Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика экономического реформирования в переходный период, а также современного состояния экономики Казахстана.
Реализация обозначенной цели потребовала постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
проанализировать экономическую обстановку в Казахстане в предреформенный период;
выявить этапы и результаты макроэкономических реформ, их влияние на экономический рост в начале XXI столетия;
оценить экономические и социальные преобразования: собственности в республике, воспроизводственной структуры экономики страны, финансового сектора;
исследовать современное состояние экономики Казахстана и перспективы ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Предпосылки реформирования экономики в период становления независимости Республики Казахстан 6
1.1 Сущность и характер прошлой господствовавшей экономической системы 7
1.2 Предреформенные социально-экономические условия страны 9
2 Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан 13
2.1Этапы государственного регулирования экономики 13
2.2 Основные направления перехода к рыночным отношениям 20
2.3 Формирование новой модели социальной политики государства переходного периода 22
3 Результаты реформирования экономики Республики Казахстан и перспективы развития 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая черновик.doc

— 539.50 Кб (Скачать)
 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

Предпосылки реформирования экономики в период становления  независимости Республики Казахстан

6

1.1

Сущность и характер прошлой господствовавшей экономической  системы

7

1.2

Предреформенные социально-экономические  условия страны

9

2

Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан

13

2.1

Этапы государственного регулирования экономики

 

13

2.2

Основные направления  перехода к рыночным отношениям

20

2.3

 

Формирование новой  модели социальной политики государства  переходного периода

22

 

3

Результаты  реформирования экономики Республики Казахстан и перспективы развития

27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

 

28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

36

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

38

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономические преобразования в Республике Казахстан на сегодняшний день достигли такого масштаба, когда можно уже констатировать их определенные результаты: сформированы основы открытой экономики, в основном завершена приватизация государственной собственности, осуществлена децентрализация экономической власти, начался процесс структурной перестройки экономики, возросла экономическая активность населения, обеспечивается относительная социально-экономическая безопасность. Экономические реформы в Казахстане включают в качестве одного из важнейших направлений – становление и развитие отечественной модели рыночной экономики.

Каким образом нашей  стране удалось в столь сжатые сроки добиться таких результатов? И какие методы государственного регулирования экономики способствовали переходу от планово-экономической системы к построению рыночных отношений? Эти вопросы нам предстояло рассмотреть в ходе подготовки курсовой работы на тему: «Экономические реформы в переходный период в Республике Казахстан» .

Актуальность данной работы заключается в том, что переход к рыночным отношениям –  это весьма сложный противоречивый процесс, требующий комплексного анализа его последствий во всех сферах жизни, связанный с коренным преобразованием общественных отношений и сменой стереотипов общественного сознания.

Происходящие в Казахстане реформы социально-экономических отношений остро поставили комплекс теоретических и практических вопросов о роли, месте и практических инструментах реализации социальной политики. Как показал опыт стран, успешно прошедших процесс трансформационных преобразований, предстоит не только выбирать ту или иную готовую модель экономического развития, отработанную в какой-либо другой стране, а сформулировать свою концепцию государственного регулирования экономики, в которой синтезируются как теоретические положения, изложенные в экономической литературе, так и отражается накопленный опыт экономических реформ. Для Казахстана, исходя из его национальной специфики, необходимо выработать свою модель экономического развития и соответствующую ей систему ресурсного обеспечения. [6]

Целью данной курсовой работы является характеристика экономического реформирования в переходный период, а также современного состояния экономики Казахстана.

Реализация обозначенной цели потребовала постановки и решения  следующих взаимосвязанных задач:

  • проанализировать экономическую обстановку в Казахстане в предреформенный период;
  • выявить этапы и результаты макроэкономических реформ, их влияние на экономический рост в начале XXI столетия;
  • оценить экономические и социальные преобразования: собственности в республике, воспроизводственной структуры экономики страны, финансового сектора;
  • исследовать современное состояние экономики Казахстана и перспективы ее развития.

Объектом исследования является реформируемая экономика  Республики Казахстан, ее динамические и структурные характеристики, трансформируемые в ходе реформ.

Предметом исследования в работе является совокупность экономических  отношений возникающих, развивающихся  и трансформирующихся в переходной экономике Казахстана.

Методологическая основа работы – общие положения современной экономической теории, теории мировой экономики и международных экономических отношений, единство логического и исторического подходов к анализу социально-экономических явлений и процессов.

Информационной базой данной курсовой работы в процессе решения поставленных задач послужили материалы статистических сборников Межгосударственного статистического комитета СНГ, Агентства Республики Казахстан по статистике. Национального банка Казахстана, Министерства финансов и Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан; программы и законодательные акты страны, материалы российских и казахских семинаров, а также статистические данные Всемирного банка. Для обработки и анализа исходной информации использовались методы логического и системного анализа и синтеза, научной абстракции, экономико-статистические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ  НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Kазахстан, как и все  новые независимые государства, образованные на территории бывшего СССР, в январе 1992 года вступил на путь перехода к рыночной экономике, и с этого момента стал испытывать и переживать все сложности, нелепости и иные «прелести» постсоциалистической переходной экономики.

Переходная экономика  каждой страны имеет свои особенности, и переходный процесс может идти по любому из множества альтернативных путей, каждый из которых имеет свои социально-экономические и политические результаты, негативные последствия. Особенности переходной экономики во многом определяют продолжительность переходного процесса, выбор путей и стратегии реформ, темпы и эффективность их проведения, то есть особенности и содержание самих трансформационных реформ. Для этой цели большое теоретическое и практическое значение имеет изучение особенностей переходной экономики каждой страны. Мировой опыт показывает, что наибольший отпечаток на нее накладывают два таких глобальных фактора, как:

  • основополагающая черта прошлой господствовавшей экономической системы и степень ее доминирования, глубина и масштабы проникновения ее во все сферы общественной жизни (чем более укоренилась прежняя система, тем сильнее и дольше будет сказываться ее инерция);
  • стартовые, предреформенные социально-экономические условия страны. [2]

 

 

Сущность и  характер прошлой господствовавшей экономической системы 

Казахстан пребывал в  плановой экономике в составе  бывшего СССР более 70 лет, и на его  территории эта экономическая система  обрела самую классическую ее форму. Около 93% собственности было государственной, остальная часть была колхозно-кооперативной, а частной собственности не было вообще. В стране действовала иерархическая структура органов управления народным хозяйством – как одно из звеньев и уровней системы управления народным хозяйством СССР, сквозная административная подчиненность – народнохозяйственного уровня до первичной производственной ячейки.

Высшие органы управления народным хозяйством определяли цели развития, пути их достижения, необходимые  для этого ресурсы и распределяли их на основе совокупности натуральных балансов и доводили до предприятий в виде директивных адресных заданий, обязательных к исполнению. Предприятия, по существу, не имели хозяйственной свободы, финансами не распоряжались, большая часть прибыли отбиралась в бюджет, налоговая система почти отсутствовала, цены на основную массу продукции устанавливались государственными органами.

Казахстанская экономика  строилась исходя из общественного  разделения труда, определяемого высшими  органами управления народным хозяйством, состояла в основном из предприятий добычи и первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Все они были высокомонополизированными субъектами. Их продукция направлялась в другие союзные республики, где она доводилась до готовых изделий. В то же время Казахстан получал необходимые для своей экономики сырье, материалы и оборудование из разных республик и по импорту. Таким образом, экономика Казахстана была глубоко интегрирована с экономиками всех других союзных республик.

Благодаря строительству промышленных предприятий в период СССР Казахстан превратился из аграрной в индустриально-аграрную страну. К концу 80-х годов более 60% населения проживало в городах. В несельскохозяйственных отраслях было занято более 77% всех работающих. Сельское хозяйство тоже базировалось на достаточно крупных предприятиях колхозно-совхозного типа. Эти две отрасли занимали доминирующее положение в структуре экономики, хотя в стране развилась и современная система услуг. Однако ее доля в общественном продукте составляла незначительную величину. [7]

В соответствии с принятой в бывшем СССР системой финансового  и ресурсного обеспечения и межреспубликанским разделением труда казахстанская  экономика развивалась в значительной мере за счет вливания в нее финансовых и товарных ресурсов, капитальных вложений из других республик. Однако это было результатом перекоса в специализации производства и ценообразовании. Действительно, в республике размещались преимущественно сырьевые отрасли и промежуточные производства. Цены на промышленное сырье и энергоресурсы были занижены в 3-4 раза, а на готовую продукцию – на столько же завышены по сравнению со среднемировыми ценами. На этих производствах капитальные затраты превышали среднесоюзный уровень на 2 процентных пункта, а национальный доход производился на одну треть ниже среднесоюзного уровня.

Дотация капитальных  вложений в казахстанскую экономику  по существу была скрытой формой дотирования  союзных республик, так как эти капитальные вложения вкладывались союзными органами в казахстанскую экономику на развитие в основном сырьевых отраслей, продукция которых направлялась в другие республики.

Казахстанская экономика  практически была закрыта для  мировой экономической системы. Ее незначительные связи осуществлялись союзными органами без участия казахстанских органов власти и оставались невидимыми для них.

Ко всем этим характерным  чертам плановой экономики следует  добавить ее хроническую дефицитность. И как таковая казахстанская экономика всегда находилась в неравновесном состоянии: цена устанавливалась не механизмами спроса и предложения, а чисто административным способом, исходя больше из политических и идеологических, чем экономических соображений. Экономика, подчиненная политике, не могла функционировать устойчиво по экономическим законам.

В силу всего этого  народ в своем подавляющем  большинстве не был готов к  сознательному восприятию рыночно  ориентированных реформ, особенно когда  нарастали неизбежные их издержки: сокращение производства, рост инфляции, увеличение безработицы, падение реального уровня жизни населения. Без поддержки или хотя бы без молчаливого согласия большинства очень трудно проводить радикальные системные реформы подобного рода.

Таким образом, казахстанская  плановая экономика представляла собой  строго административно-командную, высокодефицитную и малоэффективную, закрытую для внешнего мира экономику с высокомонополизированными отраслями и предприятиями, политизированной и идеологизированной системой.

 Предреформенные социально-экономические условия страны

Накануне реформ казахстанская  экономика находилась на такой стадии экономического кризиса, когда снижение темпов роста перешло в абсолютное сокращение объемов производства, набиравшее ускоренные темпы. Это было в основном результатом потери сложившейся управляемости экономикой, отсутствия финансово-платежной дисциплины в стране и, самое главное, результатом дезинтеграции бывшей единой экономики СССР и массового стихийного разрыва сложившихся в ней хозяйственных связей по всему фронту, которые породили множество новых сложных проблем.

В стране нарастал острый дефицит товаров, в том числе  первой необходимости. Отечественное  производство разваливалось, товары, в  основном импортные, покупались на «черных» рынках. Коррупция, преступность, бандитизм  на большей части территории СССР стали атрибутом общественной жизни. В Казахстане в то время такие явления были не так сильно развиты, как в России, но, тем не менее, не учитывать их было нельзя.

За несколько дней до начала реформ в результате распада единого государства – СССР – Казахстан стал новым независимым и суверенным государством. Власть перешла в руки бывших руководителей партии, правительства, Верховного Совета. Поэтому новые властные структуры представляли собой слегка видоизмененные старые.

Информация о работе Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан