Франция в период 5 республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Узуфрукт (лат. usus — использование, лат. fructus — доход) — вещное право пользования чужим имуществом с правом присвоения доходов от него, но с условием сохранения его целостности, ценности и хозяйственного назначения. Предметом узуфрукта могут быть вещи, потребление которых возможно без их уничтожения, например земельные участки, животные и рабы,[1] денежный капитал не может быть предметом узуфрукта.[2] Устанавливается пожизненно, на определённый срок, или с условием, наступление которого прекращает право узуфруктария (пользователя имущества).

Содержание

Вариант 9
1. Государственный строй Франции периода V Республики (Конституции 1958 г.): общая характеристика.
2. «Каролина» 1532 г.: уголовное и уголовно-процессуальное право Германии. Общая характеристика.
3. Задача. Дом, предоставленный в качестве узуфрукта, был продан его собственником третьему лицу. Последний, как только сделка была совершена, стал требовать, чтобы узуфруктарий покинул дом. Основано ли это требование на нормах римского права?

Работа содержит 1 файл

ИГПЗС.docx

— 23.15 Кб (Скачать)

Вариант 9  
1. Государственный строй Франции периода V Республики (Конституции 1958 г.): общая характеристика.  
2. «Каролина» 1532 г.: уголовное и уголовно-процессуальное право Германии. Общая характеристика.  
3. Задача. Дом, предоставленный в качестве узуфрукта, был продан его собственником третьему лицу. Последний, как только сделка была совершена, стал требовать, чтобы узуфруктарий покинул дом. Основано ли это требование на нормах римского права?
 

     Узуфрукт (лат. usus — использование, лат. fructus —  доход) — вещное право пользования  чужим имуществом с правом присвоения доходов от него, но с условием сохранения его целостности, ценности и хозяйственного назначения. Предметом узуфрукта  могут быть вещи, потребление которых  возможно без их уничтожения, например земельные участки, животные и рабы,[1] денежный капитал не может быть предметом  узуфрукта.[2] Устанавливается пожизненно, на определённый срок, или с условием, наступление которого прекращает право  узуфруктария (пользователя имущества). 

     В римском  праве узуфрукт относился к личным сервитутам. При начале узуфрукта  узуфруктарий составлял опись имущества, передаваемого ему, а также зачастую предоставлял поручителя в том, что  он будет пользоваться имуществом как  хороший хозяин. Продажа собственником  вещи не оказывает влияния на права  узуфруктария. Узуфруктарий не вправе требовать компенсации за внесённые  им улучшения.

     2. Узуфрукт 

     К числу  личных сервитутов относился узуфрукт, который определяется как право  пользования чужой вещью и  получения от нее плодов с сохранением  в целости субстанции (сущности) вещи. 

     В качестве личного сервитута узуфрукт был  правом пожизненным или на срок, но не переходил на наследников узуфруктария (то есть имеющего это право), не мог  отчуждаться, отчего являлся непременно срочным: его продолжительность  во времени ограничена по крайней  мере жизнью выгодополучателя. Возможность  установить узуфрукт в пользу universitas (продолжительность существования  которой не ограничена временем жизни  ее членов) классики мотивируют тем, что  гражданская община может утратить его из-за неиспользования. Или сама прекратить существование, как это  было с Карфагеном. Для узуфрукта, устанавливаемого в пользу муниципия, была предусмотрена возможно в провинциальных эдиктах по аналогии с длинной  жизни человека предельная продолжительность  в 100 лет.  

     Сущность  института узуфрукта состоит  в том, что одному лицу (узуфруктарию) принадлежат отдельные – связанные  с потребительской стоимостью вещи полномочия собственника, тогда как  титул и право распоряжения остаются у ее собственника. «Право собственности  при этом не пребывает в «подвешенном состоянии», а субъективная юридическая  ситуация dominus proprietas не сводится к правомерному ожиданию восстановления вещи. Например, приобретения, сделанные рабом, обремененным узуфруктом обращаются в пользу собственника за исключением того случая, когда они сделаны на средства узуфруктария».[2]  

     Объектом  узуфрукта может быть любая плодоносящая и непотребляемая в процессе ее хозяйственного использования вещь. Выгодополучатель присваивает плоды от такой вещи и имеет право пользоваться ею не меняя ее хозяйственного назначения. 

     Юрист Павел определил узуфрукт как  право пользования и извлечения плодов из чужих вещей, но не на субстанцию вещи. Использование вещи не по назначению римское право квалифицирует  как злоупотребление собственностью. Узуфруктарий не имеет право производить  улучшения вещи, не то чтобы ухудшать ее качество. Причина отсутствия у  узуфруктария права владения заключается  прежде всего в защите непосредственной связи с вещью. 

     Собственник вещи, обремененной узуфруктом оказывается  лишенным практически всех полномочий. Гай называет такую собственность  голой. «Голый» собственник не может  установить сервитут на свою вещь (даже с согласия узуфруктария), изъять ее из оборота (например, переведя участок  в категорию религиозных вещей) или отпустить на волю раба (в  таком случае раб остается рабом, но без господина). «Отсюда – распространенные в прошлом концепции узуфрукта  как временной собственности, собственности  на плоды, совместной собственности, а  также – функционально разделенной  собственности.Эти искусственные  конструкции не применимы к римскому праву. Узуфруктарий не может считаться  собственником уже потому, что  его полномочия являются временными. Только крайний упадок научного уровня правовой мысли в постклассическую эпоху мог привести к трактовке  узуфрукта как временной собственности, подлежащей возврату».[3] 
 

§ 3. Пятая республика во Франции 

В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент  призвал к власти генерала де Голля  и наделил его правительство  чрезвычайными полномочиями. Правительство  спешно подготовило проект новой  конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2% голосов его участников и с  октября 1958 г. вступил в силу. 

Конституция 1958 г. Авторы Конституции 1958 г., которую считали  “скроенной точно по мерке для  де Голля”, исходили из необходимости  коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя  Третьей и Четвертой республик. Прежде всего предполагалось стабилизировать  политическую систему путем “большей сбалансированности” всех видов  власти и усиления независимости  исполнительной власти от политических маневров различных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источником только “мандат народа” (т. е. выборы). Однако еще более эффективным средством укрепления системы властвования должен был стать институт главы государства. Возвышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качестве повседневного главы правительства и лидера парламентского большинства, президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения. Таким образом, одной из важнейших задач этого органа было гарантировать стабильность исполнительной власти в неблагоприятных политических и экономических условиях. 

Эти идеи были четко  проведены в тексте нового основного  закона. Свидетельством этому является сама структура конституции, построенной  по схеме президент — правительство  — парламент. Центральным звеном всей политической системы стал президент. Ему была отведена роль “высшего арбитра”, призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных  органов, а также преемственность  государства (ст. 5). Поэтому президент  не нес политической ответственности  ни перед каким органом (за исключением  случая государственной измены) и  никем не контролировался. В то же время для выполнения своей роли он был наделен как широкими постоянными  прерогативами, так и полномочиями, имеющими исключительный характер. 

Прежде всего, президент  назначал главу правительства, а  по его предложению — остальных  членов кабинета, а также принимал их отставку. Он председательствовал  на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в  Высшем совете магистратуры. Ему предоставлялись  полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские  и военные должности. 

Президент был наделен  значительными полномочиями не только в исполнительной, но и в законодательной  сфере: он имел право подписывать  и обнародовать законы, требовать  от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; право  оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный  совет (суд) для заключения о его  соответствии конституции; право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посланиями, которые  не подлежат обсуждению; право принимать  ордонансы, имеющие силу закона. Президент  получил также право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что  не характерно для чисто президентских  республик. Он представлял Францию  в международных отношениях, наделялся  значительными прерогативами в  области внешней политики. 

Помимо указанных  полномочий, президент по ст. 16 получил  право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда  “установление Республики, независимость  Нации, целостность ее территории или  выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной или  непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной  власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено”. 

Одновременно предусматривался ряд гарантий против установления единоличной  диктатуры президента (автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного совета и т. п.). Однако деятельность президента в период чрезвычайного  положения никем не контролировалась. В соответствии сост. 19 свои наиболее важные полномочия: назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум и ряд  других — президент осуществлял  единолично, без контрасигнирования со стороны премьера и соответствующих  министров. Остальные акты президента требовали министерской скрепы, и, таким  образом, премьер-министр нес за них политическую ответственность  перед парламентом. 

Конституция 1958 г. отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные  выборы президента были заменены прямыми. 

Второе место в  государственном механизме Пятой  республики было отведено правительству. В самом общем виде 

его компетенция  закреплялась в ст. 20 Конституции: правительство  должно определять и осуществлять “политику  нации”, распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр, полномочия которого определены более  подробно, должен руководить деятельностью  правительства, нести ответственность  за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские  должности. 

Таким образом, высшая исполнительная власть, по конституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая  определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависели от согласованности их действий при  стратегическом верховенстве президента и, главным образом, от расстановки  партийно-политических сил. 

На последнее место  среди высших государственных органов  Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоял из двух палат — Национального  собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избираемый путем косвенного голосования коллегиями выборщиков, должен был обеспечивать представительство  территориальных единиц республики и французов, проживавших за пределами  Франции. Особые “сдерживающие” полномочия Сената, обладающего правом вето в  отношении проектов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов. 

Специальный раздел Конституции был посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством, в котором отчетливо закреплялась доминирующая роль правительства. Тщательно  оформленное функциональное разделение “властей”, подробная регламентация  деятельности, структуры и процедуры  заседаний парламента имели целью  создание системы “рационализированного” парламентаризма вместо парламентарных моделей Третьей и Четвертой  республик. 

Акты парламента могли регулировать строго определенный и сравнительно небольшой круг вопросов (структура и принципы организации  государственного аппарата, права и  свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового  права и др.). По этим вопросам правительство  также могло издавать нормативные  акты, имеющие силу закона (ордонансы), но только с разрешения парламента. Возможность подобного рода делегирования  парламентом своих полномочий была прямо предусмотрена в Конституции, а последующая практика закрепила  такое положение. Все остальные  вопросы должны были решаться в административном порядке, регламентарной властью кабинета, т. е. путем декретов. 

Правительство обладало также значительными полномочиями по контролю над законодательным  процессом. Прежде всего оно, по сути, определяло повестку дня работы парламента. Правительственные законопроекты  должны были рассматриваться в первую очередь. Правительство могло также  использовать целый ряд средств  по отклонению внесенных парламентариями  поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового  законопроекта, например, парламенту устанавливался определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимался, он мог быть введен в действие правительственным  декретом. 

Конституция 1958 г. устанавливала  ответственность правительства  перед парламентом. Однако принятие “резолюции порицания”, которая обязывала  бы правительство уйти в отставку, было обставлено многочисленными условиями (ст. 49). Правительству могло быть отказано в доверии только абсолютным большинством голосов, а если инициаторы резолюции не собирали такого большинства, они утрачивали право вносить  новую в течение той же парламентской  сессии. 

Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства  перед парламентом, министерская скрепа актов президента и т. п.), наиболее существенные полномочия в определении  и проведении государственной политики были переданы президенту. Обширные прерогативы  президента Франции, предусмотренные  конституцией, не имели аналога даже в президентских республиках. Режим  Пятой республики стал в теории именоваться  смешанным “президентско-парламентским” или “косвенным президентским” режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы правления, получившей в политической науке наименование “полупрезидентская республика”. 

Информация о работе Франция в период 5 республики