Ответы на вопросы к зачету по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:26, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к зачету по дисциплине "Культурология" с ответами

Работа содержит 1 файл

Культурология2.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Постепенно  аккультурация стала пониматься не только как групповой феномен: ее начали рассматривать на уровне психологии индивида. Процесс аккультурации  трактовался теперь как изменение  ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок индивида. В современной культурологии под аккультурацией понимают процессы взаимодействия различных культур, в ходе которых происходят их из- 

ниться  взаимно. Поэтому диапазон результатов  адаптации весьма широк — от успешного приспособления к новой жизни до полной неудачи, 

Конечные  результаты адаптации будут зависеть как от психологических, так и  от социокультурных факторов, которые  достаточно тесно связаны друг с  другом. Психологическая адаптация зависит от типа личности человека, событий в его жизни, а также от социальной поддержки. Эффективность социокультурной адаптации определяется знанием культуры, степенью включенности в контакты и межгрупповыми установками. И оба этих аспекта адаптации зависят от убежденности человека в преимуществах и успешности выбранной им стратегии интеграции. 

Культурный  шок при освоении «чужой» культуры 

Нередко контакт с иной культурой приводит к разнообразным проблемам и  конфликтам, связанным с непониманием чужой культурной среды. 

Понятие «культурного шока» и его симптомы. Иногда используются сходные понятия  — «шок перехода», «культурная утомляемость». В той или иной степени стресс, или культурный шок, переживают практически  все иммигранты, оказывающиеся в  чужой культурной среде. 

Термин  «культурный шок» был введен в  научный оборот американским исследователем К. Обергом в 1960 г. Он отметил, что  вхождение человека в чужую культуру сопровождается неприятными ощущениями. В наше время считается, что причины  этого кроются, с одной стороны, в неожиданности столкновения с опытом чужой культуры, а с другой — в возможности (также неожиданной) негативной оценки собственной культуры. 

Обычно  выделяют шесть форм культурного  шока: 

 •  напряжение из-за усилий, прилагаемых  для достижения психологической адаптации;

 •  чувство потери старых друзей, положения в обществе, профессии,  собственности;

 • чувство одиночества (отверженности) в новой среде, которое может трансформироваться в отрицание чужой культуры;

 • нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

 • тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;

• чувство  неполноценности из-за неспособности  справиться с ситуацией. 

Главная причина культурного шока — это  различие культур. Когда человек оказывается в новой культурной среде, привычная система ори- 
 

  1. Стереотипы, предрассудки и конфликты  в межкультурной  коммуникации.

Понятие и сущность предрассудка. Психология рассматривает предрассудок как  психологическую установку предвзятого  и враждебного отношения к чему-либо без достаточных на то оснований или причин. 

Главным фактором в возникновении предрассудков  выступает неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия — неприязнь ко всем иностранцам. 

Предрассудки  возникают как следствие неполного  или искаженного понимания объекта  Возникая на основе ассоциации, воображения  или предположения, психологическая  установка с искаженным информационным компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту. 

В процессе межкультурной коммуникации следует  различать стереотип и предрассудок. Стереотип, как обобщенный, собирательный  образ группы или ее представителя, как правило, без ярко выраженных эмоциональных оценок, содержит возможность позитивных суждений. 

Для предрассудков  характерно бездумное негативное отношение  ко всем членам группы или большей  ее части. В практике человеческого  общения объектом предрассудков обычно становятся люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Известные формы предрассудков — это, например, расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку, полу.

Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами культуры, поскольку порождены общественными, а не биологическими причинами. Однако предрассудки представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще всего предрассудки включены в культуру в виде нормативных заповедей, т.е. строгих представлений — «что и как должно быть», например, как следует относиться к представителям тех или иных этнических или социокультурных групп. 

  1. Толерантность как результат  кросскультурной  коммуникации.

Процесс глобализации, ведущий к взаимозависимости  культур, народов и цивилизаций, вызывает к жизни необходимость перехода от иерархической системы отношений, построенных на принципах господства и подчинения, к системе отношений, основанных на принципах демократии, плюрализма и толерантности. Вместе с тем глобализация создает предпосылки, затрудняющие диалог культур. Это — нарастающее многообразие и все углубляющаяся социальная поляризация в мире, активизация религиозного фундаментализма и воинствующего национализма, рост числа их адептов, неспособность существующих социальных институтов защитить любую этническую культуру в новых условиях. Поэтому возникает потребность в консенсусе, достичь которого можно, лишь осознав, что удовлетворить собственные интересы нельзя без учета интересов другого. 

В настоящее  время во взаимодействии народов  и культур очевидно доминирование локальных интересов над общими. Иными словами, подавляющая часть этнических групп отстаивает местные интересы, которые признаются приоритетными по отношению ко всем другим. В этой ситуации крайняя терпимость к членам своей группы сочетается с нетерпимостью ко всем остальным. Но при таком направлении развития авторитарное подчинение, грубая сила, утилитаризм и прагматизм малопродуктивны. Необходимым условием выживания народов в современном мире может быть только интеграция, признание суверенности и ценности каждого народа и его культуры. Это означает, что взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толе- 

3. Не  судить о ценностях, убеждениях  и обычаях других культур на  основе собственных ценностей. 

4. Всегда  помнить о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей. 

5. Никогда  не исходить из превосходства  своей религии над религией  другого. 

6. Общаясь  с представителями другой религии,  пытаться понимать и уважать  эту религию. 

7. Стремиться  понять обычаи приготовления  и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов. 

8. Уважать  способы одеваться, принятые в  других культурах. 

9. Не  демонстрировать отвращения к  непривычным запахам, если те  могут восприниматься как приятные  людьми других культур. 

10. Не  исходить из цвета кожи как  «естественной» основы взаимоотношений  с тем или иным человеком. 

11. Не  смотреть свысока на человека, если его акцент отличается  от твоего. 

12. Понимать, что каждая культура, сколь бы  малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые бы обладали монополией на все. 

13. Не  пытаться использовать свой высокий  статус в иерархии родной культуры  для воздействия на поведение  своих партнеров в ходе межкультурных  контактов. 

14. Всегда помнить, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой1. 

При формировании этих установок людям чрезвычайно  важно понимать необходимость и  сохранения этнической и культурной идентичности, без которой невозможно нормальное психологическое самочувствие человека, и развития мультикультурализма. Обе эти тенденции должны разумно и гармонично сочетаться друг с другом. Только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек способен к этнической и культурной толерантности, к жизни в современном, все более глобализирующемся, мире. 

  1. Актуальные черты развития культуры на современном этапе.
 

32.Постмодернизм.

Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса в США. В целом, постмодернизм — это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Весь слой культуры в концепции постмодернизма становится достоянием рефлексиру-юшегоума.  

Подлинный мир постмодернизма — лабиринт и  полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал. 

  1. Предпосылки возникновения и  сущность культурной универсализации, ее положительные и отрицательные стороны.

В современном  мире сосуществуют, иногда взаимодействуя, а порой, практически не пересекаясь  друг с другом, различные культуры. Миллионы людей ориентируются на самые разные системы ценностей, руководствуются подчас взаимоисключающими принципами, стереотипами, правилами. Однако в XX в. набирает силу тенденция к историческому становлению универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в сфере культуры в XX в., приобрели глобальный характер, затронув все народы и цивилизации. Оценки этих процессов в культурологии неоднозначны. 

Сторонники одной  точки зрения убеждены, что все  народы, нации и этносы развиваются  по общим законам. При этом одни вырываются вперед в своем экономическом, социальном, культурном развитии, а другие отстают, переживая даже периоды обратного движения. Каждую культуру отличают также существенные региональные и национальные особенности. Но в конечном счете человечество движется в одном направлении, и это обстоятельство было определяющим в развитии мировой культуры в XX в., именно в русле этого единого общемирового движения сближались и постепенно сливались нации, народы, сближались национальные культуры, сливаясь в единую общемировую культуру. 

Сторонники другой точки зрения исходят из прямо противоположных убеждений. По их мнению, вообще нельзя говорить ни о единой человеческой цивилизации, ни о единой человеческой культуре. В истории человечества было и остается немало различных цивилизаций, и каждая из них, будучи по-своему уникальной, двигается по собственному пути, только заимствуя у других какие-то элементы культуры. Но все-таки определяющим выступают не эти заимствования, а то особенное, что лежит в основе общечеловеческой, или мировой, культуры.

стороны, эта  ситуация художественного плюрализма активизирует творческую свободу человека, который теперь может совмещать в своей художественной практике рациональность и мифологичность. Это также позволяет человеку быть более восприимчивым к новому, расширяет горизонты художественного творчества. Но, с другой стороны, безграничный плюрализм делает современную культуру неустойчивой, хрупкой, создает некие зоны напряжения, способные ввергнуть культуру в хаос всеобщего разлада. Ситуация, когда сосуществуют разнородные, противоречивые установки и способы отношения к миру, может разрешиться двумя способами: культура не сумеет выбраться из хаоса и неопределенности, что чревато апокалипсисом; произойдет плавная адаптация друг к другу всех явлений, что обеспечит переход культуры к какому-то новому состоянию, означающему смену культурной парадигмы в XXI столетии.

Информация о работе Ответы на вопросы к зачету по культурологии