Период Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 02:40, реферат

Описание работы

Ранняя Республика. В эпоху ранней Республики (конец VI - начало III вв до н.э. Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос.

Работа содержит 1 файл

Период Республики.docx

— 30.42 Кб (Скачать)

Период Республики

  

       Ранняя Республика. В эпоху ранней  Республики (конец VI - начало III вв до н.э. Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

       К IV в. до н. э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

       В середине V в. до н. э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.

       С образованием гражданской общины, республиканского строя связано  возникновение римского ораторского  искусства. Выступления сенаторов  в сенате, должностных лиц - в  комициях (народных собраниях) требовали  знаний и искусства убеждать  слушателей.

       В эпоху ранней Республики  в основных чертах складывается  организация римского войска  с его прославленной дисциплиной,  во многом обусловившей военные  успехи Рима. Основной единицей  римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся  в разные периоды истории на  манипулы, центурии, когорты. В состав  легиона входили также конница  и вспомогательные войска. Для  размещения войск строились временные и постоянные укрепленные военные лагеря с четкой и простой планировкой: две улицы, пересекавшиеся под прямым углом. Весь лагерь окружался рвом и валом, четверо ворот постоянно охранялись вооруженными воинами. Дисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград. Высшими наградами были венок из дубовых листьев, дававшийся за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец - тому, кто первым поднимался на стену вражеского города. Высшей наградой полководцу служил триумф - торжественный въезд на колеснице на вершину Капитолия. Перед триумфатором шли пленные и заложники, музыканты, замыкали процессию воины-победители.

       Поздняя Республика. С 60-х гг. т в. до н. э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине 11 в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138-78 до н. э.) или Цезаря (100-44 до н. э.) к концу 1 в. до н. э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

       В связи с необходимостью идеологического  обоснования широкомасштабных завоевательных  войн в эпоху поздней Республики (начало III - конец 1 вв. до н.э.) начинает складываться особое отношение к Риму как носителю предначертанной богами миссии владыки мира. В соответствии с этим римский народ считается избранным, наделенным особыми добродетелями: мужеством, верностью, стойкостью. Идеальный римский гражданин гордится своей принадлежностью к избранному народу, и в мирное время, и в дни войны с готовностью служит общему делу - республике. ( От лат. res publica - букв. общественное дело. )

       Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизма многих ее сторон. (От греч. eklektikos - выбирающий. Механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов и т.п. )

       Начиная с Ill в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера - с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Плутона - с Лидам, Марса - с Арсеом, Шпоны - с Герой, Минервы - с Афиной, Цереры - с Деметрой, Венеры - с Афродитой, Вулкана - с Гефестом, Меркурия - с Гермесом, Дианы - с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в Vb. до н. э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), как божество входа и выхода, а затем - всякого начала. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Интересно, что в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки: правильно, со всеми формальностями совершенный обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося.

       Еще одним характерным проявлением  практичного мышления римлян  была их любовь к прикладным  наукам, особую роль среди которых  играла юриспруденция - наука  о праве. Уже с III в. до  н. э. можно было получить  консультацию профессионального  юриста, во И в. до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а в 1 в. до и. э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Мучай Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

       Развивалось и красноречие (риторика), выдающимся представителем которого  был Цицерон (106-43 до н. э.). О гениальном риторическом даровании его свидетельствуют не только более 50 полностью сохранившихся речей, но и его сочинения по теории риторики.

       Практическим целям было подчинено  и римское образование. Во II-I вв. до н. э. в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменяются более практичным обучением верховой езде, фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

       Наряду с народным италийским  творчеством (культовые, обрядовые,  свадебные и другие песни) на  становление и развитие римской  литературы сильное воздействие  оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник (111 в. до н. э.), переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы были очень вольными, допускали включение новых отрывков, изменение имен и пр.

       Крупнейшим писателем конца III - начала 11 вв. до н. э. был Плие т (ок. 250-184 до н. э.) - знаменитый комедиограф. В его комедиях нашли отражеybt римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Плавту принадлежат слова: «Человек человеку - волк, до тех пор пока он не поймет своей сущности.»

       Несколько позже писал свои  комедии Теренций (190-159 до н. э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. Римская трагедия была еще более подражательной, слабо связанной с римской действительностью.

       Больших успехов достигла римская  поэзия в 1 в. до н. э. Среди  многих поэтов того времени  следует отметить Лукреция (ок. 96-55 до н. э.) и Катулла (87/84-ок. 54 до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Поэма насыщена афоризмами, например: «Что пища для одного, отрава для другого».

       Катулл был мастером лирической  поэзии, в его произведениях воспевается  дружба, тонко передаются настроения  и размышления самого автора. Особой популярностью пользовались  страстные и выразительные любовные  стихотворения Катулла. 

       Первым прозаическим произведением  на латинском языке был труд  Катана Старшего (234-149 до н. э.) «О сельском хозяйстве». Выдающимися по- зднереспубликанскими писателями были Варрон (116-27 до н. э.) и Цицерон. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих'* - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историка-литературные произведения, биографии выдающихся граждан, философские произведения. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.

       Истоки римской историографии  восходят еще к календарям  жрецов-пон- тификов. В республиканскую эпоху наибольший вклад в ее развитие внесли Саллюстий (86-35 до н. э.): «Заговор Катилины», «Югуртинская война», а также великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь, оставивший потомкам «Записки о Галльской войне». Главными задачами римской историографии были политическая пропаганда, разъяснение и оправдание внешней и внутренней политики государства.

       На развитие римской философии  оказала влияние греческая культура - наиболее распространены были  учения эпикурейцев, стоиков.  Самостоятельные философские системы  в Риме не были созданы. 

       Римская архитектура испытала  сильное влияние этрусской и  особенно греческой архитектуры.  В своих сооружениях римляне  стремились подчеркнуть идею  силы, мощи, величия, для них характерны  монументальность, пышная отделка  здании, множество украшении, стремление  к строгой симметрии, интерес  к утилитарным сторонам архитектуры,  к созданию преимущественно не  храмовых комплексов, а зданий  и сооружений для практических  нужд.

       Римские архитекторы разработали  новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли  арки, своды, купола, наряду с колоннами  использовали столбы и пилястры. Во II-I вв. до н. э. начинают широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики*, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный, окруженный парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок.  
 

       Возникает новый тип монументального  сооружения - триумфальная арка. Совершенствование  техники арочного строительства  способствует активному возведению  мостов, акведуков (от лат. aqua - вода и duco - веду).

       Завоевание Римом Греции, эллинистических  государств сопровождалось грабежом  городов. Наряду с рабами, различными  материальными ценностями в Рим  в огромном количестве ввозились  греческие статуи и картины.  Так, были перевезены в Рим  произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на конин с наиболее известных статуй. Массовое копирование тормозило развитие собственно римской скульптуры, но в то же время способствовало сохранению греческой, многие произведения которой дошли до нас только в римских копиях.

       Свой вклад в развитие скульптуры  римляне, используя этрусские  традиции, внесли в области реалистического  портрета. Портретные статуи получают  доминирующее значение в римской  скульптуре, именно в них проявляется  ее своеобразие. Римлянами были  созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.

       4. Период Империи 

  

       Ранняя империя.  Эпоха ранней  империи - прииципата (конец I в. до н. э. -II в. н. э.) - время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

       Центром изучения философии в  Римской империи (как и в  классической Греции, так и в  эпоху эллинизма) оставались Афины.  В I-II вв. н. э. у римлян по-прежнему  были распространены стоицизм  и эпикурейство. Среди знати особенно  популярен был стоицизм, основными  представителями которого в это  время были Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 н. э.) и император Марк. Аврелий (121-180 н. э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.

Информация о работе Период Республики