Период Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 02:40, реферат

Описание работы

Ранняя Республика. В эпоху ранней Республики (конец VI - начало III вв до н.э. Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос.

Работа содержит 1 файл

Период Республики.docx

— 30.42 Кб (Скачать)

       Для религии эпохи принципата  характерно установление новых  культов - почитание императоров,  объяцлявшихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верящим в них бессмертие в загробном мире.

       Центрами научной деятельности  Римской империи были крупнейшие  города: Рим, Александрия, Афины,  Карфаген и др. Большое значение  в 1-11 вв. н. э. придавалось географическим  знаниям - появляются трактаты  Страбона (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.), Птолемея (после 83-после 161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиаий Старший (23/24-79). Больших успехов добилась медицина: врач Галса (129-199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга. В классическом труде «О час- тях человеческого тела» он дал первое анатома-физическое описание целостного организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во 11 в. н. э. стали заметны признаки регресса. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским еще в III в. до н. э. гелиоцентрической системы, принимается предложенная Птоломеем геоцентрическая теория, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

       Во II-III вв. н. э. высшего расцвета  достигает римская юриспруденция.  Создаются многочисленные теоретические  сочинения, юристы активно участвуют  в управлении государством, занимают  высокие государственные должности,  являются экспертами и советниками  императоров. Наиболее известными  юристами того времени были  Гай (2-я пол. 11 в.), Юлиан (И в.), Папини- ан (ок. 146-212), Ульпиан (?-228) и др.

       Одно из величайших достижений  римской культуры - литература эпохи  ранней империи. Особого расцвета  она достигает в правление  первого римского императора  Августа (63 до н. э. - 14 н. э.). Стремясь укрепить свой авторитет, он активно привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный Августа - Гай Цильний Меценат (7-8 до н. э.), чье имя стало нарицательным. Среди пользовавшихся поддержкой Мецената - замечательные поэты Вергилий (70-19 до н. э.), перу которого принадлежит знаменитая поэма «Энеида», и Гораций (65-8 до н. э.), поэзия которого стала образцом для европейской лирики.

       Немного позже творил еще один  знаменитый римский поэт - Овидий (43 до н. э.- 18 н. э.). Особой известностью среди его произведений пользуются «Метаморфозы» - поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев. Умная, ироничная, полная горьких упреков судьбе поэзия Овидия оказала большое влияние на литературу Средневековья и Возрождения: нужда часто порождает изобретательность.

  

       Римская литература I-II вв. н. э.  представлена целым созвездием  имен: писатели Апулей (11 в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», Плутарх (ок. 46 - ок. 119), знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян; сатирики Ювенал (ок. 60- ок. 127), Петроний (?-66), Лукиан (ок. 120 - ок. 190).

       В эпоху ранней империи расцвета  достигает римская историография.  Титу Ливию (59 до н. э. - 17 н. э.) принадлежит труд «История Рима» от основания города до 9 г. н. э. Крупный римский историк Тацит (ок. 55 - ок. 120) -автор работ «Анналы», «История», «Германия». В этот период были созданы фундаментальные труды по римской и всемирной истории, однако крупный недостаток историографии этого времени - ее явная ориентация на прославление империи.

       В период принципата во многих  городах империи развивается  крупное строительство - создаются  новые храмы, дворцы, театры, цирки,  термы и т.д. В I-II вв. н. э.  появляются два самых известных  римских архитектурных памятника:  Колизей - самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями, и Пантеон (храм во имя всех богов) - самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 м. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Ставнях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н. э.

       В конце II в. н. э. в Римской  империи начинается кризис, который  в III веке охватывает все государство  и носит всеобъемлющий характер. Его наиболе ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Харак терными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровен грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

       С III в. античное направление  в архитектуре не создает уже  ничего нового совершенная портретная  скульптура сменяется более грубой, снижается тех ническое мастерство.

       Поздняя империя. В период поздней  империи изменяется форма римского  государства: принципат уступает  место доминату - неограниченной  монархии восточного типа, лишенной  всяких республиканских признаков.  С установленим домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий).

       История культуры позднего античного  периода проходит в борьбе  разлагающейся античной традиции  с новыми, христианскими, принципами.

       Христианство возникает на основе  распространенной в восточных  провинциях Римской империи идеи  ожидания мессии - спасителя. В  своем дальнейшем развитии оно  воспринимает элементы восточных  религий и культов, эллинистической  философии и социальных утопий. В центре христианской системы  находилось убеждение, что в  лице Иисуса Христа сын божий  воплотился в человеке. Образ  мессии - Христа первоначально упоминался  в самой общей форме и лишь  несколько позже, в конце 1 в.  и в первой половине И в. н. э., появились жизнеописания основоположника новой религии - Евангелия. (Евангелия (от греч. euanglilion - благая весть) - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Авторы Евангелий - апостолы или их ученики. Время написания - 2-я пол. 1 в. - нач. И в. н.э.)

       В этот, первый, период своего  существования христианство вызывало  лишь подозрение и неприязненное  отношение со стороны имперских  властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин (272- 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в Никое первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.

       В эпоху поздней античности  христианская литература, расширяя  и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой  схоластики и богословия. И хотя  в это время еще творили  такие поэты, как Авзоний (ок. 310 - ок. 395) и Клавдиан (ок. 375 - после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин (ок. 330 - ок. 400), но они все же подражали старья образцам и чрезмерно увлекались внешней формой.

       В IV в. начинают строить христианские  храмы - базилики. Форма и название  их были заимствованы от более  ранних античных базилик, являвшихся  административными и судебными  здания. Наряду с базиликами в  раннехристианскос время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

       Новые художественные черты яснее  всего выступают в христианской  живописи. В росписях катакомб  наглядность изображения, стремление  донести до зрителя содержание  становятся важнее, чем пропорциональная  разработка фигур, соблюдение  масштабности. (Катакомбы (лат. coemeteria - кладбище) - подземные искусственного или естественного происхождения сооружения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев.)

    
 

 Рис 10. Колизей.  
 

       Восточная Римская империя продолжала  существовать до 1453 г. как Византийская  империя, культура которой стала  продолжением греческой, но в  христианском варианте. Западная  Римская империя прекратила свое  существование в 476 г., когда был  низложен последний император.  Этот год традиционно считается  концом Древнего мира, Античности, началом Средневековья. 

       Культурное наследие Древнего  Рима не погибло, его влияние  прослеживается во многих европейских  языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

       Многие памятники римской культуры  сохранились до наших дней. Латинский  язык на протяжении Средневековья  и Нового времени был языком  всех образованных людей. До  сих пор он используется в  научной терминологии, особенно  в медицине, биологии, юриспруденции,  а также в естественных и  общественных науках. На основе  латинского языка возникла целая  группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

       Римская культура с ее развитыми  представлениями о целесообразности  вещей и поступков, о долге  человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости  в жизни общества смогла дополнить  греческую культуру с ее стремлением  к познанию мира, развитым чувством  меры, красоты, гармонии, ярко выраженным  игровым элементом. Синтез этих  двух культур и создал неповторимую  античную культуру, ставшую основан  европейской культуры.

Информация о работе Период Республики