Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:11, реферат
Источниками знаний о государстве и праве Древнего Рима являются дошедшие до нас памятники законодательства (законы XII таблиц, Кодекс Фердосия, Кодекс Юстиниана …); сочинения римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана …); историков (Тита Ливия, Тацита, Авла Гелия, Флавия …), философов и ораторов (Цицерона, Сенеки …), писателей (Плавта, Теренция …), а также многочисленные документы (папирусы, эпитафии …).
Римское право в период ранней республики. Законы XII таблиц
Древний Рим одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу Roma, названному в честь основателя – Ромула (753г. до н.э.).
Источниками знаний о государстве и праве Древнего Рима являются дошедшие до нас памятники законодательства (законы XII таблиц, Кодекс Фердосия, Кодекс Юстиниана …); сочинения римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана …); историков (Тита Ливия, Тацита, Авла Гелия, Флавия …), философов и ораторов (Цицерона, Сенеки …), писателей (Плавта, Теренция …), а также многочисленные документы (папирусы, эпитафии …).
История римского общества и государства делится на три основных периода:
Продолжительность римской истории исчисляется 12 вв. В 509г. до н.э. в Риме после изгнания последнего рекса Тарквиния Гордого устанавливается республика. Западная Римская империя погибла в Vв. Восточная империя (Византия) пала под ударами турок в середине XVв.
В эпоху республики в
Древнем Риме была аристократическо-
На протяжении пяти веков
существования республики размеры
государства значительно
Высшими государственными органами являлись народные собрания, сенат и магистратуры.
Народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, но преимущественно право в управлении государством было у сената и магистраты.
В Римской республике три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, в их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Трибутные собрания избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов …), рассматривали приговоры о взыскании штрафа, избирали плебейского трибуна, с IIIв. до н.э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и были заменены собранием тридцати представителей курии – ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые председательствовали и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование. Решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но в IIIв. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему направлять деятельность собрания.
Особое значение принадлежало сенату, обладавшему значительной компетенцией, вершина власти относится к 300–135г. до н.э. Сенат возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VIв. до н.э.). С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты, которые концентрировали политические силы и государственный опыт Рима.
Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, в Iв. до н.э. число сенаторов было увеличено до 600, затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в 5 лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, независимыми от воли большинства свободных граждан.
Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов – принцепс.
В ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V–IIIвв. до н.э.) власть сената была несколько ограничена в пользу народных собраний.
Сенат был совещательным органом, его постановления назывались сенатус-консульты. Он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждал их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии – кандидатур). В распоряжении сената находилась казна государства, устанавливал налоги и определял финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важную роль имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Также разрешал набор в армию, распределял легионы между командующими армиями. В чрезвычайных обстоятельствах сенат принимал решение об установлении диктатуры. Таким образом, сенат осуществлял руководство государством. Постановления сената имели силу закона, как и постановления народного собрания и собрания плебеев.
Римская республика на всех своих этапах была рабовладельческой по своему историческому типу и аристократической по форме правления.
В период рассвета республики наиболее привилегированными считались главы фамилий из сенаторского сословия – нобили. Им же принадлежали крупные земельные угодья. Имущественный ценз для таких граждан достигал миллиона сестерций (мелкая серебряная монета). Вторым сословием были всадники, имущественный ценз которых составлял 400 тыс. сестерций. Рангом ниже стояли декурионы – средние землевладельцы, бывшие магистраты, управлявшие городом.
Важнейшими этапами борьбы между плебеями и патрициями стали: учреждение в 494г. до н.э. должности народного трибуна. Избираемые народом 10 трибунов не участвовали в управлении, но могли наложить вето на распоряжение любого должностного лица.
В 451–450гг. до н.э. издаются законы XII таблиц, что ограничивает возможность произвольной трактовки права патрицианскими магистратами. С 449г. до н.э. плебейские сходки могли принимать законы. С 445г. до н.э. были разрешены браки между плебеями и патрициями. Это открыло доступ плебеям к высшей магистратуре и в сенат.
Для Римской республики характерна система сдержек и противовесов: два консула, два собрания, ответственность магистратов за злоупотребления, действия их в рамках строго определенных сроков; отделение судебной власти от исполнительной.
Сенат состоял из 300 членов, куда входили наиболее богатые, именитые члены патрицианских фамилий, лица, занимавшие в прошлом высшие должности в магистратуре, а также те, кто оказал большие услуги государству. По закону Овиния в сенат стали избирать представителей плебеев. В 367г. до н.э. было установлено, что один из двух консулов должен был избираться из плебеев. В 289г. до н.э. был принят закон Гортензия, который уравнивал правомочия плебейских собраний с центуриатными.
Магистратурами в Риме
именовались государственные
Власть магистратов
В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам.
Диктатор имел «высочайший империум», включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию.
Консулу принадлежал высшая власть – право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города.
У претора был ограниченная высшая власть – без права приговаривать к смертной казни.
Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.
Консулы (в Риме два консула)
были высшими магистратами и возглавляли
всю систему магистратур. Особенно
существенными были военные полномочия
консулов: набор в армию и командование
ею, назначение военачальников, право
заключать перемирие и
Преторы появились в середине IVв. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что консулы, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой – дела с участием иностранцев (претор Перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.
Два цензора избирались раз в 5 лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и составления списка сенаторов. К их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов.
Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их росло и к концу республики достигло двадцати.
Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.
Коллегии «двадцати шести мужей» состояли из 26 человек, входивших в 5 коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.
Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайных, грозящих опасностью Римскому государству обстоятельствах (тяжелая война, восстание рабов, внутренние беспорядки). К ним моет быть отнесена комиссия децемвиров, образованная в период борьбы плебеев за права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450–451гг. до н.э.
Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, за свои действия не нес ответственности. В I-ые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры.
В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали. Срок диктатуры не должен превышать 6 месяцев. В период кризиса республики это правило было нарушено и появились пожизненные диктатуры (диктатура Суллы «для издания законов и устройства государства»).
Период республики –
период интенсивного восходящего развития
производства, приведшего к значительным
социальным сдвигам, нашедшим отражение
в изменении правового
Создание центуриатных собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало признание военной силы в возникшем государстве. Расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало о роли армии, так и о росте ее политического значения.
Постоянной армии не
было. Все граждане с 18 до 60лет, обладавшие
имущественным цензом, были обязаны
участвовать в военных
Военная активность повлекла изменения в военной организации. С 405г. до н.э. в армии появились добровольцы, которым стали платить жалованье. В IIIв. до н.э. в связи с реорганизацией центуриатного собрания число центурий возросло. На их базе формировалось до 20 легионов. Появляются, легионы от союзников, организованных Римом муниципий и присоединенных к нему провинций. Во IIв. до н.э. они составляли уже до двух третей римской армии. В это время понижается имущественный ценз, с которым была связана военная обязанность.
Информация о работе Римское право в период ранней республики. Законы XII таблиц