщении теории познания, а о подмене теории познания своеобразной культурологической теологией. В тексте дается подробное обоснование такой оценки рассматриваемой позиции. Пока же приходится лишь обозначить точки принципиальных расхождений, отчасти уподобляясь по необходимости (из-за недостатка места) самим критикуемым авторам, чье изложение авторитарно до последней степени: как в любом теологическом сочинении, читателя всюду ставят здесь в положение прихожанина, который должен благоговейно внимать проповеди, а не разбирать доводы, проходя «чрез бездны совместных сомнений».[23]  

Разрешение  авторами общей антиномии истины и культуры осуществляется просто и  без затей в пользу культуры. Вот, собственно, и все. Тем более важно  видеть подлинный идеологический смысл  такой подмены науки теологической  идеологией.  

Здесь, однако, необходимо сказать и о  приеме, с помощью которого осуществляется такая подмена гносеологии теологией  а la Тейар де Шарден. Этот прием - стирание разницы между оценочным суждением  и суждением факта, или еще  более общо - между реальностью  и оценкой, истиной и ценностью. Мы тем самым поневоле должны вступить в сферу этики: volens nolens приходится с сожалением обращать внимание на то, что этическим принципам, встроенным в научную европейскую культуру, противоречит такая страусова логика (от того, что не нравится, прятать  голову под крылышко, при которой  исследователя - представителя конкретных наук - гносеолог ставит перед необходимостью «учитывать человеческую размерность». Если в любых других областях господствуют свои ценности, то в науке как  таковой сама истина и есть единственная ценность. Любое отступление от этого  постулата вынуждает исследователя  следовать логике «чего изволите»  или «что станет говорить княгиня  Марья Алексевна», то есть служить  не истине, а людям.  

На первых же страницах богатейшей по материалу  и занимательнейшей по форме книги  видного историка культуры античности Г.С.Кнабе читатель встретится с  определением культуры как «формы общественного  сознания» (это, стало быть, наряду с  религией, мифологией, правосознанием и т.д.???), с тем, что культура мыслится автором как состоящая из двух «движений», они же «сферы», они же «типы» и «регистры»[24]. И это все  для утверждения той нехитрой мысли, что культура бывает высокая, элитарная («Культура» идей, образов, науки  искусства и просвещения) и низкая (культура привычек, вкусов, стереотипов  поведения в быту и т.д.). Источник такого незамысловатого теоретического пассажа очевиден, но не примитивен: за ним стоит действительная существенная закономерность социального развития, на которую до недавнего времени  не обращали внимания. И то, что общесоциальная закономерность выступает в одеждах  культурологии - симптоматичный и многозначительный  факт. Тем не менее скромная дихотомия - «бинарная оппозиция» высокого и  низкого в культуре не дает концептуальных средств для упорядочения культурных явлений, которые по этой самой причине  автору приходится сваливать в кучу или распределять по таксонам в соответствии со случайными признаками. Значения, ценности, обряды, ритуалы и мифологии, образцы, оригиналы и стереотипы влекутся здесь длинной чередой, следуя лишь одной логике - прихотливой логике авторского рассказа. И в этом смысле куда более привлекателен классически  ясный К.Леви-Строс, который считает  существенным не различение высокой  и низкой культуры (это всего лишь эмпирическая очевидность, которую  еще надо истолковать) - он различает  научно-антропологический смысл  понятия культуры и обыденное  значение слова «культура», хотя в  качестве «научного» он и принимает  замшело-перечислительное Тейлорово  определение культуры: «знания, верования, искусство, мораль, право, обычаи и все  другие способности или навыки, приобретенные  людьми в качестве членов общества». Тем не менее, согласно К.Леви-Стросу, «не следует смешивать два  смысла слова "культура". В общем  употреблении культура обозначает просвещение, обогащающее суждение и вкус. В  техническом языке антропологов это совсем другая вещь... В культуре, взятой во втором смысле, все является объектом изучения: и продукция, которая в первом смысле будет отнесена на самый низкий уровень, и продукция, уровень, так же, как и те, которые оцениваются как высокие, благородные. Культурный релятивизм довольствуется утверждением, что никакая культура не располагает никаким абсолютным критерием для установления этого различия с продуктами другой культуры. Зато каждая культура может и должна это делать применительно к себе самой, ибо все принадлежащие ей - это одновременно и наблюдатели, и агенты.  

Для меня как культурного агента - рок-музыка и комиксы не имеют никакой  привлекательности, очень мягко  говоря! Но в качестве наблюдателя  я усматриваю в моде на эти жанры  социологический феномен, заслуживающий  изучения как таковой, каким бы при  этом ни было мое суждение о содержащейся в нем моральной и эстетической ценности. Превозносить "рок-культуру" или "культуру комиксов" - значит игнорировать одно значение слова " культура" в пользу другого, то есть стать интеллектуальным банкротом, растратчиком. Но противоположная позиция, то есть обвинение этнолога в духовном развращении публики, на основании  самого факта, что он избирает или  предлагает избрать определенное исследовательское  поле, - было бы - даже со всеми оговорками - чем-то вроде осуждения за вампиризм  и копрофилию - тех людей, которые  в биологических лабораториях занимаются соответствующими анализами»[25]. Результатом  передачи опыта от поколения к  поколению является возникновение  культурных структур - «вертикальных» и «горизонтальных». Вертикальное измерение  задается категорией «уровень культуры», горизонтальное характеризуется всем разнообразием культурных форм. Роль первичного детерминанта в отношении  к культуре проявляется в том, что уровень культуры общества в  конечном итоге определяется социально-экономическим  строем, общественно-экономической  формацией. Это измерение культуры, будучи главным, не единственно: в культуре одного уровня может наблюдаться  огромное разнообразие культур. Преобразование культуры, сколь бы ни было оно медленно, происходит путем культурного «взрыва», в результате которого старая культура преодолевается. Преодоление это, однако, происходит только на основе старой культуры, чем и обеспечивается преемственность  в культуре.  

Для культуролога, который не приемлет абсолютно релятивистскую позицию в понимании разнообразия культур, очевидна необходимость выявить  такие критерии типологизации культурных феноменов, которые позволили бы, не упуская из видугоризонтальные измерения  культуры, относительно легко справляться  с задачей различения культур  по вертикали. Если говорить попросту и без затей, для любого непредвзятого  читателя ясна разница между культурой  готтентотов и культурой итальянского Возрождения. Спору нет, в некоторых  отношениях они равны абсолютно  в качестве разновидностей человеческой культуры. Но столь же бесспорно  и то, что они представляют собой  разные стадии в развитии этой культуры. Неясно лишь, каким критерием следует  руководствоваться, чтобы надежно  различить эти стадии.  

Информация о работе Понятие культуры