Период Республики
Ранняя Республика. В эпоху ранней
Республики (конец VI - начало III вв до
н.э. Риму удается подчинить себе весь
Апеннинский полуостров, причем большую
роль в развитии его культуры сыграло
завоевание греческих городов Южной Италии,
ускорившее приобщение римлян к более
высокой греческой культуре. В IV в. до н.
э., главным образом среди верхних слоев
римского общества, начинают распространяться
греческий язык, некоторые греческие обычаи,
в частности, бритье бороды и короткая
стрижка волос. В это же время происходит
замена старого этрусского алфавита греческим,
более подходящим к звукам латинского
языка. Тогда же вводится и медная монета
по греческому образцу.
К IV в. до н. э. относится зарождение
в Риме театра - по примеру этрусков были
введены сценические игры, исполнявшиеся
профессиональными артистами.
В середине V в. до н. э. в Риме были составлены
«Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего
развития римского права. В них нашли отражение
особый строй римской семьи, связь гражданства
и землевладения, утверждалось равенство
граждан перед законом.
С образованием гражданской общины,
республиканского строя связано
возникновение римского ораторского
искусства. Выступления сенаторов
в сенате, должностных лиц - в
комициях (народных собраниях) требовали
знаний и искусства убеждать
слушателей.
В эпоху ранней Республики
в основных чертах складывается
организация римского войска
с его прославленной дисциплиной,
во многом обусловившей военные
успехи Рима. Основной единицей
римской армии был легион (от 3
до 6 тысяч пехотинцев), делившийся
в разные периоды истории на
манипулы, центурии, когорты. В состав
легиона входили также конница
и вспомогательные войска. Для
размещения войск строились временные
и постоянные укрепленные военные лагеря
с четкой и простой планировкой: две улицы,
пересекавшиеся под прямым углом. Весь
лагерь окружался рвом и валом, четверо
ворот постоянно охранялись вооруженными
воинами. Дисциплина в войске поддерживалась
с помощью суровых наказаний и наград.
Высшими наградами были венок из дубовых
листьев, дававшийся за спасение жизни
римского гражданина, и золотой венец
- тому, кто первым поднимался на стену
вражеского города. Высшей наградой полководцу
служил триумф - торжественный въезд на
колеснице на вершину Капитолия. Перед
триумфатором шли пленные и заложники,
музыканты, замыкали процессию воины-победители.
Поздняя Республика. С 60-х гг. т в. до
н. э. Рим вел постоянные войны за господство
во всем Средиземноморье. Решающими этапами
этой борьбы было разрушение Карфагена
(главного соперника Рима) и превращение
Греции и Македонии в римские провинции.
К середине 11 в. до н. э. Рим становится
мощной средиземноморской державой, однако
примерно в это же время в государстве
изменяется внутриполитическая обстановка
- начинаются гражданские войны, приведшие
к падению Республики. Временная военная
диктатура (например, Суллы (138-78 до н. э.)
или Цезаря (100-44 до н. э.) к концу 1 в. до н.
э. сменяется принципатом - наследственной
диктатурой под республиканской оболочкой.
В связи с необходимостью идеологического
обоснования широкомасштабных завоевательных
войн в эпоху поздней Республики
(начало III - конец 1 вв. до н.э.) начинает
складываться особое отношение к Риму
как носителю предначертанной богами
миссии владыки мира. В соответствии с
этим римский народ считается избранным,
наделенным особыми добродетелями: мужеством,
верностью, стойкостью. Идеальный римский
гражданин гордится своей принадлежностью
к избранному народу, и в мирное время,
и в дни войны с готовностью служит общему
делу - республике. ( От лат. res publica - букв.
общественное дело. )
Римская культура позднереспубликанской
эпохи представляла собой соединение
многих начал (этрусского, исконно римского,
италийского, греческого), что обусловило
эклектизма многих ее сторон. (От греч.
eklektikos - выбирающий. Механическое соединение
разнородных, часто противоположных принципов,
взглядов и т.п. )
Начиная с Ill в. до н. э. особенно большое
влияние на римскую религию начала оказывать
греческая. Происходит отождествление
римских богов с греческими: Юпитера -
с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Плутона
- с Лидам, Марса - с Арсеом, Шпоны - с Герой,
Минервы - с Афиной, Цереры - с Деметрой,
Венеры - с Афродитой, Вулкана - с Гефестом,
Меркурия - с Гермесом, Дианы - с Артемидой
и т.д. Культ Аполлона был заимствован
еще в Vb. до н. э., аналога ему в римской
религии не было. Одним из почитаемых чисто
италийских божеств был Янус, изображавшийся
с двумя лицами (одно обращено в прошлое,
другое - в будущее), как божество входа
и выхода, а затем - всякого начала. Следует
отметить, что римский пантеон никогда
не был замкнутым, в его состав принимались
иноземные божества. Считалось, что новые
боги усиливают мощь римлян. Интересно,
что в отношении к богам сказался присущий
римлянам дух практицизма. Религиозные
обряды воспринимались как своеобразные
юридические сделки: правильно, со всеми
формальностями совершенный обряд считался
гарантией выполнения богами просьбы
молящегося.
Еще одним характерным проявлением
практичного мышления римлян
была их любовь к прикладным
наукам, особую роль среди которых
играла юриспруденция - наука
о праве. Уже с III в. до
н. э. можно было получить
консультацию профессионального
юриста, во И в. до н. э. появляются первые
правоведческие исследования, а в 1 в. до
и. э. уже существовала обширная юридическая
литература, представленная трудами таких
авторов, как Мучай Сцевола и Сервий Сульпиций
Руф, которые занимались и практической
деятельностью, выступая на судебных процессах.
Развивалось и красноречие (риторика),
выдающимся представителем которого
был Цицерон (106-43 до н. э.). О гениальном
риторическом даровании его свидетельствуют
не только более 50 полностью сохранившихся
речей, но и его сочинения по теории риторики.
Практическим целям было подчинено
и римское образование. Во II-I вв.
до н. э. в Риме утверждается греческая
система образования, но с некоторыми
особенностями. Математические науки
отходят на второй план, уступая место
юридическим, языки и литература изучаются
в тесной связи с римской историей, в которой
особое внимание уделяется примерам достойного
поведения предков. Уроки музыки и гимнастики
заменяются более практичным обучением
верховой езде, фехтованию. На высшей стадии
обучения особое внимание, в отличие от
Греции, уделяется не философии, а риторике.
На завершающем этапе нередко предпринимались
образовательные поездки в греческие
культурные центры, особенно в Афины.
Наряду с народным италийским
творчеством (культовые, обрядовые,
свадебные и другие песни) на
становление и развитие римской
литературы сильное воздействие
оказала греческая. Первые произведения
на латыни были переводами с греческого.
Первым римским поэтом был грек Ливий
Андроник (111 в. до н. э.), переводивший на
латынь греческие трагедии и комедии,
«Одиссею» Гомера. Его переводы были очень
вольными, допускали включение новых отрывков,
изменение имен и пр.
Крупнейшим писателем конца III
- начала 11 вв. до н. э. был Плие
т (ок. 250-184 до н. э.) - знаменитый комедиограф.
В его комедиях нашли отражеybt римские
реалии, хотя герои носят греческие имена,
а действие происходит в греческих городах.
Плавту принадлежат слова: «Человек человеку
- волк, до тех пор пока он не поймет своей
сущности.»
Несколько позже писал свои
комедии Теренций (190-159 до н. э.), который
в отличие от Плавта старался не использовать
римские сюжеты и ограничивался пересказом
греческих авторов, особенно Менандра.
Римская трагедия была еще более подражательной,
слабо связанной с римской действительностью.
Больших успехов достигла римская
поэзия в 1 в. до н. э. Среди
многих поэтов того времени
следует отметить Лукреция (ок. 96-55
до н. э.) и Катулла (87/84-ок. 54 до н. э.). Лукрецию
принадлежит замечательная философская
поэма «О природе вещей», представляющая
мир комбинацией атомов и дающая понятие
теории эволюции. Поэма насыщена афоризмами,
например: «Что пища для одного, отрава
для другого».
Катулл был мастером лирической
поэзии, в его произведениях воспевается
дружба, тонко передаются настроения
и размышления самого автора.
Особой популярностью пользовались
страстные и выразительные любовные
стихотворения Катулла.
Первым прозаическим произведением
на латинском языке был труд
Катана Старшего (234-149 до н. э.) «О сельском
хозяйстве». Выдающимися по- зднереспубликанскими
писателями были Варрон (116-27 до н. э.) и
Цицерон. Главное произведение Варрона
«Древности дел божеских и человеческих'*
- своеобразная историческая, географическая
и религиозная энциклопедия. Его перу
принадлежат также многочисленные грамматические,
историка-литературные произведения,
биографии выдающихся граждан, философские
произведения. Цицерон был не только замечательным
писателем и выдающимся оратором, но и
видным государственным деятелем, юристом,
знатоком философии. Его творчество открыло
в римской литературе эпоху «золотой латыни»,
считавшейся образцом прозы.
Истоки римской историографии
восходят еще к календарям
жрецов-пон- тификов. В республиканскую
эпоху наибольший вклад в ее развитие
внесли Саллюстий (86-35 до н. э.): «Заговор
Катилины», «Югуртинская война», а также
великий полководец, диктатор Гай Юлий
Цезарь, оставивший потомкам «Записки
о Галльской войне». Главными задачами
римской историографии были политическая
пропаганда, разъяснение и оправдание
внешней и внутренней политики государства.
На развитие римской философии
оказала влияние греческая культура
- наиболее распространены были
учения эпикурейцев, стоиков.
Самостоятельные философские системы
в Риме не были созданы.
Римская архитектура испытала
сильное влияние этрусской и
особенно греческой архитектуры.
В своих сооружениях римляне
стремились подчеркнуть идею
силы, мощи, величия, для них характерны
монументальность, пышная отделка
здании, множество украшении, стремление
к строгой симметрии, интерес
к утилитарным сторонам архитектуры,
к созданию преимущественно не
храмовых комплексов, а зданий
и сооружений для практических
нужд.
Римские архитекторы разработали
новые конструктивные принципы,
в частности, широко применяли
арки, своды, купола, наряду с колоннами
использовали столбы и пилястры.
Во II-I вв. до н. э. начинают широко применяться
бетон, сводчатые конструкции. Появляются
новые типы зданий, например, базилики*,
где совершались торговые сделки и вершился
суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские
бои, цирки, где происходили соревнования
колесниц, термы - сложный, окруженный
парком комплекс, включавший банные помещения,
библиотеки, места для игр и прогулок.
Возникает новый тип монументального
сооружения - триумфальная арка. Совершенствование
техники арочного строительства
способствует активному возведению
мостов, акведуков (от лат. aqua -
вода и duco - веду).
Завоевание Римом Греции, эллинистических
государств сопровождалось грабежом
городов. Наряду с рабами, различными
материальными ценностями в Рим
в огромном количестве ввозились
греческие статуи и картины.
Так, были перевезены в Рим
произведения Скопаса, Праксителя,
Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих
мастеров. Несмотря на обилие подлинников,
вывезенных из Греции, рождается большой
спрос на конин с наиболее известных статуй.
Массовое копирование тормозило развитие
собственно римской скульптуры, но в то
же время способствовало сохранению греческой,
многие произведения которой дошли до
нас только в римских копиях.
Свой вклад в развитие скульптуры
римляне, используя этрусские
традиции, внесли в области реалистического
портрета. Портретные статуи получают
доминирующее значение в римской
скульптуре, именно в них проявляется
ее своеобразие. Римлянами были
созданы тип статуи тогатус, изображавший
оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся
суровой простотой и отточенной правдивостью
образов. Во II-I вв. до н. э. были созданы
такие превосходные работы, как «Брут»,
«Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.
4. Период Империи
Ранняя империя. Эпоха ранней
империи - прииципата (конец I в. до н.
э. -II в. н. э.) - время расцвета римского
государства, которое превращается в огромную
империю, включавшую Восточное Средиземноморье,
Северную Африку, большую часть Европы.
Центром изучения философии в
Римской империи (как и в
классической Греции, так и в
эпоху эллинизма) оставались Афины.
В I-II вв. н. э. у римлян по-прежнему
были распространены стоицизм
и эпикурейство. Среди знати особенно
популярен был стоицизм, основными
представителями которого в это
время были Сенека (ок. 4 г. до н. э.
- 65 н. э.) и император Марк. Аврелий (121-180
н. э.). Низшие слои общества особенно почитали
бродячих философов-киников.