Для религии эпохи принципата
характерно установление новых
культов - почитание императоров,
объяцлявшихся после смерти божественными,
и богини Ромы как покровительницы всей
Римской империи. Очень популярны были
культы богов-спасителей, победивших смерть
и нашедших способы даровать верящим в
них бессмертие в загробном мире.
Центрами научной деятельности
Римской империи были крупнейшие
города: Рим, Александрия, Афины,
Карфаген и др. Большое значение
в 1-11 вв. н. э. придавалось географическим
знаниям - появляются трактаты
Страбона (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.), Птолемея
(после 83-после 161). «Естественную историю»,
являвшуюся энциклопедией по физической
географии, ботанике, зоологии, минералогии,
создал Плиаий Старший (23/24-79). Больших
успехов добилась медицина: врач Галса
(129-199) проводил опыты по изучению дыхания,
деятельности спинного и головного мозга.
В классическом труде «О час- тях человеческого
тела» он дал первое анатома-физическое
описание целостного организма. В этот
период были созданы школы для подготовки
врачей. Однако наряду с достижениями
естественных наук уже во 11 в. н. э. стали
заметны признаки регресса. В астрономии
происходит отказ от предложенной Аристархом
Самосским еще в III в. до н. э. гелиоцентрической
системы, принимается предложенная Птоломеем
геоцентрическая теория, согласно которой
центром солнечной системы является Земля.
Кроме того, особой популярностью в эпоху
принципата пользуется астрология.
Во II-III вв. н. э. высшего расцвета
достигает римская юриспруденция.
Создаются многочисленные теоретические
сочинения, юристы активно участвуют
в управлении государством, занимают
высокие государственные должности,
являются экспертами и советниками
императоров. Наиболее известными
юристами того времени были
Гай (2-я пол. 11 в.), Юлиан (И в.),
Папини- ан (ок. 146-212), Ульпиан (?-228) и др.
Одно из величайших достижений
римской культуры - литература эпохи
ранней империи. Особого расцвета
она достигает в правление
первого римского императора
Августа (63 до н. э. - 14 н. э.). Стремясь
укрепить свой авторитет, он активно привлекал
ко двору писателей, поэтов, художников.
Многим из них покровительствовал и оказывал
материальную помощь приближенный Августа
- Гай Цильний Меценат (7-8 до н. э.), чье имя
стало нарицательным. Среди пользовавшихся
поддержкой Мецената - замечательные поэты
Вергилий (70-19 до н. э.), перу которого принадлежит
знаменитая поэма «Энеида», и Гораций
(65-8 до н. э.), поэзия которого стала образцом
для европейской лирики.
Немного позже творил еще один
знаменитый римский поэт - Овидий
(43 до н. э.- 18 н. э.). Особой известностью
среди его произведений пользуются «Метаморфозы»
- поэма, в которой излагаются греческие
мифы о превращениях богов и героев. Умная,
ироничная, полная горьких упреков судьбе
поэзия Овидия оказала большое влияние
на литературу Средневековья и Возрождения:
нужда часто порождает изобретательность.
Римская литература I-II вв. н. э.
представлена целым созвездием
имен: писатели Апулей (11 в.), автор авантюрно-аллегорического
романа «Метаморфозы, или Золотой осел»,
Плутарх (ок. 46 - ок. 119), знаменитый «Сравнительными
жизнеописаниями» выдающихся греков и
римлян; сатирики Ювенал (ок. 60- ок. 127), Петроний
(?-66), Лукиан (ок. 120 - ок. 190).
В эпоху ранней империи расцвета
достигает римская историография.
Титу Ливию (59 до н. э. - 17 н. э.) принадлежит
труд «История Рима» от основания города
до 9 г. н. э. Крупный римский историк Тацит
(ок. 55 - ок. 120) -автор работ «Анналы», «История»,
«Германия». В этот период были созданы
фундаментальные труды по римской и всемирной
истории, однако крупный недостаток историографии
этого времени - ее явная ориентация на
прославление империи.
В период принципата во многих
городах империи развивается
крупное строительство - создаются
новые храмы, дворцы, театры, цирки,
термы и т.д. В I-II вв. н. э.
появляются два самых известных
римских архитектурных памятника:
Колизей - самый большой амфитеатр Античного
мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей,
наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими
боями, и Пантеон (храм во имя всех богов)
- самое знаменитое античное купольное
сооружение высотой 43 м. Стены, потолки
и полы общественных зданий, а также дворцов
императоров и богатых домов частных лиц
украшались росписью или мозаикой. Прекрасные
образцы римской живописи сохранились
в Помпеях, Геркулануме и Ставнях, засыпанных
пеплом во время извержения Везувия в
79 г. н. э.
В конце II в. н. э. в Римской
империи начинается кризис, который
в III веке охватывает все государство
и носит всеобъемлющий характер.
Его наиболе ярким проявлением были
частая смена императоров, отпадение провинций
появление в различных частях империи
самостоятельных правителей. Харак терными
признаками кризиса античной культуры
являются низкий уровен грамотности, огрубление
нравов, пессимизм, широкое распространение
христианства.
С III в. античное направление
в архитектуре не создает уже
ничего нового совершенная портретная
скульптура сменяется более грубой,
снижается тех ническое мастерство.
Поздняя империя. В период поздней
империи изменяется форма римского
государства: принципат уступает
место доминату - неограниченной
монархии восточного типа, лишенной
всяких республиканских признаков.
С установленим домината ситуация в
империи несколько нормализуется, однако
центробежные силы продолжают действовать,
и в 395 г. империя окончательно распадается
на Западную с центром в Риме и Восточную
с центром в Константинополе (греческий
Византий).
История культуры позднего античного
периода проходит в борьбе
разлагающейся античной традиции
с новыми, христианскими, принципами.
Христианство возникает на основе
распространенной в восточных
провинциях Римской империи идеи
ожидания мессии - спасителя. В
своем дальнейшем развитии оно
воспринимает элементы восточных
религий и культов, эллинистической
философии и социальных утопий.
В центре христианской системы
находилось убеждение, что в
лице Иисуса Христа сын божий
воплотился в человеке. Образ
мессии - Христа первоначально упоминался
в самой общей форме и лишь
несколько позже, в конце 1 в.
и в первой половине И в. н. э., появились
жизнеописания основоположника новой
религии - Евангелия. (Евангелия (от греч.
euanglilion - благая весть) - раннехристианские
сочинения, повествующие о земной жизни
Иисуса Христа. Авторы Евангелий - апостолы
или их ученики. Время написания - 2-я пол.
1 в. - нач. И в. н.э.)
В этот, первый, период своего
существования христианство вызывало
лишь подозрение и неприязненное
отношение со стороны имперских
властей, в середине III в. оно было
запрещено, начались преследования христиан
по всей Римской империи. Однако уже в
313 г. император Константин (272- 337) издал
в Медиолане (современный Милан) эдикт,
которым разрешил христианам свободно
исповедовать свою религию, строить храмы,
занимать общественные должности. Таким
образом, христианство было признано равноправной
религией и постепенно превратилось в
государственную. В 325 г. Константин созвал
в Никое первый Вселенский собор, принявший
христианский символ веры. Во второй половине
IV в. был окончательно сформирован Новый
завет, в состав которого вошли четыре
Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна),
Деяния апостолов, Послания, а также Откровение
Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда
же начинается разгром языческих храмов,
запрещаются Олимпийские игры. Особо следует
отметить, что торжество христианской
религии сопровождалось гибелью многих
памятников античной культуры.
В эпоху поздней античности
христианская литература, расширяя
и усложняя христианское вероучение,
закладывала основы средневековой
схоластики и богословия. И хотя
в это время еще творили
такие поэты, как Авзоний (ок. 310
- ок. 395) и Клавдиан (ок. 375 - после 404), и такой
выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин
(ок. 330 - ок. 400), но они все же подражали
старья образцам и чрезмерно увлекались
внешней формой.
В IV в. начинают строить христианские
храмы - базилики. Форма и название
их были заимствованы от более
ранних античных базилик, являвшихся
административными и судебными
здания. Наряду с базиликами в
раннехристианскос время сооружались
культовые здания центрического типа,
в которых нашли свое дальнейшее развитие
античные традиции круглого храма.
Новые художественные черты яснее
всего выступают в христианской
живописи. В росписях катакомб
наглядность изображения, стремление
донести до зрителя содержание
становятся важнее, чем пропорциональная
разработка фигур, соблюдение
масштабности. (Катакомбы (лат. coemeteria
- кладбище) - подземные искусственного
или естественного происхождения сооружения,
использовавшиеся для погребения христиан
и иудеев.)
Рис 10. Колизей.
Восточная Римская империя продолжала
существовать до 1453 г. как Византийская
империя, культура которой стала
продолжением греческой, но в
христианском варианте. Западная
Римская империя прекратила свое
существование в 476 г., когда был
низложен последний император.
Этот год традиционно считается
концом Древнего мира, Античности,
началом Средневековья.
Культурное наследие Древнего
Рима не погибло, его влияние
прослеживается во многих европейских
языках, в научной терминологии,
архитектуре, литературе.
Многие памятники римской культуры
сохранились до наших дней. Латинский
язык на протяжении Средневековья
и Нового времени был языком
всех образованных людей. До
сих пор он используется в
научной терминологии, особенно
в медицине, биологии, юриспруденции,
а также в естественных и
общественных науках. На основе
латинского языка возникла целая
группа романских языков, на которых
говорят народы значительной части Европы.
Римская архитектура, опиравшаяся на греческие
каноны, стала основой европейской архитектуры
эпохи Возрождения и Нового времени. К
числу самых выдающихся достижений римлян
относится созданная ими правовая система,
сыгравшая решающую роль в дальнейшем
развитии юридической мысли. И, наконец,
именно Древний Рим явился колыбелью христианства
- религии, объединившей все европейские
народы и в огромной степени повлиявшей
на судьбы человечества.
Римская культура с ее развитыми
представлениями о целесообразности
вещей и поступков, о долге
человека перед собой и государством,
о значении закона, справедливости
в жизни общества смогла дополнить
греческую культуру с ее стремлением
к познанию мира, развитым чувством
меры, красоты, гармонии, ярко выраженным
игровым элементом. Синтез этих
двух культур и создал неповторимую
античную культуру, ставшую основан
европейской культуры.