Ответы на вопросы к зачету по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:26, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к зачету по дисциплине "Культурология" с ответами

Работа содержит 1 файл

Культурология2.doc

— 231.00 Кб (Скачать)
        1. Социально-синергетическая модель (форма) динамики культуры.

Выбирая в качестве предмета исследования социальные системы, целесообразно начать с уточнения  основных понятий. Этими взаимосвязанными понятиями являются культура, общество, или социум, и цивилизация. В качестве основного метода исследования этих феноменов — в первую очередь культуры — выбран синергетический подход. Применение синергетической методологии в данном случае уместно потому, что культура, а также общество и цивилизация обладают всеми свойствами самоорганизующихся систем, исследованием которых и занимается синергетика: открытостью, нелинейностью, неустойчивостью, стохастичностью, когерентностью , система должна быть сложна по составу (многоуровневый). Рассчитана, на определенном этапе развития она предсказуема, дальше доходит до точки бифуркации (ветвления) либо система не проходит  до этой точки, либо начинает развиваться непредсказуемо, предугадать невозможно, но варианты развития есть, настоящие формируются из будущего. 

        1. Типы и факторы культурной динамики.

Признавая принципиальное многообразие, многолинейность  процессов динамики культуры, в современной  культурологии выделяют несколько  типов культурной динамики, описывающих  качественные изменения культуры разного  масштаба и уровня. 

·        • Изменения, ведущие к смене  духовных стилей, художественных направлений, ориентации и моды; территориальные  перемены центров активной культурной деятельности; другие перемены, входящие в сферу истории культуры и  ее ответвлений: истории искусства, литературы, моды и т.д. Примером такого рода служит смена художественных стилей в истории западноевропейского искусства и культуры — романика, готика, ренессансный, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. К подобным изменениям неприменимо понятие прогресса, так как мы не можем сказать, что классицизм совершеннее готики, модернизм выше реализма, только потому, что они появились позже во времени. Шедевры появлялись в русле любого из этих стилей. 

·        • Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами. Это формирование новых жанров и видов искусства, создание новых научных направлений, аналогичные явления в других сферах культуры, вызванные как творческим процессом, так и внешним влиянием. Такие процессы никогда не охватывают всей культуры, а происходят в отдельных ее сферах или ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов стабилизации культуры в целом. Так, научные и философские открытия Нового времени и последовавшая за ним промышленная революция почти не затронули роли церкви в обществе, ее авторитета среди народных масс Точно так же и появление новых жанров в искусстве никак не облегчало жизнь бедняка, не меняло традиционных верований и институтов — церкви, семьи и т.п. 

·        • Культурный застой как состояние  длительной неизменности и повторяемости  норм, ценностей, смыслов и знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение  или запрет нововведений. Он может  быть характерен как для культуры в целом, так и для отдельных ее сфер. Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение самобытности данного общества, культурной традиции. Но консервация общей системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отторжением нововведений или заимствований, может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. Конечно, в таких обществах происходят постоянные циклические изменения, вновь и вновь повторяющие пройденные этапы и формы культуры, но они не приводят к заметным сдвигам. 

Как правило, состояние застоя характерно для  небольших устойчивых этнических культур, приспособленных к среде своего обитания, живущих в состоянии  гомеостаза (равновесия) с ней. Они зависят от окружающей среды и не хотят, да и не могут выработать ничего нового. Сегодня это состояние может сохраниться только в изоляции от всего остального мира. 

Факторы культурной динамики 

Обратимся теперь к проблеме факторов, формирующих и поддерживающих изменения (или их отсутствие) в культуре. 

Природный фактор занимает ведущее место среди факторов культурной динамики, так как культура в значительной степени зависит от природных условий, в которых она существует, от своего кормящего и вмещающего ландшафта. Впервые этот фактор был подробно проанализирован в теории «географического детерминизма» Руссо, который сделал вывод, что культура возникла в благоприятных для жизни тропических районах, но ее развитие было связано с районами умеренного климатического пояса, потребовавшего от человека достаточно большого труда и усилий для выживания. Руссо считал природный фактор решающей причиной развития культуры и цивилизации в Европе и застоя их на севере и юге. 

Природные географические условия влияют не только на форму культурной динамики. Они определяют также и способ хозяйствования, формируют картину мира, существенно влияют на другие сферы культуры. Наличие природных ресурсов и возможность их использования — еще одна сторона природного фактора культурной динамики. Так, жизнь в горах ориентирует население на специфический экономический и хозяйственный уклады — ориентация не на земледелие, а на овцеводство, формирует свою систему ценностей, принципиально отличающуюся от жизни земледельческих народов равнин или степняков-кочевников.  

  1. Понятие «межкультурная коммуникация», ее уровни и виды.

В современном  мире любой народ открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими  народами продуктами собственной культуры. Это обращение к культурам других народов получило название «взаимодействие культур» или «межкультурная коммуникация».

8.1. Понятие  и сущность межкультурной коммуникации 

Желание постичь, как, впрочем, и полярное стремление не принимать во внимание другие культуры или же рассматривать их как недостойные, оценивая при этом носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, существовали на всем протяжении человеческой истории. В трансформированном виде эта дилемма сохраняется и сегодня — даже само понятие межкультурной коммуникации вызывает множество споров и дискуссий в научной среде. Его синонимы — «кросс-культурная», «межэтническая» коммуникация, а также «межкультурная интеракция». 

О межкультурной  коммуникации (интеракции) можно говорить только в случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как «чужое». Участники межкультурных отношений не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения, при этом каждый из них постоянно отмечает для себя как характерное, так и незнакомое, как тождество, так и инакомыслие, как привычное, так и новое в представлениях и чувствах «своих» и «чужих». 

Понятие «межкультурная коммуникация» впервые  было сформулировано в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Мо- 

ставе макрокультуры. Каждая микрокультура  имеет одновременно сходство и различие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям одинаковость восприятия мира. В то же время материнская культура отличается от микрокультуры этнической и религиозной принадлежностью, географическим расположением, экономическим состоянием, половозрастными характеристиками, семейным положением и социальным статусом их членов. 

Межкультурная коммуникация на микроуровне. Можно  выделить несколько ее типов: 

 •  межэтническая коммуникация —  это общение между индивидами, представляющими разные народы (этнические  группы). Общество, как правило, состоит из этнических групп, которые создают и разделяют свои субкультуры. Свое культурное наследство этнические группы передают от поколения к поколению, и благодаря этому они сохраняют свою идентичность в среде доминирующей культуры. Совместное существование в рамках одного общества естественно приводит к взаимному общению разных этнических групп и обмену культурными достижениями; 

·        • контркультурная коммуникация между представителями материнской  культуры и теми ее элементами и  группами, которые не согласны с господствующими ценностями и идеалами материнской культуры. Контркультурные группы отказываются от ценностей доминирующей культуры и выдвигают собственные нормы и правила, противопоставляющие их ценностям большинства; 

·        • коммуникация среди социальных классов и групп — основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. Различия между людьми обусловливаются их происхождением, образованием, профессией, социальным статусом и т.д. Расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными выражается зачастую в противоположных взглядах, обычаях, традициях и др. Несмотря на то что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отражаются на коммуникации между ними; 

·        • коммуникация между представителями  различных демографических групп: религиозных (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчина-ми и  женщинами, между представителями  разных поколений). Общение между людьми в данном случае определяется их принадлежностью к той или иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы; 

·        • коммуникация между городскими и сельскими жителями — основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе 

жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», определяющих специфику  этого процесса; 

·        • региональная коммуникация между  жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жителей северных американских штатов отталкивает «приторно-сладкий» стиль общения жителей южных штатов, который они считают неискренним. А житель южных штатов воспринимает сухой стиль общения своего северного друга как грубость; 

·        • коммуникация в деловой культуре — возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом  специфических обычаев и правил, образующих их корпоративную культуру, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.

Межкультурная коммуникация на макроуровне. 

Межкультурная коммуникация на макроуровне. Открытость внешним влияниям, взаимодействие —  важное условие успешного развития любой культуры. 

В современных международных документах формулируется принцип равноправия культур, что подразумевает устранение каких-либо правовых ограничений и духовного подавления стремлений каждой этнической или национальной группы (даже самой малой) придерживаться своей культуры и сохранять свою самобытность. Конечно, влияние крупного народа, нации или цивилизации несравненно масштабнее, чем малых этнических групп, хотя последние также оказывают культурное воздействие на соседей в своем регионе, вносят свой вклад в мировую культуру. 

Каждый  элемент культуры — мораль, право, философия, наука, художественная, политическая, бытовая культура — обладает своей  спецификой и воздействует прежде всего  на соответствующие формы и элементы культуры другого народа. Так, художественная литература Запада обогащает творчество писателей Азии и Африки, но идет и обратный процесс — лучшие писатели этих стран знакомят западного читателя с иным видением мира и человека. Аналогичный диалог идет и в других сферах культуры. 

Взаимодействие  культур затрагивает самые разные группы людей — от весьма малочисленных этносов численностью в несколько десятков человек до миллиардных народов (таких, как китайцы). Поэтому при анализе взаимодействия культур выделяют этнический, национальный и цивилизационный уровни взаимодействия. 

Итак, межкультурная  коммуникация — сложный и противоречивый процесс В разные эпохи он проходил по-разному: случалось, что две культуры мирно уживались, не ущемляя достоинства  друг друга, но чаще межкультурная коммуникация проходила в форме резкой конфронтации

Виды

    • Вербальный
    • Невербальный
    • Паравербальный
 
  1. Аккультурация и ее основные формы. Стресс аккультурации.
 

Понятие и сущность аккультурации. 

Понятие и сущность аккультурации. Впервые  понятие «аккультурация» возникло в американской культурной антропологии в конце XIX в. Тогда оно имело узкое значение и отождествлялось с процессами ассимиляции, происходившими в индейских племенах при соприкосновении с культурой белых американцев. В начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, т.е. как изменение (в зависимости от удельного веса (численности) групп) исходных культурных моделей всех этих групп. Причем процессы эти происходят автоматически: культуры смешиваются и достигается состояние культурной и этнической однородности. Именно в рамках этих теорий возникла концепция Америки как плавильного котла культур всех иммигрантов, прибывающих в Новый Свет. И в результате «выплавляется» новая однородная американская культура. 

Информация о работе Ответы на вопросы к зачету по культурологии